Философ раннего Возрождения Марсилио Фичино

Мистики: озарение ума Марсилио Фичино

Опровергать взгляды предшественников — занятие популярное в любую эпоху. Это способствует продвижению новых идей. Философ раннего Возрождения Марсилио Фичино известен тем, что резко критиковал схоластические взгляды Аристотеля и усиленно пропагандировал идеи Платона. С его помощью мир вспомнил о забытых к тому времени мыслителях античного периода.

Сын врача Марсилио Фичино был не только священником, но и врачом. Философ-гуманист раннего Возрождения, он стремился к разумному религиозному познанию и даже к мистическому вдохновению (вере в возможность таинственного общения с божеством).

Марсилио Фичино (Marsilio Ficino) родился 19 октября 1433 года в тосканском городке Фильйне-Вальдарно (Figline Valdarno), расположенном в 25 км от Флоренции. Его отец Диотифеки д'Аньоло ди Густо (Diotifeci d'Agnolo di Giusto) был домашним врачом флорентийского правителя Козимо Медичи. Уменьшительное имя Фичино произведено от Диотифеки. Малорослый, болезненный, слегка заикающийся, часто задумчивый и кроткий Марсилио обладал неуемной трудовой энергией и неудержимой страстью к науке. А философию считал "озарением ума".

На Флорентийском соборе (1439 г.) Козимо Медичи познакомился с византийским мыслителем Георгием Гемистом Плифоном (Georgios Gemistos Plethon), который активно пропагандировал платоновскую и новоплатоновскую философию, за что и был наречен "вторым Платоном". После чего Козимо пришла идея воссоздать во Флоренции Платоновскую академию по образцу школы Платона в Афинах. Флорентийская академия представляла собой свободное ученое сообщество без определенного устава и постоянной резиденции, поставившее себе целью собрать интеллектуальные силы во имя поклонения Платону и почти религиозной разработки его учения.

Особую роль в своем проекте Медичи якобы возлагал на шестилетнего Фичино, чтобы в будущем поставить его во главе академии. Он побудил его оторваться от занятий медициной и начать изучать Платона. Даже если в этом есть доля преувеличения, а об этом на старости лет вспоминал сам Марсилио, безусловно, что молодой флорентиец с ранних лет находился под влиянием "божественного Платона". Один из самых ранних христианских писателей, Иустин Мученик, называл Платона христианином. В таком же духе высказывался блаженный Августин да и богословские трактаты первых отцов церкви сильно проникнуты платонизмом.

Хотя в 1463 году у Медичи уже имелась довольно большая коллекция рукописей Платона, он приказал Фичино отложить греческих философов и приступить к переводу произведений мага Гермеса Трисмегиста (прозванного Termaximus - "Триждывеличайший"). Марсилио справился с заданием за несколько месяцев, так что старый Козимо, который скончался в 1464 году, успел увидеть работу своего поданного. От отцов церкви Козимо и Фичино слышали, что таинственный мистик гораздо древнее Платона. Теперь мы знаем, что это не так (тексты, приписываемые Трисмегисту написаны множеством неизвестных авторов и в разное время), но Козимо хотел прочитать труды Гермеса прежде, чем умрет. Перевод "Поймандра" — первого трактата из Герметического свода Триждывеличайшего и был первым переводом Фичино. Кстати, не только он считал Гермеса вторым после Заратустры или Зороастра "древним богословом".

Читайте также: Основатели религий в реальности: Заратустра

Блаженный Августин предполагал, что Меркурий, или Гермес, предвидел гибель древней религии и пришествие Христа о чем узнал от демонов или с помощью звезд, но "христианский Цицерон" Лактанций (Lactantius) поместил его среди Сивилл и пророков. Фичино разделял мнение Лактанция о том, что Трисмегист "так или иначе доискался почти до всех истин".

Внешне жизнь Фичино, чуждого привязанности к мирским благам и к семейной жизни, выглядела серо. Зато внутренняя жизнь этого упорного искателя высшей истины, управляющей миром, била ключом. После нескольких лет мучительных колебаний и тяжелого кризиса он обратился к христианству. Сорока двух лет от роду Фичино принял духовный сан и получил звание каноника.

В своем медицинском трактате "О жизни" — Libri de vita, — опубликованном в 1489 году, Фичино опирался на астрологические положения, как это было принято во времена Ренессанса. Тогда основой медицинских предписаний служила вера в то, что части человеческого тела подчинены знакам Зодиака и что различные темпераменты связаны с различными планетами. Несмотря на использование магии талисманов, Фичино в своем предисловии предупреждал читателя, что, "если тебе не по душе астрологические образы", эту часть можно пропустить.

Опус предназначался для ученых, которые нередко заболевают или впадают в меланхолию из-за чрезмерно усердных занятий. Им Фичино советует избегать растений, трав, животных, минералов, которые относятся к Сатурну (как планеты меланхолического темперамента) и окружать себя флорой и фауной, минералами и людьми, принадлежащими более счастливым, жизнерадостным и животворным планетам, как Солнце, Юпитер и Венера. Фичино утверждал, что образ Меркурия развивает сообразительность и память, а помещенный на дереве, он будет отгонять лихорадку.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить