Работа летчика-испытателя скрыта от широкой публики. Очень часто его имя становится известно лишь после трагической гибели в испытательных полетах. Владимир Коккинаки — счастливое исключение. Ему принадлежат 22 мировых рекорда, испытание штурмовика "Ил-2", прозванного гитлеровцами "черной смертью", и знаменитого гражданского авиалайнера "Ил-62".
В официальной биографии героя написано: "Владимир Константинович Коккинаки родился в 1904 году в Новороссийске в семье портового грузчика. По национальности русский. Член КПСС с 1938 года". Все верно. От понтийских греков ему досталась только фамилия, но окружение и родной язык у Володи были русскими. В начальной школе, которую он окончил в 1921 году, все три года преподавание велось на русском и русскими учителями. Во времена торжества интернационализма на эти мелочи мало обращали внимание, хотя революция и возбудила горячие головы в национальных окраинах.
Владимир Константинович рано начал трудовую деятельность. Работал на виноградниках, грузчиком в порту и ходил в море простым матросом, даром что ли родился в черноморском порту. Однако свою жизнь прочно связал с авиацией. Хотя, призванный в Красную армию в конце 1925 года, он два года отдал службе в пехоте. Средневековые алхимики делили окружающий мир на стихии — земля, вода и воздух. С третьей стихией Коккинаки познакомился позже двух других, но тоже в молодости. В 1928 году он окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1930 году — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. В апреле 1931 года 26-летнего Коккинаки назначают летчиком-инструктором Ленинградской военно-теоретической школы ВВС.
Читайте также: Лики войны: награда вместо трибунала
Летчиком Владимир был мастерским. Ему принадлежит 22 мировых рекорда. В июле 1936 года летчик-испытатель Владимир Коккинаки на транспортном двухмоторном самолете ЦКБ начал серию рекордных высотных полетов с различной коммерческой нагрузкой. 17 июля был поднят груз в 500 килограммов на высоту 11458 метров, 26 июля вдвое больший груз побывал на высоте 11402 метра.
Неофициальный мировой рекорд. 2 августа Коккинаки взял на борт полтонны и увеличил потолок подъема самолета до 12 816 метров, а 21 августа тонну груза поднял на высоту 12 101 метр. Достичь такого потолка высоты в то время даже для летчиков легких истребителей было заветной мечтой. 7 сентября Коккинаки взял груз в две тонны и преодолел одиннадцатикилометровый рубеж. Потом два рекордных по скорости полета на дистанции 5 тысяч километров без груза и с контрольным грузом в одну тонну. Скорость в этих полетах превзошла 325 километров в час. Семь довоенных рекордов за короткий срок.
Да что там рекорды! Хотя они и были поставлены ради службы родной стране, которой за 10 лет необходимо было достичь технического уровня развитых государств. 17 июля 1938 года за выдающийся беспосадочный перелет Москва — Владивосток Указом Президиума Верховного Совета СССР Владимиру Константиновичу Коккинаки присвоено звание Героя Советского Союза.
Владимир был старшим из пяти летчиков-братьев Коккинаки. В годы войны пал смертью храбрых на фронте — Александр. Владимир Константинович в действующую армию не попал. Но правильно ведь говорили, что победа над врагом ковалась в тылу. Летчик-испытатель часто рискует своей жизнью и это подтверждает в том числе и гибель Валентина Коккинаки, который погиб при испытании большого воздушного корабля.
Благодаря талантливым советским конструкторам и умелым летчикам-испытателям Родина получила замечательные боевые машины. В суровые годы войны немцы прозвали советский штурмовик ИЛ-2 "черной смертью". Этот, по их выражению "летающий танк" имел надежную броню, высокие маневренные качества и хорошую огневую мощь: полтонны бомб, пулеметы и пушки, дополняемые подкрыльевыми установками для реактивных снарядов. Аналогичный самолет-штурмовик немецкие инженеры так и не успели создать до конца войны.
Прежде чем "летающий танк" начал громить позиции гитлеровцев в Сталинградской битве, на Курской дуге, на Днепре, Дунае, на Висле и Одере, и вплоть до самого победного залпа, на ИЛ-2 многократно взлетал Владимир Коккинаки. Лишь после того, как летчик-испытатель проверил как ведет себя самолет в самых тяжелых ситуациях, опробовал его на самых критических режимах и дал немало рекомендаций по "доводке" — машина попала на фронт.
Испытания другого шедевра советской инженерной мысли — бомбардировщика ИЛ-4 — тоже заслуга Владимира Константиновича. От боевых летчиков этот самолет получил самую лестную оценку: "Надежен, удобен, живуч, а для врага — грозен". Партия и правительство во время войны наградили летчика-испытателя двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Вторую медаль "Золотая Звезда" Владимир Константинович Коккинаки получил за новые подвиги 17 сентября 1957 года. После этой высокой награды бывший портовый мальчуган Владимир Коккинаки дал путевку в жизнь еще многим воздушным судам, среди которых были уже и гражданские авиалайнеры. Например, ИЛ-62, который вышел на международные рейсы.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"