В угнетаемом тиранией государстве почти всегда находится группа людей, которые способны противостоять режиму власти. Символом такого внутригосударственного сопротивления политике Третьего Рейха принято считать участников заговора 20 июля 1944 года, когда группа германских офицеров и генералов поставили себе цель физического устранения Адольфа Гитлера и захвата власти.
Военные вермахта решили пойти насильственным путем для того, чтобы положить конец диктатуре национал-социалистов. Это были люди, которые успели принять участие в боях, увидеть ужасы войны, осознать, что Третий Рейх скоро падет под натиском союзников. До того же, как в Германии произошел неудавшийся заговор 20 июля 1944 года, на территории страны действовала совершенно другая организация Германского Сопротивления.
В июне 1942 года в столице движения, Мюнхене, зародилась подпольная группа "Белая роза". Организация начала свое существование в стенах Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана и состояла в основном из студентов этого учебного заведения. Средний возраст юных борцов с национал-социализмом составлял 23 года. Самыми заметными членами "Белой розы" были студенты Александр Шморель и Кристоф Пробст, Вилли Граф и Ганс Ляйпельт, брат и сестра Ганс и Софи Шолль, а также профессор университета Курт Хубер.
Читайте также: 22 июня. Оказывается, Гитлер спасал Европу!
По словам Ганса Шолля, название группы было выбрано произвольно. "Я исходил из предположения, что в убедительной пропаганде должны присутствовать определенные устоявшиеся понятия, которые ничего не означают, хорошо звучат, но за которыми стоит какая-то программа", — говорил юноша на допросах в гестапо. Также он добавлял, что название, возможно, было навеяно ему испанскими романсами Брентано "Rosa Blanca".
Кристофер Пробст и Александр Шморель дружили еще со школы. В Мюнхенском университете, где с 1941 года изучали медицину, они познакомились с Вилли Графом и Гансом Шоллем, а с мая 1942 года с ними училась и сестра Ганса, Софи. Вместе с сокурсниками юноши слушали лекции профессора Курта Хубера, но лишь узкий круг людей вместе с ним составлял и распространял листовки, направленные против национал-социалистов и лично Адольфа Гитлера.
Благодаря рассказам очевидцев о массовых убийствах в Польше и России и видя, что происходит в самой Германии, молодые люди поняли, что нужно действовать и вступили в борьбу с правящим режимом. В июне 1942 года пятеро студентов написали и разослали первые четыре листовки "Белой розы", а в конце июля отправились на Восточный фронт. Поздней осенью того же 1942 года они выпустили пятую — "Воззвание ко всем немцам". Листовки "Белой розы" информировали немецких граждан о реальных событиях, подрывали доверие к Гитлеру, были призваны побудить в немцах сознание своей, личной вины в происходящем, призвать к пассивному сопротивлению.
Тысячи жителей городов южной Германии находили в своих почтовых ящиках листовки, призывающие к сопротивлению национал-социалистическому режиму. Листовки печатались на машинке и размножались при помощи гектографа — специального типа копировальной машины. Адреса получателей студенты брали из телефонных справочников. Листовки в целях конспирации рассылались из разных городов. Члены "Белой розы" распространяли их в Гамбурге, Берлине, Кельне, Бонне, Франкфурте, Саарбрюккене, Мюнхене, Штутгарте, а также в австрийских городах Зальцбурге, Линце, Вене и Инсбруке.
Конечно, семеро человек не могли распространять листовки по всей Германии без помощи единомышленников во всех вышеупомянутых городах. Действительно, у "Белой розы" была целая сеть групп, состоящих из борцов с национал-социализмом. В Ульме действовала Ульмская группа абитуриентов, в Саарбрюккене — саарбрюккенская, состоявшая из учеников реформированной гимназии, в Берлине — группа "Дядя Эмиль", ядро которой составляли журналистка Рут Андреас-Фридрих, дирижер Лео Борхард, студентка театрального училища и врач-терапевт. Все эти люди помогали "Белой розе" распространять листовки, которые им передавали члены группы, а также организовывать саботажи на производстве, писать на стенах различные лозунги.
18 февраля 1943 года Ганс и Софи Шолль разложили шестой выпуск своих листовок в безлюдных коридорах Мюнхенского университета. Несколько сотен экземпляров Софи сбросила в холл университета со второго этажа. Слесарь Якоб Шмид, заметив студентов, задержал их и препроводил к университетскому адвокату. Во время задержания у Ганса при себе был рукописный черновик листовки Кристофа Пробста, который он попытался разорвать. Позже брат и сестра были арестованы гестапо — тайной государственной полицией.
Четыре дня продолжался непрерывный допрос. После ареста Кристофа Пробста, у которого остались жена и трое маленьких детей, брат и сестра сознались в своем участии в акциях сопротивления. Они попытались отвести вину от Пробста и взять ее на себя. Однако 22 февраля, через 4 дня после задержания, в 17.00 брат и сестра Шолль и Кристоф Пробст были обезглавлены в тюрьме Мюнхен-Штадельхайм.
Читайте также: Операция в Вольфшанце: охота на Гитлера
Гестапо стало известно об участии в распространении листовок Александра Шмореля, Вилли Графа и профессора Курта Хубера, а также еще 11 человек. Поздно вечером 19 апреля 1943 года смертный приговор был зачитан Хуберу, Шморелю и Графу. Еще десять обвиняемых были приговорены к лишению свободы, а один, неожиданно для всех, оправдан.
По делу "Белой розы" было проведено еще три процесса, последний из которых состоялся в октябре 1944 года. Участников сопротивления приговорили к различным срокам лишения свободы. Всего по этому делу были арестованы 29 человек. Из них к смертной казни приговорили семерых, 17 человек получили различные сроки лишения свободы, шестерых оправдали.
Призыв "Белой розы" к сопротивлению так и остался без ответа. Однако ее участники стали символом пассивной, но активной борьбы с диктатурой, необычайной смелости и стойкости. После войны заключенные в Дахау рассказывали про листовки "Белой розы", "голоса свободы" и не могли поверить, что эти голоса были голосами молодых немцев.
Сегодня память о мюнхенских студентах чтут как в самой Германии, так и за ее пределами. Две площади перед главным зданием Мюнхенского университета названы именами брата и сестры Шолль, профессора Хубера, а в студенческом городке Мюнхена все улицы названы в честь участников группы.
Студенческое объединение университета давно, но пока безрезультатно, борется за переименование университета в Университет имени брата и сестры Шолль. В 1980 году в честь Ганса и Софи Шолль была учреждена особая литературная премия, а в 1987 году в Мюнхене организовали вместе с родными и близкими казненных студентов Фонд "Белой розы".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"