К лету 1943 года фашистские войска частично компенсировали сталинградские потери, разгромив в районе Харькова несколько крупных советских соединений. Развивая успех, немецкие части вышли к Курску и Орлу. 5 июля началась Курская битва, после поражения в которой немцы уже только отступали. А в это время в Северной Африке фашистов громили союзники.
Немцы вынуждено начали африканский поход в феврале 1941 года с целью оказать поддержку своим итальянским союзникам. Ни куда не годные танки последних, которым англо-американские союзники дали название "железные гробы", были бессильны против английских танков "Крусейдер", "Матильда" и "Валентайн". С одной 5-й легкой дивизией (впоследствии 21-й танковой), почти без тяжелого вооружения, Роммель разгромил англичан и за 12 дней завоевал всю Киренаику (северо-восточная территория Ливии).
Совершенно неожиданно для фюрера в Северной Африке начали вырисовываться заманчивые перспективы — захват дельты Нила и Суэцкого канала, что привело бы к тяжелейшим последствиям для Британии и возможной потере всего Среднего Востока с его нефтяными ресурсами. Если бы удалось перенести войну на территорию Сирии и Ирака, то арабское население, уставшее от англичан, скорее всего, поддержало бы немцев, что ознаменовало бы конец британского влияния в этой части света.
Но Роммелю было выделено всего лишь две танковые дивизии, и, несмотря на все его успехи, дело закончилось поражением. Причем ситуацию не спасли даже новейшие танки "Тигр", специально покрашенные в песчаный цвет и отправленные Роммелю в Тунис в конце 1942 года. Пытаясь компенсировать постоянное превосходство противника в танках, Роммель широко использовал в качестве противотанкового средства 88-мм зенитные орудия и трофейные советские пушки Ф-22, установленные в кузовах бронированных колесно-гусеничных транспортеров, однако и это ему не помогло.
Читайте также: 22 июня. Оказывается, Гитлер спасал Европу!
Впрочем, победу может принести не только преимущество в живой силе и технике, но и разумное использование того, что имеешь. Немецкие зенитки доставили немало неприятностей британским танкистам, но сметливости англичанам было также не занимать, и они старались нанести урон врагу весьма замысловатыми способами, требовавшими от них ничуть не меньше мужества и отваги, чем боевые действия и наших советских танкистов.
И вот здесь самое время напомнить, что у каждого государства, участвовавшего во Второй мировой войне, была, если можно так выразиться, "своя война", которой и сегодня особо гордятся. Конечно, если давать общую оценку военных действий против фашистской Германии, трудно назвать выдающимся сражение под Эль-Аламейном в ноябре 1942 года, когда союзная коалиция под командованием британца Монтгомери, имея превосходство над противником в живой силе в 4 раза, в танках и самолетах — в 5 раз, с трудом разгромила противостоящую немецко-итальянскую группировку Манштейна.
К тому же по числу сражающихся — около 300 тысяч, Эль-Аламейн несколько отличается от Сталинграда, к примеру, с более, чем двумя миллионами человек только обоюдных потерь. По меркам Восточного фронта — заурядная операция местного значения. Удивительно, что в современных российских учебниках по истории сражению при Эль-Аламейне отводится две страницы, а Сталинградской битве — четыре строчки…
Как бы там ни было, английские войска оправились после поражения во Франции, в ней была отработана новая тактика, прошли крещение огнем новые образцы боевой техники и методы ее применения в условиях маневренной войны, не имеющей сплошной линии фронта.
А вот теперь представьте себе прибрежную полосу Северной Африки: вдоль Средиземного моря тянется плоская, выжженная солнцем равнина, где участки, поросшие жесткими кустиками желтой травы, перемежаются песчаными барханами или просто широкими полосами песка. Единственное укрытие от наземного наблюдения — вади (высохшие русла рек) и примыкающие к ним овраги. В этих укрытиях часто прятались разведывательные группы воюющих сторон, танки и бронеавтомобили, поджидавшие удобный случай, чтобы напасть на одиночные боевые и транспортные машины противника.
Читайте также: Избыточный вес полезен… для танков
Итак, на краю одной из таких вадей с биноклем устроился итальянский офицер: бронеавтомобиль типа "АВ-41", вооруженный 20-мм автоматической пушкой, его экипаж поставил так, чтобы в случае необходимости быстро выехать по пологому склону вверх, на равнину.
Наконец, долготерпение разведчиков вознаграждено — вдали появляется и начинает расти облако желтой пыли. Через некоторое время уже можно различить одинокий крытый брезентом грузовик, неспешно пробирающийся по пустыне. В бинокль даже видны головы нескольких сидящих высоко над кабиной английских солдат.
Офицер резко бросает "Аванте!" ("Вперед!"), дверцы бронекузова захлопываются, и машина, покачиваясь на огромных колесах, выбирается из укрытия и устремляется к грузовику. "Англичанин" вскоре замечает врага и пытается уйти, повернувшись кормой к преследователю, но мощный двигатель итальянского БА позволяет ему легко настигнуть добычу.
Но что это? Когда до грузовика остается сотня метров, с ним происходит странная метаморфоза: кузов с тентом вдруг раскалывается вдоль и обе части падают на землю, обнажая пыльно-желтую с коричневыми пятнами боевую рубку, наподобие корабельной, с обращенной в сторону противника длинноствольной пушкой! В тот же миг охотник становится дичью, и с расстояния, на котором промахнуться уже просто нельзя, бронебойный снаряд уничтожает преследователя.
Такова была работа английских машин-ловушек, созданных на базе тяжелого грузовика "Матадор" и получивших название "Дикон" — "Дьякон". Интересно, что данная машина применялась не только в Северной Африке, но оказалась именно здесь наиболее полезной и удачной конструкцией — своего рода колесным танком-истребителем, да еще и способным к боевой мимикрии, словно, хамелеон.
Четырехосное колесное шасси "Дьякона" на широкопрофильных шинах по бортам прикрывала 10 мм броня, и из этой же брони была сделана и одноместная кабина водителя, размещенная справа, и поворотная боевая рубка, вмещавшая трех остальных членов экипажа (как в танке!) и противотанковую 6-фунтовую (57-мм) пушку с боекомплектом из 24 унитарных снарядов. Наводчик и заряжающий помещались в рубке на сиденьях велосипедного типа и поворачивали рубку ногами. Высокая кабина и длинный ствол пушки не позволяли делать ей полный оборот, поэтому сектор обстрела составлял 319°, что и доставляло определенные неудобства, однако с ними мирились.
Боевой вес "Дьякона" (или "Желтого дьявола" — как называли его солдаты итало-германских войск за характерную пустынную окраску) составлял 12 тонн, а скорость — 45 километров в час, что позволяло и настигать врага и в случае необходимости от него скрываться.
Читайте также: Мертвые сраму не имут. А живые?
Начальная скорость бронебойного снаряда 815 м/с была достаточно эффективной против любых германских танков с толщиной брони 50 мм, поскольку с расстояния в 914 м она пробивала 63-мм броню. Отличная проходимость, маневренность и высокая надежность способствовали большой популярности этой необычной САУ в британских войсках, причем вполне заслуженно. Закамуфлированный под обычный грузовик, "Дьякон" успешно перехватывал не только вражеские разведывательные бронеавтомобили, нападал на автоколонны снабжения, но мог отражать и танковые атаки. Всего было построено 175 таких бронеавтомобиля, которые после окончания боевых действий были вновь переоборудованы в бронированные грузовики!
Пример с "Дьяконом", так же, как и фашистской САУ "Фердинанд", служит наглядным подтверждением совершенно очевидного факта, что каждая боевая машина должна очень точно соответствовать и времени, и месту своего боевого применения. Если соответствует, то их будет ожидать победа, нет — это гарантированное поражение. С другой стороны, определенные технические недостатки любой техники вполне можно компенсировать ее количеством, что, как известно, практиковалась и у нас в России и в тех же США.
Заметим попутно, что такая же, в общем-то, далекая от законов британского рыцарства, тактика применялась британцами и на море, когда мирный пассажир или сухогруз, остановленный всплывшей немецкой подлодкой для досмотра, внезапно сбрасывал камуфляж, открывая корабельную артиллерию, и начинал расстреливать в упор противника. После нескольких подобных нападений немцы просто стали топить без всяких переговоров гражданские суда под флагами союзников. За коварство британских адмиралов расплачивались жизнями мирные люди…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"