6 июня 1944 года союзные войска высадились на побережье Нормандии, обозначив открытие "второго фронта". Эта операция, не имеющая до сих пор аналогов, вошла во все учебники военного искусства и изучена, казалось бы, досконально. Но с течением времени открываются новые подробности десантирования на песчаные французские пляжи сотен тысяч бойцов.
"Стройка века"
Немцы начали готовиться к возможной высадке заранее. Строительство было поручено военизированной организации инженера Ф. Тодта. Под его руководством в Германии сооружали и бункеры для Гитлера, и военные аэродромы, а также дороги, мосты, скрытые под землей штабные помещения, и базы для подводных лодок.
Под неусыпным надзором зондер-команд СС и военно-строительных специалистов мобилизованные иностранные рабочие совместно с военнопленными день и ночь создавали пояс оборонительных сооружений вдоль всего обращенного к Англии побережья Франции, получившего название "Атлантический вал".
Миллионы тонн фортификационного бетона и качественной стали были в буквальном смысле слова закопаны в землю на этой "стройке века". Нацистское командование даже установило особую награду: медаль "За сооружение Атлантического вала". До конца войны ее получили более шестисот тысяч солдат. Но Ф. Тодт не увидел окончания строительства своего детища, он трагически погиб в авиакатастрофе. Руководить стройкой назначили министра вооружений А. Шпеера.
Читайте также: Правда о ленд-лизе глаза колет
Лучшие подразделения направляли на Восточный фронт, поэтому на Западе оставляли молодых и даже раненых солдат. История показала ошибочность этого решения. 19 августа 1942 года произошла высадка более 5000 канадских и английских солдат в порту Дьепп в ходе операции "Джубили". Тогда "второсортные" немецкие подразделения едва справились с задачей по обороне побережья. И хотя потрепанным англо-канадским десантником в итоге пришлось отступить, для Гитлера это стало недобрым знаком, показавшим уязвимость его позиций в районе Ла-Манша.
Сделать предстояло очень много. 3670 объектов нужно было сдать заказчикам, 2530 следовало довести до ума, причем сюда входили и стартовые площадки для запуска ФАУ-1 — самолетов-снарядов, нацеленных на Англию. В Гавре, Шербуре, Сен-Мало, Бресте, Бордо, Булони развернули широкомасштабное строительство убежищ, укреплений и заграждений.
Использовалось все!
Самым простым и дешевым был железобетонный бункер H-69. Такие бункеры оснащали пулеметом, который стоял совершенно открыто, но позволял укрыться в нем пулеметчику от обстрела. Правда, тело выше пояса при этом оставалось незащищенным, но вот в бункере типа Н-272 со 150-мм орудием, солдат не было видно вообще, а из его амбразуры торчал лишь длинный ствол пушки с маленькой амбразурой в штатном броневом щите.
Всего строителей насчитывалось около 175 тысяч человек. Благодаря их работе было возведено 300 береговых батарей, защищавших нормандский берег. Всего в укреплениях Атлантического побережья находилось 2692 артиллерийских ствола, что примерно соответствовало одному орудию на один километр берега. По большей части все они располагались в железобетонных бункерах, в которых было несколько комнат для отдыха и хранения боеприпасов. Толщина стен у них доходила до четырех метров. Батареи оснащались 88, 150, 170, 280-мм орудиями. Особенно мощной была 280-мм пушка — орудие способное нанести тяжелые повреждения любому английскому военному кораблю до крейсера включительно.
Пригодились и устаревшие французские танки "Рено", "Гочкис" и АМХ — 35. Их башни, снятые с шасси, закреплялись на бетонных основаниях, закопанных в землю. Такие орудийный башни свободно вращались и контролировали больший периметр обороны. Правда, находившиеся в них 37-мм короткоствольные пушки не годились против танков, да и против пехоты тоже. Но и это было все же лучше, чем ничего. Вблизи кирпичных строений выкапывались траншеи и окопы с путями для передвижения. В проходах между укреплениями в спешном порядке устанавливались противотанковые надолбы, и протягивалась колючая проволока. Однако наряду с действительно прочными и неприступными участками вала в нем по-прежнему оставалось немало уязвимых мест.
Читайте также: Лики войны: награда вместо трибунала
В какой-то степени прочности обороны побережья способствовал немецкий флот. Несколько миноносцев, десятки торпедных катеров и подводных лодок, находившиеся в районе пролива Ла-Манш, должны были также сторожить прибрежье.
Но строительство шло медленно из-за недостатка материалов и рабочих рук. План инженерных работ на побережье Па-де-Кале к маю был выполнен чуть больше чем на половину, на побережье Нормандии — только на четверть, а между тем времени до вторжения оставалось совсем мало…
"Спаржа" Эрвина Роммеля
Упрочить систему береговых укреплений должны были еще и многочисленные минные поля. Были сконструированы специальные гидродинамические мины, которые реагировали на повышение давления воды, создаваемого корпусом проходящего над ними судном. Вкопанные в морское дно столбы с металлическими остриями и закрепленными на них противопехотными минами, предназначались для уничтожения легких десантных барж и катеров.
Зарытые в прибережный песок противотанковые мины нажимного действия и артиллерийские снаряды, также превращенные в мощные фугасы нажимного действия, служили для уничтожения десантируемой техники противника. Противодесантными заграждениями являлись бетонные блоки и пирамиды, резко сужающие возможность маневрирования наступающего противника, и устанавливавшиеся с таким расчетом, чтобы основной поток наступающих попадал либо на минное поле, либо под огонь орудий и пулеметов.
Читайте также: Как СССР укреплялся после Победы
Фельдмаршал Эрвин Роммель, который как раз и руководил обороной "Атлантического вала", еще по своему африканскому опыту знал, как эффективно работает минное оружие. Поэтому он потребовал доставить ему около 10 млн. мин разного назначения. Он размещал их там, где можно было ожидать приземление транспортных самолетов и планеров. На просторных полях и пустырях возвышались деревянные столбы и рельсы с заложенными рядом с ними минами. Там где мин не хватало, в землю забивали ряды кольев и обматывали их проволокой, чтобы затруднить неприятелю буквально каждый шаг. Вся эта "спаржа Роммеля", как называли эти "посадки" германские солдаты, требовала немалого труда, но полностью воспрепятствовать высадке союзников все же не могла…
Итоги "Дня Д"
За 24 часа 6 июня союзная авиация совершила более 10,5 тыс. вылетов самолетов. Ее господство в воздухе было столь велико, что обороняющимся в ответ удалось за день сделать лишь 50 вылетов самолетов. Применение немцами нового оружия ФАУ-1 не оказало никакого влияния на ход операции. Одновременно с ударами авиации линкоры "Техас", "Арканзас" и крейсер "Куинси" уничтожали немецкие батареи, в том числе и самые дальнобойные и оснащенные мощными орудиями. Правда, плацдарм, захваченный в Нормандии союзными войсками на исходе 12 июня (80 км по фронту и 10-17 км глубиной), был в 2 раза меньше запланированного. Но в условиях тотального господства союзной авиации в воздухе даже это позволило сосредоточить на нем силы и средства, достаточные для развития наступления.
3 июля перешла в наступление 1-я американская армия. За 17 дней она продвинулась вперед на 10-15 км и заняла город и важный узел дорог Сен-Ло. 2-я английская армия после тяжелых атак 19 июля вошла в город Кан. На плацдарм были высажены 3-я американская и 1-я канадская армии. К 25 июля союзные войска вышли на границу южнее Сен-Ло, Комона, Кана. На этом этапе Нормандская десантная операция завершилась.
Союзники за период с 6 июня по 23 июля потеряли 122 тысячи человек (49 тысяч англичан и канадцев и около 73 тысяч американцев). Потери немецких войск составили 113 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными, а также 2117 танков и 345 самолетов.
Читайте самое интересное в рубрике"Общество"