Свой день рождения отмечает легендарная авиационная группа высшего пилотажа ВВС России "Русские Витязи". Это единственная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолётах класса "тяжёлый истребитель". Она была сформирована 5 апреля 1991 года на базе первой авиационной эскадрильи 234-го гвардейского Проскуровского смешанного авиационного полка, базировавшегося на подмосковном аэродроме Кубинка.
Группа "Русские Витязи" выполняет групповой и одиночный полеты не на специально собранных для "показа" машинах, а на серийных, используемых в "штатной" авиации многоцелевых высокоманевренных истребителях Су-27П и Су-27УБ. Трудно назвать хотя бы один российский и зарубежный авиасалон, где бы "Русские Витязи" не выступали бы с показательными полетами, неся авиационную честь нашей страны.
Представьте себе, в каких тяжелейших условиях создавалась группа. Начало конца огромной советской империи и почти глобальной катастрофы ее вооруженных сил, в первую очередь именно высокотехнологичной авиации — 1991 год. Но именно тогда, встревоженные сложившейся ситуацией, немногие (честно говоря) трезвые и светлые головы в руководстве вооруженных сил все-таки убедили Горбачева, которому осталось находиться во главе СССР считанные месяцы, что создание подобной группы необходимо. Хотя бы ради того, чтобы сохранить часть высококвалифицированных авиационных кадров… В начале 1991 года был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолётов, а 5 апреля того же года была официально основана пилотажная группа, получившая название "Русские Витязи".
В сентябре 1991 года состоялся первый заграничный визит группы, в Великобританию, где "Русские Витязи" были в качестве гостей пилотажной эскадрильи "Красные стрелы" из Центральной лётной школы Королевских ВВС Великобритании в Скэмптоне. Наши "Витязи" участвовали в престижном авиашоу в британском Лукарсе. Под восторженными взглядами группа прошла строем над резиденцией Королевы в Шотландии. За ним последовали показы в других странах, на разных континентах. Состоялось два визита в США, также были выступления в Канаде, во Франции, в Голландии, Словакии, Норвегии, Бельгии и в Люксембурге. Группа "Русские Витязи, чьи самолеты были окрашены в цвета российского флага, получила мировое признание всего за пару лет!
Читайте также: Ангел-хранитель полярного неба
Но были в те успешные, но трудные для группы 90-е годы и страшные трагедии… После возвращения с авиасалона в Малайзии, состоявшегося в декабре 1995 года, 12 декабря при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань, из-за неудовлетворительной организации полетов в сложных метеоусловиях столкнулись со скрытой туманом горой три истребителя "Русских Витязей". Эта трагедия привела к гибели четырёх лётчиков пилотажной группы. Их имена и звания навечно вписаны в историю русской авиации: полковник Борис Григорьев, подполковник Николай Гречанов, подполковник Николай Кордюков, подполковник Александр Сыровой. Погибшие были похоронены на кладбище села Никольское, вблизи аэродрома Кубинка. В октябре 1996 года на могиле погибших "Русских Витязей" в селе Никольское был открыт памятник.
В течение почти года эскадрилья не поднималась в воздух. Был набран новый состав летчиков. И первый полет новый состав "Русских Витязей" на четвёрке стандартных, но в новой яркой окраске Су-27 впервые публично показал групповой пилотаж в сентябре 1996 года на гидроавиасалоне "Геленджик-96". С июня 1997 года снова наши асы-лётчики начали выполнять демонстрационные полёты за границей.
Во время празднования 850-летия Москвы "Русские Витязи" в ночном небе столицы открывали лазерное шоуЖана-Мишеля Жарра.В 1999–2000 годах выполнялись многочисленные показы в городах России. В конце июля 2003-го года в состав авиагрупппы "Русские Витязи" были переданы пять самолётов Су-27М в парадной окраске. И до сих пор они в строю.
Но была и еще одна трагедия, о которой больно вспоминать. При выполнении генеральной репетиции к авиасалону МАКС-2009 16 августа 2009 года в районе аэродрома "Раменское" столкнулись два самолёта Су-27 из состава авиагруппы. Погиб один из трёх пилотов — командир пилотажной группы "Русские Витязи" Игорь Валентинович Ткаченко.
Об уникальной пилотажной авиагруппе "Русские Витязи" рассказал корреспонденту "Правды.Ру" бывший помощник командующего шестой армией по информационному обеспечению подполковник запаса Андрей Григорьев: "Мне во время подготовки и проведения авиашоу в Санкт-Петербурге не раз приходилось сотрудничать со всеми пилотами из "Русских Витязей". И что всегда удивляло: вроде бы очень известные люди, звезды мирового уровня, талантливейшие летчики — а нет в них никакой "звездной болезни". Когда у них берут автографы, пилоты даже стесняются. В общем. Обычные русские офицеры, без тех недостатков, которые иногда свойственны людям, которые много достигли в профессии и в жизни. Всегда чувствуешь главное жизненное кредо пилотов "Русских Витязей: работать — летать, покорять небеса, показывать чудеса летного профессионализма…
Читайте также: "Наша авиация напоминает самолет в крене"
Когда по нелепой трагической случайности погиб командир группы, Игорь Ткаченко, это стало настоящим шоком для всех пилотов. После столкновения самолетов парашют Ткаченко не раскрылся, потому что кресло-катапульта было разрушено страшным ударом. Скорбили все… Командир получил высшую государственную награду посмертно, а ведь представлялся к ней еще при жизни.
Несмотря на трагедию, пилоты быстро вошли в прежний рабочий ритм, ни один из пунктов летного графика не был сорван. Все остальные показательные полёты (в том числе первый публичный вылет нового лайнера "Сухой Суперджет-100") состоялись, как и было запланировано. Настоящие профессионалы всегда остаются профессионалами!".
В начале июня 2011 года появилась неожиданная информация о том, что пилотажная группа будет расформирована. Но уже 10 июня 2011 года министр обороны России официально заявил, что это абсурд, что пилотажные группы "Стрижи" и "Русские Витязи" никто расформировывать не собирается! 5 августа 2011 в состав пилотажной группы временно на период проведения авиасалона МАКС-2011 передана модернизированная "спарка" Су-27УБ. Но все равно основные полеты "Русские Витязи" продолжают выполнять на стандартных, серийных машинах, на которых летают и все летчики тяжелой истребительной авиации.
Вот несколько интересных фактов из истории "Русских Витязей". Первоначально, еще при создании, авиационная группа получила название "Голубые Молнии", однако чуть позднее выяснилось, что пилотажная группа ВВС Японии называется "Blue Impulse", и, чтобы избежать созвучия, решили переименовать эскадрилью в "Русских Витязей", а изготовленные шевроны со старым названием пустили на сувениры.
2004 году в комплекс показов был включён совместный полёт пилотажных групп "Русские Витязи" и "Стрижи" в составе девяти самолётов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю "ромб" с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт является мировым рекордом в истории авиации.
Нет сомнений, что впереди у "Русских Витязей" еще множество рекордов. И что наши асы будут достойно представлять Россию на всех международных мероприятиях. В общем, с днем рождения, "Русские Витязи"!
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"