АПЛ "Ленинский комсомол" порежут на иголки

"Ленинский комсомол" порежут на иголки

Первая в СССР АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" будет утилизирована — как говорят моряки, ее порежут на иголки. Лодка много лет ждала решения своей участи — все-таки были надежды, что найдутся средства, чтобы превратить первый советский боевой атомоход в корабль-музей. Однако денег так и не нашлось. Сейчас АПЛ находится на заводе "Нерпа" под Мурманском.

Как пишет газета "Корабельная сторона", кроме отсутствия денег на восстановление атомарины и превращения ее в музей, в дело "вмешалось" еще одно обстоятельство. Лодка не на плаву, она сейчас стоит на стапеле одного из цехов завода "Нерпа". А там будут утилизировать знаменитую плавучую техническую базу Росатомфлота "Лепсе". На ней хранится отработавшее ядерное топливо, причем в огромном количестве — около 700 отработанных урановых стержней из советских атомных ледоколов. Часть из них была за долгие годы повреждена, поэтому утилизация "Лепсе" легкой явно не будет.

Выгрузить же урановые элементы просто так нельзя — нужно резать корпус плавбазы. Вот именно для "Лепсе" и понадобилась стапельная площадка, на которой сейчас стоит "Ленинский комсомол". На воду спускать лодку страшновато, неизвестно, как поведут себя устройства и механизмы первенца советского атомного подводного флота. Придется резать…

Реакторный отсек корабля из корпуса уже был вырезан ранее, и находится на хранении в Сайда-губе. Идея превратить К-3 в лодку-музей возникла еще лет 10 назад, а в середине 2000-х Морская коллегия при правительстве России даже поручила питерскому конструкторскому бюро "Малахит" разработать проект этого самого музея. Различные источники называют разные цифры стоимости самого проекта и восстановления атомарины. По предварительным подсчетам, в целом требуется около 500 миллионов рублей. На фоне многомиллиардных уголовных дел, связанных с именами бывших руководителей Министерства обороны, сумма кажется не такой уж и огромной…

Интересно, что "Ленинский комсомол" до сих пор принадлежит Военно-морскому флоту, в ведение Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) ее еще не передавали. Собственно, и окончательное решение об утилизации тоже, по логике вещей, должны принимать военные. Многочисленные сообщения в СМИ о том, что "Ленинский комсомол" разрежут уже в нынешнем году, в ВМФ пока официально не опровергают, но и не подтверждают.

Вот что рассказал в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" бывший сотрудник мобилизационного управления ВМФ СССР, кандидат военных наук, капитан I ранга в отставке Сергей Васютин:

"Несмотря на то, что огромное количество СМИ уже высказались об утилизации "Ленинского комсомола" как о деле уже решенном, какая-то микроскопическая надежда на то, что лодка все-таки сохранится, все равно остается. Мне буквально на днях довелось разговаривать с ответственными лицами с завода "Нерпа", так вот к какому мнению они приходят. В принципе, если официально передать первую советскую атомную подлодку в ОСК, то корпорация (опять же чисто теоретически) могла бы, наверное, изыскать какие-то средства на мероприятия хотя бы по первичной подготовке К-3 к превращению в музей.

На заводе говорят, что на это могло бы хватить, скажем, и 50 миллионов. Историческая лодка сейчас разрезана на две части, реакторный отсек у нее вырезан. И вышеуказанных средств может хватить на то, чтобы сварить корпус лодки, наладить какие-то системы, поддерживающие живучесть и плавучесть и спустить ее на воду. И пусть она уже тогда и дожидается своего часа, а вдруг в стране все-таки найдутся средства…

Скажу так: "Ленинский комсомол" — это целый пласт истории советского и российского флота, и принимать окончательное решение о ее судьбе должны, так сказать, "на самом верху". В администрации президента уже поступило множество обращений с просьбой детально заняться судьбой исторического корабля. Пишут ветераны флота, целые ветеранские общественные организации.

Между прочим, с такой же просьбой обращаются и гражданские ветераны-заводчане, которые когда-то строили и ремонтировали корабль. В общем, несмотря на то, что СМИ уже однозначно "приговорили" первый советский боевой атомоход к утилизации, слабая надежда на то, что лодка все-таки станет музеем, есть. Будем надеяться, ведь надежда умирает последней…

Читайте также: В России починят "убийц авианосцев"

Американцы, например, сохранили свою первую атомную подводную лодку "Наутилус". Сейчас это музей. К-3 — наша первая атомная лодка, история нашего флота. В самые тяжелые годы холодной войны — в 1960-е и 1970-е — лодка успешно выполняла сложнейшие задачи по противодействию американцам. Как же ее можно уничтожать! Музей К-3 — это память конструкторам, военным морякам и все тем, кто создал атомный флот России!".

История "Ленинского комсомола" и впрямь знаменательна для страны. Разработка атомных подводных лодок началось в СССР в 1950-х годах, а уже в 1957-м была спущена на воду К-3. Из-за множества недоделок экипаж получал серьезное радиационное облучение, однако в медицинских карточках указывали другие диагнозы. Лодка перестала выходить на задания в море в начале 1980-х, но окончательно выведена из состава флота только в 1991 году.

Именно эта лодка 17 июля 1962 года впервые в истории советского флота достигла Северного полюса. Это была не просто сенсация, а событие планетарного масштаба, сродни полету в космос Юрия Гагарина. На Западе тогда не то, что не ждали русских на полюсе — мало кто вообще верил в существование у разрушенного войной СССР атомного подводного флота. Американский "Наутилус" пересек полюс 3 августа 1958 года, и с той поры наши заклятые друзья чувствовали себя на Севере комфортно, а Советский Союз оказался в зоне досягаемости ракет, пущенных с любой подлодки США, находящейся в Арктике.

Никто и представить себе не мог, что русские АПЛ способны достичь Северного полюса. Тогдашний директор ЦРУ, могущественный Ален Даллес, лишился своего поста за то, что прошляпил северный поход русских. Именно с этого момента СССР доказал всему миру: страна обладает достаточными ресурсами, чтобы осуществлять контроль над своими полярными владениями. И это в условиях Карибского кризиса, когда мир стоял в шаге от новой войны. Но экипаж К-3 сделал это! И всемирная история потекла по другому руслу.

Как гласят исторические первоисточники, на базе в Гремихе 21 июля 1962 года атомарину встречал лично тогдашний глава государства Никита Хрущев, тут же, на пирсе, вручивший звезды Героя Советского Союза старшему похода контр-адмиралу Алексею Петелину, командиру капитану 2 ранга Льву Жильцову и инженер-капитану 2 ранга Рюрику Тимофееву. Еще раньше геройского звания, впервые после войны, был удостоен самый первый командир К-3 капитан 1 ранга Леонид Осипенко.

Через пять лет после покорения вершины планеты, 8 сентября 1967 года, на К-3 вспыхнул объемный пожар. В считанные минуты заживо сгорели и погибли от угарного газа 39 членов экипажа. Это было в Норвежском море, когда подлодка возвращалась домой из незапланированного похода аж в далекую Средиземку…

Комиссия, сформированная на берегу сразу после аварии, признала действия экипажа героическими. Все моряки — и живые, и мертвые — были представлены к государственным наградам. Пятеро — к званиям Героев Советского Союза, в их числе Лесков и Некрасов. Двух подводников к Герою представили посмертно.

Читайте также: Командиры АПЛ стремительно молодеют

Решено было, что воспламенение в торпедном отсеке произошло из-за прорыва одного из узлов системы гидравлики. Когда по возвращении в базу снимали злополучную гидравлическую машинку, обнаружили, что там вместо уплотнительной прокладки из красной меди стоит какая-то примитивная шайба, не рассчитанная на перепады давления. Вероятно, кто-то поменял прокладку во время заводского ремонта. А, может, во время стремительного аврального строительства?

Ведь темпы создания подводного крейсера поражают: 12 сентября 1952 года вышло подписанное Сталиным правительственное постановление "О проектировании и строительстве объекта 627". А уже пять лет спустя первенец отечественного атомного кораблестроения спустили на воду! Можно рукоплескать советским методам руководства и производства, а можно задуматься над его последствиями. Но дальше копать причины техногенной аварии не стали…

В общем, всякое было в жизни этого уникального корабля. И он действительно достоин быть музеем советского и российского подводного флота.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить