История жизни мореплавателя Василия Головнина

Головнин: пленник Японии и автор бестселлера

Имя русского мореплавателя, писателя, вице-адмирала Василия Михайловича Головнина вписано в историю золотыми буквами. Причем это самое золото родилось не в чиновных креслах, а в тяжких морских путешествиях. Он совершил два исторических кругосветных плавания на кораблях "Диана" и "Камчатка". Его также называют первым русским писателем-маринистом.

Василий Михайлович Головнин родился в апреле 1776, в селе Гулынки Рязанской губернии, ныне Старожиловского района Рязанской области. Был он выходцем из обедневшего старинного дворянского рода, происходящего от армянских князей Гаврасовых, когда-то правивших одним из крымских княжеств. Как гласят исторические первоисточники, отец и дед Василия Головнина служили в знаменитом Преображенском полку, образованном еще Петром I.

Туда, согласно существовавшему тогда обычаю, на шестом году от рождения был записан сержантом и Василий. Потеряв родителей в юном возрасте, он был определен в Морской кадетский корпус и показал удивительное усердие в изучении наук. Произведенный в гардемарины, юный Василий Головнин участвовал на легендарном корабле "Не тронь меня" 23 и 24 мая и 22 июня 1790 года в сражениях против шведов и был даже награжден медалью.

Окончив курс в корпусе в 1792 году, был по малолетству оставлен еще на один год и воспользовался этим для изучения словесности, истории и физики. Как показала жизнь, усердное изучение наук очень помогло ему в морских путешествиях. В январе 1793 года Василий Головнин был торжественно произведен в мичманы и с тех пор много находился в походах и за границей. Довелось ему и повоевать: в 1799 году молодой мичман участвовал в высадке десанта и сражениях на берегах Голландии. Время с 1801 года по 1805 год он провел в Англии, куда был послан для службы на судах английского флота под начальством знаменитых британских адмиралов Корнвалиса, Нельсона и Колингвуда.

В 1806 году в чине лейтенанта Василий Головнин был назначен командиром шлюпа "Диана". До этого "Диана" была самым обычным транспортом-лесовозом, который под руководством самого Головнина перестроили на Олонецкой верфи в шлюп — небольшой трехмачтовый парусный корабль. Интересно, что этот был самый первый случай в истории российского флота, когда командование кораблем доверили лейтенанту, еще достаточно молодому по возрасту.

Позднее знаменитый русский путешественник адмирал Фердинанд Врангель писал про него: "Лейтенанту Головнину надлежало плыть далее пределов Балтийского моря. Однако, по уважению к опытности и познаниям Головнина, морское министерство отступило от общего правила не назначать руководить дальними плаваниями лейтенантов и назначило командиром экспедиции именно его". "Диана" ушла из Кронштадта в июле 1807 года.

31-летнему лейтенанту Головнину, обстрелянному в громах русско-шведской войны и других боевых походах, поручалось дело мирное, исследовательское, в северных широтах Тихого океана. Русский флот только что вписал в свои летописи первую кругосветку Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Головнин словно принял эстафету от них. Назначение начальником такой экспедиции означало прямое признание высоких профессиональных достоинств. То непростое время можно смело назвать эпохой великих географических открытий в дальних российских морях.

Читайте также: Мельница мифов: Марко Поло не существовало

Правительство, несколько запутавшись в истинных размерах громадной империи, решило направить шлюп "Диана" в кругосветную экспедицию, главной целью которой были географические открытия в северной части Тихого океана. Экспедиции Головнина было также поручено доставить разные материалы в Охотск."Диана" отправилась в плавание 25 июня 1807 года. Было оно непростым, в том числе и из-за разразившихся в Европе войн.

27 февраля 1808 года "Диана" прошла мимо островов Тристан-да-Кунья, а на рассвете 18 апреля 1808 года русские моряки увидели берега мыса Доброй Надежды. Через два дня шлюп вошел в Саймонстаун, принадлежавший англичанам. Несмотря на то что "Диана" имела специальное разрешение английского правительства, командующий английской эскадрой вице-адмирал Барти, объявив Головнину о войне, начавшейся между Россией и Англией, задержал русский корабль до получения соответствующего распоряжения из Лондона.

В книге Патрика О'Брайена "Миссия на Маврикий", упоминается, что адмирал Барти, будучи не очень уверенным в своих действиях, не взял на себя ответственность объявить экипаж "Дианы" военнопленными после ареста шлюпа, поскольку в этом случае ему пришлось бы выделить деньги на их питание. Если бы правительство Англии не утвердило его решение, все потраченные деньги он был бы вынужден компенсировать из своих средств. Поэтому адмирал взял с капитана шлюпа Головнина слово, что тот не сбежит, запретил выдавать ему провизию и оставил шлюп стоять в бухте в расчете на то, что когда Головнину все это надоест, он нарушит свое слово и сбежит, и, таким образом, проблема его ареста решится сама собой. Так и получилось. Весьма своеобразный плен длился около года.

Молодому руководителю путешествия претило бездействие, тем более, что цели и задачи экспедиции никто не отменял — из Санкт-Петербурга он за этот год не получал практически никакой информации, хотя сам отправлял туда письма с оказией не раз.16 мая 1809 года, более года проведя в плену, Василий Головнин на "Диане" предпринял дерзкий побег. Корабль успешно вышел из бухты на глазах нескольких английских кораблей и благополучно прибыл на Камчатку. Описание этого путешествия напечатано Головниным несколько позже, в 1819 году.

Тогда же он опубликовал подробное описание Курильских и Шантарских островов и берегов Татарского пролива. Кстати, к тому времени он уже прославился своими печатными трудами. Так, еще по возвращении со стажировки в Англии в 1805 году он составил книгу "Военные морские сигналы для дневного и ночного времени", которой русский флот пользовался в течение долгих 24 лет.

В 1811 году на Головнина было возложено описать дальневосточные берега России. Но злая судьба опять "подбросила" его экспедиции необычную вводную: во время работ у острова Кунашир Головнин был обвинен в преступлении принципов сакоку и захвачен японцами в плен вместе с мичманом Муром, штурманским помощником Хлебниковым и четырьмя матросами. Японский плен продолжался более двух лет. Кстати, описание этого плена, изданное в 1816 году, было переведено на многие европейские языки и стало, как бы сейчас сказали, настоящим бестселлером.

Как отмечают историки, избавление Головнина и его помощников от плена было настоящим чудом — японская бюрократическая машина (а она в начала позапрошлого века уже работала вовсю) просто перепутала имена узников, в результате чего всех членов русской экспедиции очень неожиданно отпустили восвояси. В 1817–1819 годах В. М. Головнин совершил новое кругосветное путешествие. На этот раз для его экспедиции был уже специально построен военный шлюп "Камчатка". Кстати, в этом плавании первую серьезную практику получили будущие выдающиеся русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Литке.

Читайте также: Африку открывал русский немец

Тяжкое плавание под руководством Василия Головнина стало для них настоящей школой, не только профессиональной, но и жизненной. Дальнейшая, уже береговая карьера Головнина складывалась успешно, ему могли бы позавидовать многие государственные люди того времени. Знаменитый к тому времени путешественник показал себя и как талантливый управленец. В 1821 году в чине капитан-командора был назначен помощником директора Морского корпуса.

Как пишут историки, сменив каюту на флигель на Галерной улице Петербурга, сменив шаткую палубу на домашний уют, Василий Михайлович не задремал у камина, облачившись в халат и вооружившись чубуком. Почетный член Вольного общества любителей российской словесности, член-корреспондент Академии наук, он работал усердно и успешно, соединив в трудах своих географию и морскую практику со словесностью ясной, энергичной и выразительной. В 1823 году он был назначен генерал-интендантом флота, а в 1827 году получил в свое ведение кораблестроительный, комиссариатский и артиллерийский департаменты.

За время восьмилетнего управления Головниным интендантской частью на флоте было построено 26 линейных кораблей, 21 фрегат, два шлюпа, 10 пароходов (к слову, самых первых в России) и многих других мелких судов общим количеством свыше двухсот. Умер Василий Михайлович Головнин в 1831 году от холеры во время вспыхнувшей в столице империи эпидемии. Похоронен он на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга. Его именем назван вулкан на Камчатке, река на Дальнем Востоке, поселок и порт на острове Кунашир, пролив в средней части Большой Курильской гряды между островами Райкоке и Матуа, гора на Новой Земле, а также залив, лагуна и город, находящийся на полуострове Сьюард на Аляске в США. Его книги, как и его путешествия, тоже вошли в историю.

В свое время не только специалисты, моряки и географы, но и, так сказать, простая публика зачитывались книгами Головнина "Путешествие шлюпа "Диана", "Путешествие вокруг света на шлюпе "Камчатка", "Описание примечательных кораблекрушений", памфлетом о состоянии флота Российского, подписанным псевдонимом "мичман Мореходов". Сочинения первого русского писателя-мариниста Василия Михайловича вошли в золотой фонд русской морской библиотеки. И не только русской. Они переведены на английский и голландский, немецкий и датский, они издавались в Варшаве и в Токио и в других странах.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить