Николай Путилов, первый русский управленец

Изучать историю всегда полезно: в ней есть масса фрагментов, анализ которых пригодится и в современных реалиях. В частности, жизнь и работа основателя знаменитого Путиловского завода Николая Ивановича Путилова, которого можно назвать первым русским профессиональным управленцем, или, как принято сегодня, менеджером. А ведь нашим современникам известно о Путилове не так много.

Замечательный петербургский краевед, писатель, журналист, кандидат исторических наук Лев Лурье так пишет о Путилове: "Все русские революции начинались на одном и том же питерском заводе, Путиловском, ныне Кировском. Основал этот крупнейший в Петербурге завод Николай Иванович Путилов, любимец великих князей, министров, адмиралов. Человек, спасший Петербург от британского десанта, создатель новой российской металлургии. Инженер, наладивший производство артиллерии для русских броненосцев и рельсов для российских железных дорог. Основатель петербургского порта. Международно признанный изобретатель. Гениальный менеджер, решавший задачи, кажущиеся неразрешимыми принципиально. Но только смерть спасла его в конце концов от долговой тюрьмы…"

Николай Иванович Путилов ушел из жизни 18 апреля 1880 года, оставив после себя богатейшее наследие управленческого, предпринимательского и инженерного опыта. Его отпели в Никольском морском соборе в Санкт-Петербурге, как отпевали всех морских офицеров в тогдашней столице России. На завещании Путилова, в котором он просил похоронить его не на кладбище, а на дамбе Морского порта, император Александр II наложил резолюцию: "Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы" (напомним, Петропавловский собор в Санкт-Петербурге — усыпальница императоров России). Гроб с телом Путилова рабочие его завода пронесли весь путь на руках — это более 20 километров.

В 1907 году прах Путилова и его супруги Екатерины Ивановны был торжественно перезахоронен в новой заводской церкви под алтарём. В советское время в церкви власти разместили Кировский райпромкомбинат (современный адрес — проспект Стачек, дом 48). Снесли алтарь и вдруг обнаружили памятную плиту и два гроба под ней. Плиту переплавили, гробы сожгли в местной котельной. Никто тогда и не вспомнил, что это останки Путилова и его верной супруги…

Читайте также: Близкая Камчатка Степана Крашенинникова

В Санкт-Петербурге Набережная Морского канала (отметившего в 2010 году свой 125-летний юбилей) на Канонерском острове, теперь названа Путиловской — в память о человеке, которому петербургский Морской канал обязан своим существованием. 15 мая 1885 года 32-километровый канал был открыт для прохода судов, заработал новый Морской торговый порт Санкт-Петербурга — последнее, уже посмертное детище Николая Ивановича…

А родился будущий основатель Путиловского завода в 1820 году в семье обедневших мелкопоместных дворян на Новгородчине, в тогдашнем Боровичском уезде, в деревне Ерюхино. Отец его, человек образованный, строгий, но справедливый, был ветераном Отечественной войны 1812 года и старался воспитывать маленького сына в патриотических традициях. Николай Путилов рано осиротел и десятилетним был принят в морскую роту Александровского кадетского корпуса, а оттуда, как лучший ученик, попал в Морской корпус, ныне знаменитое Военно-морское училище имени Фрунзе.

Николай Путилов, первый русский управленец. 282894.jpeg

В 1840 году Николай Путилов окончил Морской кадетский корпус и офицерские классы и был оставлен там за успехивнаукахнадолжностипреподавателяматематики.Каксвидетельствуютисторическиехроники,онзанималсянаучнойработой,имелмногочисленныепечатныетруды.ПосостояниюздоровьяПутилов позже перевелся в Крым в Корпус инженеров военных поселений, где прослужил пять лет, отвечая за строительство различных объектов.

В 1854 году, во время Крымской войны, Путилов был рекомендован "самому" великому князю Константину Николаевичу в качестве талантливого организатора. Согласно легенде, великий князь вызвал Путилова и сказал ему: "Можешь ли ты сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет — вот тебе мои личные двести тысяч".

Надо пояснить подоплеку этой просьбы: В Крымскую войну Черноморский флот пришлось затопить у входа в Севастопольскую бухту, закрыть таким образом вход в нее для кораблей противника. Балтийский флот неприятель загнал в Маркизову лужу. Перед фортами Кронштадта, в нескольких верстах от столицы, крейсировали корабли британского флота. Петербургу угрожала опасность быть взятым с моря. Требовалось срочно организовать оборону от превосходящих сил противника.

В условиях англо-французской блокады Николай Путилов, используя метод, который сегодня назвали бы сетевым планированием, организовал в механических мастерских Санкт-Петербурга производство паровых машин, котлов и материалов для винтовых канонерских лодок, корветов и клиперов.

При этом он, после соответствующего переобучения, широко привлекал потерявших работу из-за войны мастеровых-прядильщиков (англичане не пускали транспорта с пряжей в Санкт-Петербург), из числа которых впоследствии отбирались механики на построенные военные корабли. Первые оборудованные паровыми машинами Путилова, 32 винтовые канонерские лодки, предназначенные для плавания в мелководном Финском заливе, вошли в строй уже в мае 1855 года. В течение следующих восьми месяцев было построено ещё 35 канонерских лодок, а также 14 корветов и клиперов.

Лев Лурье пишет в своей статье: "Поручение Константина Николаевича стало его звездным часом. Паровые двигатели в Россию ввозили из-за границы, война закрыла возможности импорта. Полагаться следовало на собственные силы… Военное судостроение с Петровского времени мало изменилось — на казенных верфях корабли по-прежнему строили крепостные под присмотром чиновников. Огромный бюрократический аппарат и работавшие из-под палки мастеровые воспринимали каждый новый заказ как постылую рутину.

Читайте также: Америка России подарила пароход...

Частные машиностроительные предприятия были маленькими и маломощными. Но они готовы были делать что угодно, брали на себя риск и ответственность. Николай Путилов распределил заказ между двадцатью частными петербургскими заводами. Ему удалось тайно проникнуть в мастерскую, которая ремонтировала придворные экипажи — спрашивать разрешения у Министерства императорского двора было просто некогда, ответ мог прийти к моменту окончания войны. Петербургские ткачи сидели в это время без работы: хлопок шел в Петербург из-за границы, порты блокировал неприятель. За три месяца Путилов превратил ткачей в токарей и слесарей, а затем и в механиков на канонерках. Николай Иванович ни перед кем не отчитывался, платя за работу "живыми" деньгами, зачастую своими".

За эти заслуги в создании винтового парового флота Путилов был повышен в звании (был произведён в надворные советники с назначением старшим чиновником особых поручений кораблестроительного департамента), награждён орденом святого Станислава II степени.

Отдельным фактом в послужном списке Путилова шло упоминание о том, что в процессе исполнения этого заказа не было перерасхода средств, наоборот, экономия составила около четырех процентов. От сообщества предпринимателей ему был преподнесён серебряный венок с 81 дубовым листком, на каждомлисткебыловыгравированоимяпостроенногоПутиловымкорабляиимяподрядчика.

На кредит Морского министерства, которое стало безраздельно доверять прославившемуся инженеру, Николай Путилов перестроил несколько заводов в Финляндии и дал качественную котельную сталь взамен английской. Первым в России он начал переплавку металлического лома в промышленном масштабе.

16 мая 1863 года совместно с полковником Корпуса горных инженеров Павлом Обуховым и купцом Первой гильдии Кудрявцевым Путилов организовал металлургический завод (после смерти Обухова названный Обуховским). Позднее Путилов основал свой собственный завод, впоследствии названный Путиловским. На этом заводе он организовал оружейное производство и выплавку стали, в том числе на экспорт, покончив с зависимостью в этом вопросе от Англии: заказы стальных орудий за рубежом снизились с 88,5 процента до 17,7. Сейчас такое стремительное развитие назвали бы просто нереальным. Но так было…

Николай Путилов, первый русский управленец. 282895.jpeg

Читайте также: Дворянин, открывший Антарктиду

В 1874 году был осуществлён последний крупный проект Николая Ивановича Путилова — Морской порт Петербурга и Морской канал (из Кронштадта в Петербург). Как свидетельствуют исторические первоисточники, из-за интриг финансирование из казны было прекращено, и Путилов вёл строительство на свои деньги. Этот проект, увы, вконец истощил его бизнес, и он был разорен. Будучи практически полным банкротом, 18 апреля 1880 года Путилов умер…

Вот что рассказал "Правде.Ру" моряк, инженер и историк, исследователь истории Архангельско-Мурманского срочного пароходства Олег Маслов (сын известнейшего северного писателя, полярника Виталия Маслова):

"Пожалуй, имя Николая Путилова достойно быть занесенным на золотые скрижали российской промышленности и инженерной науки. На его опыте просто обязаны учиться современные организаторы производства. Многие его организационные и инженерные разработки работают на Отечество до сих пор и принесли немало пользы стране уже после его ухода из жизни. Всю свою жизнь Николай Иванович ломал привычные стереотипы, на пустом месте строил новые заводы, создавал новые технологии, сколачивал коллективы людей-единомышленников. Приведу лишь один пример.

Авторитет Путилова как великолепного организатора и блестящего инженера рос год от года исключительно из-за реальных дел, а не из-за поддержки чиновников. И было отчего авторитету расти — он совершал настоящие производственные подвиги, иначе не назовешь! Так, жестокая зима 1867-1868 годов привела к тому, что железнодорожное сообщение в России было практически парализовано, так как импортные рельсы полопались от мороза. Путилов решил проблему комбинированного рельса не только по прочностным и эксплуатационным характеристикам, но и по ценовым.

Цена "путиловского" рельса была на 30 процентов меньше цены английского или немецкого! Путилов принял заказ на строительство завода по производству рельсов и само производство в начале января 1868 года, а уже 20 января того же года завод начал прокатку рельсов в три смены. Блистательная промышленная победа!

Была отработана так называемая "путиловская схема запуска производства", которой, между прочим, позже пользовались в годы Великой Отечественной войны при переброске заводов из центральной части СССР за Урал. Без схем сетевого планирования и логистики, впервые примененных на практике именно Николаем Путиловым, и сейчас не обходится ни одно серьезное производство!"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество" 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить