27 марта 1968 года в авиакатастрофе близ деревни Новоселово Владимирской области при выполнении тренировочного полета погиб Юрий Гагарин. Сколько не было расследований и мемуаров, а точка в деле о гибели первого космонавта Земли до сих пор не поставлена. Однако космонавт Алексей Архипович Леонов рассказал "Правде.Ру", что знает правду о трагедии.
В этом тексте нет отсебятины — исключительно цитаты людей, причастных к расследованию инцидента с гибелью двух людей. Многое известно из мемуаров, кое-что до последнего времени замалчивалось. Особенный интерес представляет сказанное корреспонденту "Правды.ру" Алексеем Архиповичем Леоновым.
"В этот день облачность была необычной, — вспоминает в своей книге "Дорогами испытаний" летчик-космонавт СССР Владимир Викторович Аксенов. — Нижний край почти сплошных облаков был на высотe примерно шестьсот метров над Землей. Затем до высоты четырех тысяч метров была плотная, с небольшими разрежениями облачность. Верхний край был ровным и над ним уже никаких облаков не было, было чистое небо и очень хорошая видимость". Словом, "генеральский минимум" — как в шутку называют такую погоду летчики.
Далее Аксенов сообщает: "Первыми должны были пройти контрольные полеты Гагарин и Евгений Хрунов. По летным правилам, контрольные полеты перед самостоятельными вылетами имеют право проводить не летчики-инструкторы, a руководители летных подразделений — командиры эскадрилий, заместители командиров и командиры полков. Поэтому с Юрием Гагариным и полетел в контрольный полет командир полка Владимир Серегин. Еще одна существенная особенность этого контрольного полета — это был полет в зону на выполнение фигур сложного и высшего пилотажа. В классических учебных программах контрольный полет и первый самостоятельный вылет выполняются по так называемой "коробочке", то есть взлет, набор высоты, облет аэродрома, заход на посадку и посадка. Перед самостоятельными полетами в зону на выполнение фигур высшего пилотажа делается еще один контрольный полет".
Выдержка из книги заслуженного летчика-испытателя СССР Степана Анастасовича Микояна "Мы — дети войны. Воспоминания военного летчика-испытателя": "Скорость составляла 680 километров в час, а перегрузка более 8. Это соответствовало выводу из пикирования близко к пределу возможностей человека и даже с превышением допустимой перегрузки для самолета. Время, определенное по отпечаткам стрелок на остатках самолетных часов и наручных часов Гагарина, отличалось примерно на 15 секунд. Этот момент был всего через 45-60 секунд после последней радиопередачи Гагарина, записанной на магнитофонной ленте".
Читайте также: "Гагарин" — 108 минут в космосе и на экране
И еще один абзац из мемуаров Микояна: "Серегин и Гагарин остановили самовращение самолета, то есть фактически вывели из штопора, но для вывода из пикирования им не хватило около двухсот метров высоты, хотя пилотирование было грамотным, на пределе возможностей машины (путем анализа мышечных тканей кистей рук было определено, что пилотировал в это время Серегин)".
Вот чем с автором этих строк поделился космонавт Алексей Архипович Леонов:
"Двадцать лет я один боролся, чтобы рассказать всю правду о смерти Юрия Гагарина. Я сейчас один остался в живых из членов комиссии, привлеченной к расследованию гибели первого космонавта планеты. Правда, жив еще Степан Анастасович Микоян, но он был на другой стороне. Я слышал взрыв, слышал сверхзвук, слышал голос. (Напомним, что по двум кабинным часам и наручным часам Гагарина и Серегина катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50 секунд после последнего радиообмена с Гагариным — ред.).
Официально написали, что самолет, на котором летел Гагарин совершил резкий маневр, связанный с отворотом от посторонней цели и при этом столкнулся с землей. Бред, но под ним стояли подписи членов Политбюро. После того, как я в прямом эфире обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой снять то, что Гагарин был не подготовлен, снимите, что оба летчика были пьяными, снимите, что они охотились на лося, снимите весь этот бред. Вскройте пакет! Пакет вскрыли.
Да, 27 марта 1968 года во время пилотирования в режимной зоне испытательных полетов, при допуске Гагарина к сложным условиям, в этой зоне оказался несанкционированный самолет Су-15, поднявшийся в воздух с аэродрома в Жуковском. При этом летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 — а я это знаю, поскольку беседовал со свидетелями. На форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках перевернул самолет, на котором был Гагарин, в штопор. Вернее, в глубокую спираль на скорости 750. Самолет совершил всего лишь полтора витка и на выводе столкнулся с землей. Мне дали возможность об этом объявить при условии, что я не назову имя летчика. Ему сейчас далеко за 80 лет и он находится в очень тяжелом состоянии. Я дал слово молчать.
Читайте также: Гибель Гагарина: тайна, которой не было
Это единственная и не версия, а правда о гибели Юры. И нет тут никакой тайны! Обыкновенное разгильдяйство — нарушение режима полетов. Но меня огорчает другое, что люди типа Каманина знали всю правду и меня подставляли. Они делали вид, что я еще молодой дурачок и лезу не туда, куда надо. Комиссия вот так расследовала, а я — по-другому! Я хотел бы, чтобы еще и семья Гагарина знала, а семья не хочет этого знать. Понимаете, что произошло?"
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"