Тайна гибели американской подлодки "Трешер"

Тайна АПЛ "Трешер" лежит на дне океана

Эта трагедия стала самой первой в череде катастроф атомного подводного флота. 10 апреля 1963 года новейшая американская атомарина "Трешер" навсегда канула в бездну Атлантического океана, унеся жизни 129 человек. Катастрофа потрясла США. И, как говорят некоторые эксперты, исподволь подтолкнула американцев к ускорению так называемой Лунной программы.

За годы холодной войны СССР "окончательно и бесповоротно", то есть без возможности восстановления, потерял четыре атомных подлодки. Все они входили в состав Северного флота. О некоторых из них "Правда.Ру" уже писала. В постсоветское время затонули две уже российские атомные подводные лодки .

А вот США потеряли всего две субмарины. Однако общий коэффициент аварийности, то есть отношение общего количества аварий субмарин к количеству построенных, в российском подводном флоте составляет 0,2, а в американском — 0,3. Иными словами, по подсчетам известного подводника, писателя и историка контр-адмирала Николая Мормуля, на каждые 100 атомных подводных лодок в российском флоте приходится около 20 аварий, а в американском — около 30. Авария — всегда трагедия, с кем бы она не случилась, с нашими или с "чужими" моряками…

А самым первым потрясением для военных моряков всего мира явилась гибель американской атомной "Трешер" 10 апреля 1963 года. Она исчезла через двое суток после выхода из базы во время глубоководных испытаний, даже не успев подать сигнал бедствия, погибло 129 человек. Шок, который испытала американская нация, сопоставим с тем, который вызвала гибель "Челенджера" много лет спустя.

Гибель в мирное время лодки, созданной с учетом новейших достижений науки и техники, нанесла колоссальной силы удар по гордости американцев. Но и в Советском Союзе гибели подлодки "потенциального противника" отнюдь не радовались. Хватало всяких аварий, в том числе и радиационных, и у нас, чего уж там радоваться.

Вспоминаю четвертый курс Севастопольского Высшего Военно-морского инженерного училища, где учился. 1981 год. Лекции по типовым авариям подводных лодок читал у нас немолодой капитан I ранга, долгое время служивший на атомном флоте. Лекции такие были нужны — учась на чужих ошибках, не совершаешь своих. Каждый раз, когда он рассказывал о гибели субмарин, в том числе и американских, он не приказывал, а просил весь курс встать и минуту помолчать — в память погибших подводников.

Читайте также: Как КПСС утопила подводную лодку

Мы, курсанты, прекрасно знали, что каждый раз, когда он "поднимает" нас на своеобразную "минуту молчания", ему влепляют выговор по партийной линии (ведь кто-то из нас, чего уж там, все равно "стучал" училищным "особистам", и этого было не скрыть). Но за год этот самый выговор как-то "стирался" (может быть, потому, что его начальники тоже были настоящими подводниками!), и следующий курс на некоторых его лекциях о подводных авариях опять вставал в память о своих и "чужих" погибших моряках.

Самое интересное, что самая короткая лекция по аварийности атомных субмарин была посвящена именно катастрофе американской АПЛ "Трешер". И, наверное, не только потому, что, скажем, советским разведчикам не удалось добыть нужных данных. Просто и сами американцы не знали подробностей о последних минутах и даже часах своей лодки. Лишь в последние годы в западной прессе начали появляться некоторые более подробные данные о "Трешере". Ну что ж, попробуем хотя бы немного приоткрыть завесу тайны первой в мире гибели атомной субмарины, ориентируясь на эти публикации.

"Трешер" в переводе с английского означает "Морская лисица", тип сельдевой акулы — когда-то у американцев модно было называть субмарины именами морских рыб. Ее корпус имел округлую форму, издали как раз напоминающую эту акулу. Все эти составляющие — и лисица, и акула, — создали на американском флотском жаргоне своеобразное название: субмарину окрестили "смертельным охотником". Она, по проекту, была целевым образом предназначена для поиска и уничтожения кораблей противника, в первую очередь, подводных лодок.

"Трешер" был головной лодкой (то есть самой первой в серии) из 30 единиц по плану строительства. Она имела высокую подводную скорость (до 30 узлов), большую глубину погружения (до 360 метров), два атомных реактора (до этого на американских подлодках был лишь один). Как пишут исторические первоисточники, мощность энергетической установки позволяла лодке без перезарядки реакторов десять раз обогнуть по экватору земной шар, по мощности она могла бы обеспечить электроэнергией город с населением в 20 тысяч человек. На вооружении лодки было от 20 до 40 ракето-торпед типа "Саброк". Строительство подводной лодки, стоимость которой составила 60 миллионов долларов, длилось 38 месяцев. 3 августа 1961 года лодка была передана в состав ВМС США. "Смертельный охотник" был гордостью американцев.

Правда, уже за первый год эксплуатации на этом подводном корабле было выявлено аж 875 неисправностей и недоделок. Поэтому чаще подлодка "Трешер" стояла все-таки в доке и на заводском стапеле, где эти недостатки устранялись, а не бороздила океаны. Надо сказать, это общая "болезнь" так называемых "головных" лодок, первых в серии, как американских, так и советских-российских. Чаще всего "Трешер" чинили на знаменитой верфи в Портсмуте, штат Нью-Гемпшир, или в соседнем Гротоне.

Утром 9 апреля 1963 года, после очередной починки и устранения технических замечаний, лодка вышла из гавани Портсмута, где простояла до этого на плановом осмотре аж долгих девять месяцев. Кораблю предстояло совершить двухдневное пробное плавание, которое должно было завершиться погружением на максимальную тестовую глубину. Такая проверка необходима после длительной стоянки на верфи. На борту "Трешера" находилось 129 человек: 12 офицеров и 96 старшин и матросов из состава экипажа лодки, а также четыре офицера и 17 гражданских специалистов Портсмутской верфи.

Командир лодки был достаточно молодым, однако опыта подводного плавания ему было не занимать. Капитан-лейтенант Джон Уэсли Харвей впервые командовал таким кораблем, но до назначения на "Трешер" он три года прослужил офицером на "Наутилусе", первой американской атомной лодке. На ней он, кстати, принял участие в легендарном походе подо льдами Северного Ледовитого океана.

Сопровождал "Трешер" небольшой специальный катер "Скайларк". Кроме чисто исследовательских целей, он играл еще и роль спасательного судна, для этого у него на борту находилась группа водолазов, которые могли выполнить работы на глубине до 30 метров. Но помощь спасателей "Трешеру" так и не понадобилась — глубина, на которой лодка затонула, оказалась значительно большей…

9 апреля субмарина осуществила несколько погружений на глубину 260-290 метров и к утру 10 апреля прошла континентальный шельф и вышла в географический район впадины Уилкинсона, где глубина Атлантического океана резко возрастает от 300 до 2400 метров. В 7 часов 47 минут 10 апреля с борта лодки сообщили о готовности к глубоководному погружению. Командир лодки передал на катер, что планирует пробыть под водой шесть часов.

Читайте также: Загадочная гибель подлодки Фисановича

Глубоководное погружение происходит у всех подводников различных стран поэтапно, примерно через каждые 30-50 метров погружения производится остановка на достигнутой глубине. Во время "паузы" идет осмотр отсеков, проверка различных устройств, забортной арматуры и трубопроводов, после чего лодка снова опускается на очередную "ступеньку" глубины. В 9.09 "Трешер" достигает допустимой глубины погружения — 330 метров. Телефонная гидроакустическая связь была очень неустойчивой, многие донесения с лодки поступали на катер с большими искажениями. И вдруг в 9.13 на катер поступает тревожная весть от командира лодки: "Есть некоторые проблемы. Угол положительный…Вертикаль… Пробую продуть… Буду информировать".

Вскоре все присутствующие в гидроакустической рубке катера услышали шумы, очень похожие на те, что сопровождают выпуск сжатого воздуха. Но вот в 9.16 прошло какое-то вообще непонятное сообщение с лодки. Ввиду большой глубины слов было почти не разобрать. Но на катере показалось, что из потока слов прозвучали слова "предельная глубина" и "превысил". В 9.18 на катере снова услышали громкий шум из-под воды. Некоторые опытные члены экипажа и группы наблюдения катера, участвовавшие еще во Второй мировой и побывавшие в различных боевых переделках, охарактеризовали этот шум как "треск ломающихся отсеков прочного корпуса". Но никто еще не мог поверить, что все уже кончено…

Атомный "Трешер" замолчал, и, как потом все поняли, замолчал навеки. В 13.37 был передан сигнал тревоги "SABSANK!" по Атлантическому флоту США. Он в переводе означает "подводная лодка затонула". В 17.30 пришло сообщение от патрульного корабля: в семи милях южнее того места, где еще в 9.17 находился катер "Скайларк", на поверхности моря обнаружена масляная пленка. Чуть позже там же выловили несколько кусков пробки и пластика размером со стандартный лист бумаги. Пробкой, служившей изоляционным материалом, была выложена вся внутренняя часть корпуса "Трешера", а обнаруженный пластик обычно использовался на атомных подводных лодках для защиты от радиации…

Искал лодку весь Атлантический флот США. По данным исторических первоисточников, в первую очередь западных, американские моряки из-за излишней суеты просто-напросто поначалу "потеряли" в океане точное место, откуда лодка в последний раз выходила на связь. Глубина океана в этом районе настолько велика, что мысль о том, что поврежденный "Трешер" может лежать на грунте в ожидании помощи, исключалась полностью.

Американским адмиралам пришлось сделать заявление, что лодка, к прискорбию, погибла. С этого момента 129 человек считались не пропавшими, а погибшими, что гарантирует семьям несчастных выплату немалых денежных компенсаций. Они были выплачены осиротевшим семьям подводников в тот же день.

Президент Кеннеди в своем выступлении выразил семьям глубокое соболезнование. Причины гибели подлодки "Трешер" с точностью установить так и не удалось. Правда, различные версии выдвигаются до сих пор. Среди них есть и довольно экзотические. Например, такая: американская лодка погибла из-за акта саботажа или диверсии со стороны советских подводников. Правда, американские профессионалы-кораблестроители, да и сами военные, отвергают эту версию как анекдотическую.

Так или иначе, судить о причинах гибели лодки, которая лежит на дне океана на огромной глубине, можно скорее только теоретически. В акте комиссии по расследованию причин гибели "Трешера" в свое время было отмечено: "…Полученные данные не позволяют определенно утверждать, что же в действительности произошло с подводной лодкой". Так была поставлена безжалостная точка на самой первой трагедии в атомном подводном флоте…

Но, по мнению ученых, именно гибель "Трешера" привела, ка ни странно, к активному развитию американской Лунной программы! Американские конгрессмены, возмущенные гибелью новейшей супердорогостоящей субмарины, критически урезали бюджет подводного кораблестроения. Президент Джон Кеннеди просто не успел его отстоять — через полгода после трагедии "Трешера", 22 ноября 1963 года, он был застрелен наемным убийцей.

Это позволило Советскому Союзу в ближайшие годы "догнать и перегнать" США в этой отрасли. Однако Лунная программа Кеннеди осталась финансово насыщенной и в конце концов стала ему как бы лучшим памятником. К концу 1960-х годов в СССР появились непревзойденные до сих пор стратегические подлодки, а астронавты США высадились на спутнике Земли. Впрочем, это уже совсем другая история…

Читайте все самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе