20 июля 1931 года родилась Марина Попович, летчик-испытатель 1-го класса, установившая 101 мировой рекорд. В 2013 году главный редактор Pravda.Ru Инна Новиковой побывала в гостях у легенды нашей авиации...
Напомню нашим читателям, что Марина Лаврентьевна Попович первая женщина, которая пилотировала Ан-22. Первая и единственная, которая установила 102 мировых рекорда на самолетах разных типов и классов, летчик-испытатель первого класса, инженер-полковник, а также писатель и общественный деятель. Я, к примеру, зачитывалась последней книгой Попович "НЛО над планетой Земля".
— Марина Лаврентьевна, сегодняшним юношам и девушкам трудно представить систему жизненных ценностей, какой она была у послевоенной молодежи. Что подвигло вас к стремлению стать военным летчиком?
— Я становилась на крыло, как говорят летчики, с 1947 по 1950 годы. Наша страна выходила из войны, все силы были брошены на то, чтобы накормить народ, поднять уровень жизни. И профессию мою продиктовала как раз война. Я родом из Белоруссии, Витебская область, город Велеш и отчетливо помню, что вытворяли фашистские летчики. Расстреливали в воздухе наших пилотов, которые выбросились из горящей подбитой машины на парашютах. Прицельно охотились за женщинами и детьми, не успевшими спрятаться при авианалетах. У меня до сих пор такой стоп-кадр в голове: женщина несет ведра на коромысле, а немецкие самолеты кружат над ней и расстреливают… Она сразу бросает ведра, вода льется, а женщина уже лежит мертвая, ребята посчитали — 25 пуль в теле. За что? Разве можно простить такое?
— Чувство мести?
— Нет, скорее, возмездия. И справедливости. Я так и сказала, когда пришла к нашему выдающемуся летчику и организатору подготовки космонавтов Николаю Петровичу Каманину: "Хочу летать, чтобы отомстить фашистам, они не имеют права на жизнь." Только война закончилась, фашистов разгромили, а желание летать осталось.
— А как вы попали к Каманину, он ведь после войны уже был большим генералом, одним из руководителей авиации, курировал подготовку летчиков в ДОСААФ…
— Да, а я как раз хотела попасть в летное училище. Мы же были эвакуированы в Сибирь, я там совершила первые полеты на Т-2, но учиться дальше надо было. Вот я и пошла в 1947 году на прием к Каманину, тогда это было не так сложно. Николай Петрович меня спрашивает, вы из музыкальной семьи, отец — скрипач, сестра — дирижер, и вдруг любовь к авиации. Рассказала про фашистов, он возражает- так нет их, расстреляли, повесили… Отвечаю — новые народятся.
Каманин говорит: "Вы мне очень симпатичны, но вы очень молоды. Сколько вам лет?" Я говорю: "Двадцать семь", а мне то и 16 не было. Генерал Каманин тогда порекомендовал обратиться к Председателю Президиума Верховного Совета СССР Маршалу Клименту Ефремовичу Ворошилову: "Если ему убедительно расскажете, он даст добро, тогда направлю в училище". Дело в том, что тогда запрещено было девушек брать в авиацию…
— Народу много погибло, наверное, надо было улучшать демографию, чтобы рожали девушки…
— Так не говорили вслух, запрещено принимать и точка.
— И вы пошли к Ворошилову?
— Совершенно верно, записалась на прием, тогда он принимал в здании напротив библиотеки имени Ленина, оно до сих пор сохранилось, до недавнего времени там был музей Михаила Ивановича Калинина. Приехала такой… оборвашкой почти, долго не могла на прием попасть, ночевала в парке Горького, там, где сейчас "Буран". Приняли, наконец, меня и еще двух человек — инвалида без руки и женщину с Украины, которая дом потеряла, председатель колхоза отобрал. Всем помог — инвалиду протез выправили, женщине дом распорядился построить и даже крышу, как она просила, черепичную сделали.
И мне. Правда, в военную авиацию, в училище отказал, а вот к Каманину, в ДОСААФ, направил. Помню, первый вылет, а у меня ноги до педалей управления в самолете не достают. Приходилось чехол от двигателя сворачивать и подкладывать.
У меня была цель — вытянуть ноги. Нашла альпинистские цапли и просила подвешивать вниз головой. То ли это помогло, то ли то, что подросла, мне же было 16 лет, но мой рост увеличился до 1 метра 61 сантиметра. А дальше пошло- поехало… Закончила Центральную летно-техническую школу ДОСААФ, поступила на военную службу, получила диплом Ленинградской академии гражданской авиации…
— Вам принадлежит 102 мировых авиационных рекорда, в том числе десять мировых рекордов на громадном грузовом авиалайнере Ан-22 "Антей" в качестве командира экипажа, когда самолет под вашим управлением преодолел 1000 километров с грузом 50 тонн. И сегодня это выдающийся результат. Меня всегда поражала мысль — где-то внутри этой махины из современнейших материалов, сотен метров кабелей, сложных систем управления, топливных трубопроводов, могучих турбин сидит крошечная женщина и ювелирно управляет малейшими движениями, как это?
— Рекорды сами по себе мне были не интересны, только ради них не стоило бы и летать. Мне хотелось "выжать" все из отечественных самолетов, чтобы они были лучшими в мире. У нас была гордость за страну, за Советский Союз. И стремление быть лучшими, опережать всех в мире. И мы были лучшими. Это удивительное чувство, ведь, пилотируя тот же "Антей", я чувствовала единство с его конструкторами, которые вложили лучшие свои мысли в самолет, специалистами, создавшими прочные и легкие материалы для фюзеляжа, рабочими, грамотно и без дефектов построившими эту махину…
И я, на вершине, если можно так выразиться, этой пирамиды, в единстве со всеми создателями, знакомыми и не знакомыми, и от меня зависит, как она будет летать, какие возможности я раскрою. Удивительное, уникальное, повторю, чувство.
Конечно, пилотировать "Антей" очень сложно и здоровому взрослому мужчине. Если откажут двигатели, то необходимо приложить колоссальные усилия, чтобы выровнять крен, примерно 45 килограммов, вес хорошего мешка с картошкой. Я тренировалась, чтобы нормально летать, 100 килограммов надо выжать, чтобы выровнять по курсу, у меня вес в два раза меньше. Но ничего, справлялись.
Большие самолеты требуют большого усилия, если ты пилотируешь, хотя везде стоят автоматы, все равно усилия есть. Потому что нельзя легко пультами, джойстиками управлять нельзя. У нас нет. Мы должны отдачу чувствовать руками.
Когда припрет, извините за простое слово, женщина все сделает, запомните. А с нашим воспитанием, с нашими тогдашними целями и идеалами, личными и общественными, мы и делали все. Я провела за штурвалом 5600 часов в общей сложности, больше 8 месяцев, и каждую минуту летной работы помню, как счастливую. Вот это, мои дорогие, главное в жизни.
— Марина Лаврентьевна, сколько лет вы летали?
— 32 года. 10 лет назад, меньше 10-ти, наверное, восемь как перестала.
— Я хотела спросить, есть у вас любимый самолет?
— Летала на 40 типов самолетов. Показать вам книжку? Все люблю и Ан-32, Ан-26, Ан-17, -12, -14 — все эти самолеты я испытывала и последний был Ан-24. И "Антей" был и Ил-76. Самый любимый Ил-76. Ил-76 большой самолет, я его испытывала на грунт, это самые сложные испытания — на грунт. И Миг-21, на котором преодолела звуковой барьер.
— Вы же леди "Миг".
— 2400, да.
— А почему Ил-76 ваш любимый?
— Ил-76, потому что он очень солидный, очень устойчивый.
— Слушаю я вас, рассматриваю медали ваши, кубки, могла ли я в детстве мечтать, что буду разговаривать с самой Попович. Многие хотели бы так летать, такая романтика…
— Я к слову "романтика" очень скептически отношусь. У меня есть слово "влюбленность в небо", "влюбленность в самолеты, в людей". И романтики я в этом не вижу. Романтика — когда люди путешествуют. Вот я путешествовала, например, за снежным человеком, путешествовала в поисках НЛО — вот это романтично.
— Общаясь с вами, очень чувствуешь, как вы любите небо.
— Не все сразу гладко было, у меня было очень много запятых. Вот представляете, моя дочь, которой было пять лет, сбегала от няни и сидела на заборе аэродрома и смотрела часами, как я летаю. А я в небе, летаю и ничего про это не знаю. Да и она не знает, в какой машине мама, просто сидит и ждет. Командир видит, что ребенок сидит какой-то в платьишке на заборе. "Что ты тут делаешь? Я тебя вижу уже четвертую неделю. Отвечает: "А мама летает здесь у меня, то на маленьком, то на большом самолете". Он говорит: "Передай ей, больше летать не будет".
Разговор тогда у меня был с дочкой долгий, а с командиром суровый, одно я хотела, чтобы они поняла: я умру без полетов.
— Вы столько лет в воздухе, уверена, случалось разное. Я прочитала у вас в книге о том, что вы вспоминаете какую-то ужасную катастрофу, когда двигатель взорвался. Я боюсь, что начну пересказывать, глупости скажу.
— Ну, не катастрофа, а происшествие. Я шла на дальность, тренировалась, в зону. А при резком переходе самолета на клюв, на снижение, резкий переход с 20 примерно метров, засняли, это все есть в кино, "Преодоление", если вы смотрели фильм, там есть. При таком резком переходе. Оторвался подвесной бак, у которого было 800-1000 килограммов горючего. А если бы я еще упала на это горючее, оно не сжимаемо, до свидания, первая остановка — Луна. Так что вот.
— Это кто так говорит: первая остановка Луна?
— Не знаю, я так говорю
— А вы боитесь чего-то?
— Темноты. Мне стыдно признаться…
— А как же ночные полеты?
— Знаете, когда летишь и ответственное задание на испытание, то никогда не думаешь ни о страхе, ни о чем. Только о выполнении задания. Потому что очень высокая ответственность. Дорогое удовольствие это — разбить самолет, вы можете себе представить. Поэтому всячески стараешься, выполнить задание, если оно поставлено: чтобы я струсила, никогда.
— Слушаю вас и понимаю, откуда такое жизнелюбие, такая энергия. Вы — интраверт, направлены на то, чтобы отдавать окружающим, знаю, как помогаете детям-инвалидам…
— У нас очень много детей-инвалидов, нет рук, ног… Это трагедия большая, а протезов у нас нет, только в США делают, биологически активные протезы. Оголяют культю, ищут, сколько живых нервов осталось, как кость травмирована, выравнивают ее, надевают искусственную кость вначале, потом наращивают биомассу, такая примерно технология.
Но это очень дорого стоит, мне сказали в нашем посольстве в США, я ведь там часто бывала, лекции в Беркли читала. Надо их как-то удивить, заинтересовать, если вы хотите, чтобы они сделали это бесплатно или за небольшие деньги. Понятно.
И вот, как-то я была почетным гостем на соревнованиях по пилотированию, подходит ко мне японец, садитесь, мол, мадам, в заднюю кабину, я вас прокачу. Отвечаю: шалишь, я летчик-испытатель первого класса, будем летать на равных на одинаковых самолетах. Взлетели, петля раз, эмельман два, реверсман три и так далее. Потом рипит, повтор. Славно полетали, села я хорошо, хотя градуировка на приборах в английских мерах. А на следующий день в Нью-Йорк таймс разворот — я летаю и ботинки командующего американского, которые он мне перед полетом с японцем дал, громадные такие, рядом в воздухе. Словом, слава. И деньги нашлись на биопротезы нашим деткам, пошло дело. Тот командующий бывший, Вэнс, который с ботинками помог, сказал — "Привозите детей, будем лечить". Спасибо и нашем Аэрофлоту, помогли с билетами.
— Я слышала, что Анджелина Джоли и Бред Питт снимаются в фильме "Мадам Миг", посвященной вам…
— На американцев такое сильное впечатление произвело то, что я села за штурвал незнакомого самолета и с первого раза показала фигуры высшего пилотажа и села без проблем, что ко мне обратились люди из Голливуда: "Мы хотим снять о вас фильм, вы сделали великий подвиг", прислали мне сценарий, там есть какие-то несуразности, поправила, чтобы все правильно было.
Фильм уже почти отснят, сюжет — как в пассажирском авиалайнере теряет сознание пилот и пассажирка случайная садится за штурвал. Автор сценария Кори Уэйт, бывший военный летчик, он мне рассказывал, что в 8 лет, в детстве, его забрал в космос НЛО на несколько дней. А через год, в девять лет, он полетел на маленьком самолете, которым управлял дядя, развозили почту по штату. С дядей в полете случился инфаркт, все, гибель. И в этот момент, словно по радио, ему голос говорит — бери управление на себя и начинает руководить, что делать. Посадил он самолет благополучно. Вырос, поступил в училище, стал военным летчиком, до сих пор ему в полете подсказывают, как и что надо делать.
Говорил мне, что хочет поехать в наш военный госпиталь имени Мандрыки, чтобы посмотрели, что там у него вживлено, как он чувствует, в голове. Вот такая история с НЛО.
— НЛО — такая своеобразная тема. Одни ее отрицают, другие ищут возможность контакта с иными формами разума, иными цивилизациями, свято веря, что это возможно.
— Я отношусь к последним, более того, не сомневаюсь, что НЛО, как представители и свидетельства внеземного разума реальны. Я сама их видела неоднократно, также, как и многие другие летчики, которые, правда, не любят об этом рассказывать: ведь можно не пройти медкомиссию на допуск к летной работе.
— Помню, как в советское время была опубликована статья, как раз со ссылкой на летчиков, которые, выполняя обычный пассажирский рейс, где-то в Прибалтике увидели и зафиксировали НЛО…
— А я в первый раз своими глазами увидела НЛО в Москве в Тушино, рядом с аэродромом знаменитым. Ехали с мужем, смотрим — огромный, размером с дирижабль, шар летает. И Ту-154, как игрушка, сверху маячит.
В Пермской области есть особая зона, куда НЛО постоянно прилетают, я там часто бываю. Собственными глазами видела три раза эти объекты, в виде шаров и треугольника.
А в экспедиции по поискам йети дочка первая обнаружила летающую тарелку прямо над нашими головами. Метров двести от нас висит круглый объект, действительно, как тарелка обыкновенная, и из середины испускает луч.
— Все неопознанное воспринимается настороженно, с опасением…
— Вреда они не несут, много людей уже контактировало с НЛО или их наблюдало вблизи, в Перми база НЛО, никаких катастроф не зафиксировано. Надо понять: к нам стучится высший инопланетный разум. Особенно это проявляется в Южной Америке. Я была в Мачу-Пикчу, этом чуде света высоко в горах в Перу. Там на высоте восьми километров некий объект, явно внеземного происхождения, что-то вроде палатки. И никто не может объяснить, откуда он появился и почему там находится.
Мы мало знаем о древнейших цивилизациях этого континента, а изучение может много рассказать о контактах с внеземными цивилизациями. Из Мачу-Пикчу мне позвонили, сообщили, что прилетали к ним с Ганимеда, это спутник Юпитера, двое, девушка с длинными волосами и парень, понимают речь нашу по артикуляции, по губам. Сейчас живут в Мачу-Пикчу. Я читала, что Илюмжинов, бывший президент Калмыкии, сообщил, что они выходили с ним на связь. Сейчас планирую туда вылететь в ближайшее время.
Да и американцы подтверждают, что все шесть экспедиций к Луне сопровождали инопланетяне. Доказывать, что они существуют, уже не нужно. Нужно думать о том, как войти с ними в контакт, как изучать их, как планировать политику и отношения с внеземными цивилизациями на уровне ООН.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"