Позорные страницы истории: 80 лет Дахау

Дахау: смерть с прусской педантичностью

В марте 1933 года северо-западнее Мюнхена на территории бывшей фабрики по производству боеприпасов возник KZ Dachau. Дахау — первый концентрационный лагерь СС находился в ведении рейхсфюрера СС и мюнхенского полицай-президента Генриха Гиммлера. Это был первый лагерь в Третьем рейхе, где вся полнота власти принадлежала эсэсовским комендантам, осуществлявших свое особое "правосудие". Любая другая юрисдикция здесь утрачивала свою силу.

Со времен позднего Средневековья Германия была страной с высокоразвитым правосознанием, сформировавшимся под влиянием прусской традиции. В 1794 году прусские законы по указанию Фридриха Великого были сведены в "общее прусское право" и стали "обязательны для всех членов общества без различия сословий, ранга или пола". Столетиями воспитанное правосознание, в целом свойственное нордическим народам, играло дурные шутки с нацистским режимом. Когда фюрер стал рейхсканцлером Германии и штурмовики пришли конфисковать велосипеды спортивного клуба, основанного коммунистами, владелец гостиницы отказался их выдавать, так как это частная собственность. И это далеко не единственный подобный случай.

Во время холокоста, когда евреев всячески изгоняли из страны или загоняли в лагеря смерти, нацистские власти выделяли средства по уходу за еврейскими кладбищами. В 1952 году кладбищенская комиссия центрального еврейского совета в ФРГ насчитала во всей Германии около 1700 еврейских кладбищ. И делалось это не потому, что правая рука не знала, что делает левая. Закрытие и уничтожение еврейских кладбищ, к чему призывали и чего требовали наиболее рьяные нацисты, вступало в противоречие с действовавшим земельным правом. В частности, в Пруссии действовало правило, в соответствии с которым закрыть место вечного упокоения можно было только по истечении 40 лет после последнего захоронения. Послушные чиновники отказывались нарушать это требование.

После принятия в 1922 году закона о защите (Веймарской) республики, вследствие чего в Германии появились нелегитимные отряды фрайкора и "черный" рейхсвер, были нарушены некоторые основополагающие права человека и юридические нормы. Опираясь на этот прецедент, после поджога рейхстага 27 февраля 1933 года нацисты ввели чрезвычайное положение, а также внедрили систему особых судов, к которым сначала принадлежал и пресловутый Volksgerichtshof (VGH) - "народный суд". Это был чрезвычайный суд для расправы с противниками режима, который возник на пепелище рейхстага.

Читайте также: Лики войны: побег из лагеря смертников

Создание нацистских концентрационных лагерей и лагерей смерти непосредственно связано с пожаром рейхстага. Последний послужил поводом для того, чтобы СА и СС получили право на превентивные аресты врагов режима.

Новую философию несвободы, как и следовало ожидать, дал сам фюрер. В одной из своих застольных бесед Гитлер вещал: "Показателем высоко уровня развития культуры является отнюдь не личная свобода, но ограничение личной свободы организацией, охватывающей как можно больше индивидуумов, принадлежащих к одной расе. Если не ограничивать свободу личности, то люди начинают вести себя, как обезьяны… Чем примитивнее люди, тем более воспринимают они любое ограничение своей свободы как насилие над собой". Само собой, не покладая рук трудились нацистские идеологи. Не обошлось и без заимствования чуждого идеологически, но близкого морфологически советского опыта.

Исконные представления о равенстве всех перед законом в Третьем рейхе заменили системой правового апартеида. "Расово чуждые" и уголовные "паразиты на теле народа" не считались достойными правового обращения. Безапелляционно принималось на веру, что евреи, цыгане и негры особенно склонны к правонарушениям, что якобы находило подтверждение в народных преданиях о евреях-отравителях колодцев или о цыганах-конокрадах и похитителях детей. Нацистская юстиция, частично использовавшая карательный опыт большевизма, отличалась тем, что не преследовала опоздавших на рабочую вахту и не карала за мелкое воровство, но всей силой государства обрушилась на евреев.

Знакомые с лагерным бытом в Советском Союзе и нацистской Германии познали разницу и схожесть KZ и Гулага на практике. Наряду с политическими в Дахау появились разные асоциальные элементы, гомосексуалисты, религиозные сектанты, уголовники-рецидивисты и, конечно, евреи. У немецких концлагерей были свои особенности. Из примерно 200 000 заключенных в Дахау было множество известных персон. В частности, бургомистры, политики местного уровня, депутаты рейхстага от всех партий, издатели газет и журналов, литераторы, музыканты, композиторы, юристы и аристократы. Еще одна специфика концлагеря Дахау состоит в том, что начиная с конца 1940-го года всех ранее заключенных в другие концлагеря священнослужителей различных вероисповеданий переводят в Дахау, где их размещают в специальном блоке. Но как и на воротах других концлагерей, на воротах Дахау железными литерами было выложено изречение Arbeit macht frei — "Труд делает свободным".

Немецкая систематичность и здесь нашла свое выражение: нашивки на воротниках зековской униформы были цветные. Политические носили красные, сектанты — лиловые, зеленые были у криминальных элементов, розовые украшали гомосексуалистов, голубой носили эмигранты. Во время войны среди лагерной охраны, первоначально состоявшей из этнических немцев, появилось много хорватов и украинцев.

Читайте также: На Украине реабилитирован фашизм?

Любопытно, но по сугубо идеологическим причинам в Рейхе почти не использовали подневольный труд заключенных. Среди 500 тысяч обитателей Варшавского гетто было 40 процентов профессионалов различных дефицитных специальностей. Генерал-губернатор оккупированной Польши рейхсляйтер Ганс Франк (Hans Frank) в декабре 1942 года сокрушался из-за того, что изъятие с производства еврейских рабочих рук создало огромные трудности. Этот убежденный нацист предлагал оставить евреев хотя бы в военной отрасли. Однако главная задача таких концлагерей, как Дахау, заключалась в подавлении политических противников и терроре, хотя практичные немцы утилизовали не только золотые коронки, но и человеческие останки, женские волосы. Рабский труд в концлагерях приносил намного меньше пользы, нежели толковое использование трудовых ресурсов на свободе или, на худой конец, в условиях типа советских "шарашек".

В концлагерях Гиммлер приказал выставить щиты с надписью: "К свободе ведет один путь. И его вехами являются покорность, прилежание, честность, воздержание, чистота, самопожертвование, порядок, дисциплина и любовь к родине". В реальности все противоречило правильно сказанным или начертанным словам. Издевательства губили не только узников, но и их садистов-палачей. В этом отношении показательна судьба коменданта Бухенвальда Карла Коха, которого расстреляли за злоупотребление властью.

Комендантов Дахау судили американцы, освободившие его узников 29 апреля 1945 года.

На сегодняшний день в исторической литературе фигурирует цифра погибших в Дахау узников — примерно 41.500 человек. Данные далеки от полных, потому что эсэсовцы ликвидировали, например, документы по уничтожению советских военнопленных.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить