"Российского читателя оставили без небес, уподобив тому домашнему животному, которое смотрит только в корыто, а в нем — "космические проститутки" и бездарное фэнтези", — считают писатель-фантаст Александр Тутов и журналист, специалист по научной фантастике Анатолий Беднов. Об этом они рассказали корреспонденту "Правды.Ру" Андрею Михайлову.
Кто в детстве не увлекался научно-фантастическими романами! Несколько поколений выросло на литературе, повествующей об открытии далеких планет, о внеземных цивилизациях, контактах с другими мирами. Русская космофантастика — это целая эпоха в жизни общества. Увы, в последние лет двадцать этот жанр тихо сходит на нет. Почему это происходит?
Имя члена Союза писателей Александра Тутова знакомо российским почитателям научной и, так сказать, "лирической" фантастики уже много лет. Публиковать свои рассказы он начал еще с 15 лет, сейчас на его счету уже 19 книг, из них многие стали признанными бестселлерами. Вообще Тутов — человек на удивление многогранный. По образованию врач, ныне известный мануальный терапевт, он в свое время был атаманом Северо-Двинского казачьего войска, региональным парламентарием в Поморье, да и сейчас активно занимается общественной деятельностью.
Анатолий Беднов — известный на Русском Севере публицист, критик, член Союза журналистов России. Много лет его публикации, в числе прочего на темы научной фантастики, приковывают внимание читателей. Итак, что же такое современная русская фантастика для нашего общества — чистое "развлекалово", жвачка для мозгов или все-таки некое олицетворение мечты, заставляющее думать о будущем? Об этом и рассуждают по просьбе нашего издания два признанных корифея этого жанра.
Анатолий Беднов: Куда же пропали книги о звездолетах, колониях на Луне и Марсе, внеземных цивилизациях, которыми мы зачитывались в детстве? Неужели тема покорения космоса стала неинтересна читателю?
Александр Тутов: Я был поклонником научной фантастики, начиная со школы, сам работаю в малом жанре фантастические рассказов. Но, не удивляйтесь, я себя фантастом не считаю, потому что занимаюсь также военной, исторической, медицинской прозой. Но при этом считаю, что фантастика — тот жанр, который учит человека думать, размышлять, создавать разные проекты. Человек, любящий фантастику, обычно очень деятельный, способный к самосовершенствованию. А раз он умеет фантазировать, то умеет и изобретать.
На самом деле, фантастика может быть и литературой, и нелитературой, как говорили братья Стругацкие, классики этого жанра. Если детектив может быть классическим произведением, то это же можно сказать и о фантастике. Дюма и Конан Дойл не меньшие классики по воздействию на человеческую мысль, чем Бальзак, Шекспир и Лев Толстой. Кто-то, конечно, это оспорит…
Читая фантастику, я отдал дань и жанру фэнтези. Мой первый роман написан как раз в этом направлении. Сейчас полки заполонило фэнтези, но оно, к сожалению, по большей части неинтересно и мне, и, думаю, многим другим читателям. Это произведения, похожие одно на другое, с одинаковыми героями, и отличаются друг от друга немногим. Иногда появляются, конечно, жемчужинки прозы, но они теряются в этой массе.
Читайте также: Джон Толкиен — автор Библии "детей цветов"
Дело даже не в этом, а в том, что из жанра фантастики у нас — как в кино, так и в книгах, практически исчезла космическая тема. В лучшем случае действие происходит на какой-то дальней планете. В первую очередь пострадала, конечно, наша русская фантастика. Нас стали отдалять от космоса и отучать от мечты осваивать другие планеты, от полетов к звездам. За последнее время такие книжки можно пересчитать по пальцам. В то же время по-прежнему очень много американской космической фантастики, порой похожей… на жевательную резинку! Получается, что мы проиграли, извините, не только холодную, но и интеллектуальную войну. Людей отучают от мыслей о высоком!
А.Б.: В девяностые годы решили упразднить не только нравственный закон в душах людей, выражаясь словами Канта, но и звездное небо над их головами. В то же время на прилавки хлынул поток самой низкосортной, бульварной литературы под маркой фантастики. Так, лет двадцать назад во всех киосках продавались "Похождения космической проститутки". Чтобы убить интерес читателей к жанру, его опошляли.
А.Т.: А ведь у нас были братья Стругацкие, Иван Ефремов, Кир Булычев. Я считаю, что за выход в космос надо бороться. Хотя много мрачных мыслей возникает, когда узнаешь, что на Сочинскую олимпиаду затрачивается больше средств, чем на строительство колонии на Марсе на пятьдесят тысяч человек. От этого становится грустно.
Мы с писателем Борисом Успенским сейчас пытаемся осваивать жанр космической оперы. Там положительный герой — русский, который служил в спецназе "Черные ангелы" и теперь создает космическую империю. Мы пишем серию из семи романов, две книги уже полностью готовы, на подходе третья. Еще Сергей Декопольцев пишет в этом жанре.
А.Б.: Дело еще, наверное, вот в чем. Чтобы писать научную фантастику, нужно много специальных знаний по астрономии, астрофизике, ракетостроению и т. д. Как для сочинения исторического романа необходимо в совершенстве знать описываемый период, глубоко погрузиться в тему, чтобы не выросла развесистая клюква. Поэтому многие авторы решаются писать фэнтези — дескать, там большой интеллектуальный багаж не нужен. Просто от лености мышления. Как в анекдоте: чего тут знать и уметь — наливай да пей. Так и здесь: садись и пиши, наращивай тиражи. Но ведь и для фэнтези необходимы талант, литературное мастерство и солидный объем знаний, а эти авторы идут по легкому пути. Результат — однообразная макулатура в магазинах.
А.Т.: В наших совместных с Борисом Успенским книгах много медицинских знаний используется — и я как медик пишу эти страницы. Борис — преподаватель химии, и он применяет свои знания. А если ты не имеешь необходимых знаний, начал писать сразу после школы, которую с трудом окончил, то для тебя жанр слащавого фэнтези наиболее подходящий. А написать хорошее героическое фэнтези после таких корифеев, как Толкиен, очень трудно. Ведь его "Властелин колец" — мощнейшее философское произведение. И очень сложное: этнография, изучение языков…
А.Б.: Толкиен был филологом, обладал обширными познаниями в мировой мифологии, лингвистике, что и помогло ему сконструировать языки эльфов, гномов, орков, гондорцев и других народов Средиземья.
А.Т.: И при всех своих знаниях и старании написал не так уж и много. А иные наши авторы выдают по нескольку романов в год, пытаясь переплюнуть Дарью Донцову…
Я считаю, что министерство культуры должно поддерживать не только детскую литературу, но и проводить конкурсы произведений о космонавтике, о будущем. И пытаться поддерживать кинофантастику. Ту, которая устремлена в будущее, а не фильмы-катастрофы или страшилки про пришельцев. Такие фильмы, как "Через тернии к звездам", "Москва-Кассиопея", "Отроки во Вселенной" — мощный вклад в детскую кинофантастику с хорошим сюжетом, хорошей игрой актеров, хотя и без компьютерных наворотов. Они тогда серьезно повлияли на молодежь.
А.Б.: Был в начале шестидесятых снят фильм "Планета бурь", экранизация одноименного романа Александра Казанцева. Тоже без компьютерных эффектов. Но его по сей день изучают в Голливуде как пример профессионально сделанной кинофантастики, многие технические приемы которого потом использовались американскими мастерами этого жанра. Но отечественный зритель о нем не знает.
Кстати, роман и фильм — пример сочетания футурологии и русского патриотизма. Персонажи его — Добров, Богатырев оказываются на Венере в окружении инопланетных Змеев-Горынычей (динозавров).
Хочу еще отметить, что в нашей фантастике практически упущена тема Антарктиды. А ведь этот материк открыли русские мореплаватели. В то же время много и охотно пишут про немецкие экспедиции в Антарктиду, колонию "Новая Швабия" (про которую точно не известно, существовала ли она в действительности) и т. д. Хотя еще в начале двадцатого века была снаряжена русская антарктическая экспедиция, результаты которой засекретили. Я уж не говорю о советском периоде исследований…Вот тема для романов, вот о чем надо писать! Появятся ли в нашей литературе свои "Ледяные сфинксы" и "Хребты безумия"?
Или восторжествует обывательское отношение к теме: это далеко и холодно, и нам неинтересно? Российского читателя и так уже оставили без небес, уподобив тому домашнему животному, которое смотрит только в корыто, а в нем — "космические проститутки" и бездарное фэнтези.
А.Т.: Если будет поддерживаться космофантастика, то будет и развитие науки в целом. Ведь с космонавтикой со времен Юрия Гагарина тесно связана и медицина, и биология, и физика, и химия, и энергетика. Так что даешь литературу дальнего прицела! Не про "самонадевающиеся ботинки", как говорил мой старший наставник Игорь Георгиевич Халымбаджа, приведший меня в этот литературный жанр. То есть не надо литературы "ближнего прицела", на потребу мещанам, тогдашним и нынешним, которым нужно банальное развлекалово, жвачка даже не для ума, а для глаз.
Хорошая фантастика — это ведь тоже русский проект, который будет стимулировать интеллектуально, повышать самоуважение и воспитывать через достижения литературы, культуры, науки любовь к Родине!
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"