В череде мистиков всех времен и народов выделяется царь Израильского царства Соломон. И не только потому, что был он величайшим мистиком и хранителем эзотерической традиции, возникшей в незапамятные времена, когда посвященные в нее еще могли встретиться "лицом к лицу" с Богом. Соломон построил Первый Иерусалимский храм, а для еврейской мистики и эсхатологии это событие представляется крайне значительным.
Как и в случае с другими мистиками древности, точная дата рождения Соломона, как его принято называть у христиан, или Шломо в иудейской традиции, Сулеймана — в мусульманской, неизвестна. Традиционная еврейская историография относит год его рождения к 2912 году от Сотворения мира. По нашему летосчислению — это 848 год до нашей эры. Однако многие историки относят эту дату на несколько более поздний период, например, к 986 году до нашей эры. Кроме того, есть и другие версии.
Сомнений в том, кто были его родители — нет. Интерпретаторы разнятся лишь в том, согрешил ли царь Давид с женой командира его армии или же это было задумано Господом. История любви Давида и замужней Вирсавии описана в тысячах религиозных трактатов, в исследованиях специалистов разных наук, в художественных произведениях.
Читайте также: Мистики: картотека ведьм Третьего рейха
Не считая, конечно, Библии, в которой рассказывается, как увидев купающуюся красавицу, немолодой царь воспылал к ней страстью и согрешил с ней. Когда Вирсавия забеременела, царь Давид поспешил избавиться от ее супруга — преданного ему полководца Урии. Его отряд вместе с командиром геройски погиб, чтобы царь на законных основаниях завладел его вдовой. После положенного по такому случаю траура, Давид женился на Вирсавии.
Еврейские мистики нашли тысяча и один способ, чтобы оправдать царя Давида в грехе прелюбодеяния, что осуждалось в Ветхом Завете ("И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа"). По одним устным преданиям, Вирсавия была девственницей, поскольку ее муж был то ли импотентом, то ли кастратом. Может быть, потому что брак Урии и Вирсавии был заключен еще тогда, когда она была ребенком и супруг ждал, когда девочка созреет.
Кроме того, у евреев издревле повелось, если муж уходил на войну, то давал формальный развод супруге, а после возвращения с фронта они разрывали разводное письмо и вступали в супружеские права. Согласно еврейскому закону, брак с мужчиной, который не способен или не желает исполнять супружеский долг, считается недействительным. В плотскую связь с Вирсавией царь Давид вступил в преклонном возрасте. Когда он умер Соломон был еще подростком.
Самого младшего из царских сыновей Соломона обучал Торе один из самых выдающихся знатоков иудейского Закона и истории того времени Семей, сын Геры (Шимми бен Гейра). Для обучения принца математике, астрономии, астрологии и другим наукам были выписаны учителя из Египта, Сирии (Арама), Халдеи и прочих окрестных земель. Впоследствии Соломон удивлял современников не только своей мудростью, эрудицией и знаниями иностранных языков. Опуская интриги вокруг царского престола, о которых можно прочесть в Священном Писании, скажем, Соломон стал царем в 12-летнем возрасте.
В своей книге "Царь Соломон" Петр Люкимсон пишет: "Великий средневековый мыслитель Рамбам (акроним духовного звания и имени раввина Моше бен Маймона, в европейской традиции — Маймонид — ред.) был убежден, что когда Библия говорит о "мудрости Соломона", имеется в виду, что Соломон был подлинным образцом философа и мистика, а отнюдь не его заслуги в качестве государственного деятеля. И в "Путеводителе заблудших", и в своем предисловии к трактату "Авот" Рамбам убедительно показывает, что Соломон в своих произведениях предвосхитил многие концепции греческой философии. В целом, считал Рамбам, разница между философией Танаха (Ветхий Завет — ред.) и позицией выдающихся греческих философов в том, что касается вопроса: как человеку следует прожить свою жизнь? — на деле далеко не так велика, как это порой представляют".
Мистическое направление, которому следовал Соломон, называют учением "Меркавы" ("колесницы") — по
видению пророка Иезекииля (Иехизкиэля), открывшемуся ему прежде, чем он услышал Глас Божий и был удостоен видения Славы Господа. Петр Люкимсон сообщает: "Школа мистики "Меркавы" занималась, вне сомнения, и глубинными мировоззренческими вопросами — прежде всего проблемами того, что предшествовало Сотворению мира, постижению смысла иррациональных заповедей Закона Моисеева и т. д. Но вместе с тем немалое значение в ней занимали и мистические практики, призванные помочь человеку пройти через многочисленные "залы" (или, если угодно, "чертоги"; на иврите — "хехалот") высших и низших миров, обойти или подчинить себе их обитателей (соответственно, всевозможных ангелов, демонов, "священных животных" и т. д.), достичь Престола Славы Всевышнего (под этими словами понимается один из наивысших миров), а то и подняться к самому Богу, то есть достичь высшего из миров".
Многие из читателей помнят, если не из Святого Писания, то из арабских сказок "Тысяча и одна ночь" или, хотя бы из "Старика Хоттабыча", что была у царя Соломона печать, благодаря которой он мог властвовать над обитателями разных миров, джиннами и прочими сущностями. При переводе на общедоступный язык, сказанное означает, что Соломон владел хранившемся в глубокой тайне знанием, передававшемся в узком кругу посвященных лиц.
"Опираясь на Талмуд, Рамбам приходит к выводу, что сам Соломон стоял на предпоследней ступеньке мистического знания — выше в прошлом поднимался только Моисей, а в будущем поднимется спаситель человечества, Царь-Мессия, который будет его потомком, — сообщает Люкимсон. — Талмуд, в частности, утверждает, что Соломон признавался, что ему был открыт тайный смысл всех, в том числе и иррациональных заповедей, за исключением заповеди о "рыжей корове" (в синодальном переводе Библии — "рыжая телица", Чис. 19:2-12 — ред.). Одновременно Соломон настаивал на том, что учение "Меркавы" должно храниться в глубочайшей тайне. Эти знания ни в коем случае не должны попасть в руки большого числа людей, так как это опасно для мира в целом".
Постройка Иерусалимского храма при Соломоне — это особая статья. Касательно мистики в заключение стоить отметить один момент, связанный с именем Александра Сергеевича Пушкина. Наш гениальный поэт, как известно, верил в предсказания и амулеты. У него был перстень якобы принадлежавший царю Соломону, который он подарил царице Савской, а она, в свою очередь, отдала его своему сыну Менелику. Этот талисман вроде бы с каббалистической надписью на иврите Елизавета Воронцова, купившая его у караимов, преподнесла в дар Пушкину.
Читайте также: Пушкин как предвестник конца истории
Дальнейшая судьба "магического" кольца была такова. После кончины поэта перстень достался Василию Жуковскому, а тот отдал его Ивану Сергеевичу Тургеневу. Писатель обратился к зачинателю российской гебраистики Даниилу Хвольсону перевести выгравированную на камне надпись. На камне из сердолика красовалось: "Симха, сын старца рабби Иосифа, да будет благословенна его память". Печать торговцев и не более. Был у Пушкина и другой амулет, который он на смертном одре подарил Владимиру Далю, а до того написал два замечательных стихотворения: "Храни меня, мой талисман" и "Талисман".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"