"Вихри враждебные веют над…" крейсером "Аврора", участником Цусимского сражения и одним из главных символов Октябрьской революции. Таково краткое содержание многочисленных писем, которые в эти дни пишут в прессу, в правительство и самому президенту активисты ветеранских организаций ВМВ СССР и России. Журналисты, в том числе и "Правды.Ру", начали выяснять, почему же ветераны выступают против ремонта корабля-музея.
Как сообщают СМИ, крейсеру "Аврора" предстоит новый поход, для его возраста и технического состояния довольно-таки дальний, на этот раз — в ремонтный док. Историческому кораблю предстоит ремонт и некая модернизация: таково официальное решение Министерства обороны, которое созрело еще во времена Анатолия Сердюкова. Подписанный им документ новый министр не отменял. Во всяком случае, пока. В то же время, ветераны флота просят как раз о последнем.
Читайте также: "Аврору" хотят поставить "под ружье"
Ожидается, что в августе 2013 года "Аврору" отправят на "Северные верфи". Вторая жизнь обновленного крейсера должна начаться в 2017-м году, через 100 лет после выстрела его бакового орудия, перевернувшего страну. Но вот действительно ли "Аврора" сможет даже под буксирами пройти по невскому фарватеру, непонятно.
С распадом Союза крейсер давно мог превратиться в корабль-призрак. Спасла реконструкция 1987 года, работы включили замену прогнившей подводной части крейсера. Низ клепаного корпуса был срезан как старая подошва, а новый стальной нос повторил очертания исторического корабля.
В середине 80-х в проекте реконструкции "Авроры" приняли участие около полусотни промышленных предприятий Ленинграда. Многие операции выполнялись бесплатно, в выходные дни. Корпус крейсер успели починить к празднованию 70-летия Октября.
А 7 февраля 2013 года журналистам стало известно о содержании доклада по "Авроре", подготовленном заместителем министра обороны Юрием Борисовым. Кратко: на первоочередные работы по восстановлению непотопляемости корабля министерство намерено потратить 400 миллионов рублей. На втором двухгодичном этапе на крейсер планируют установить новейшие средства связи и дизель-электрический двигатель. Вспоминается бессмертное: "Кто ж его… он же памятник!".
Это и вызывает удивление ветеранов ВМФ, требующих разобраться в загадочных планах насчет "Авроры". Судя по глобальным (и явно несбыточным) планам похоже, что корабль-памятник хотят отправить в море как действующую боевую единицу. В прессе без обиняков называется и общая сумма расходов на этот проект — 7 миллиардов рублей. Да ведь на эти средства можно несколько настоящих боевых единиц построить, а не то, что крейсер-памятник починить!
"А для чего это все, собственно говоря, затевается? Я сомневаюсь, что это нужно делать с кораблем-памятником", — цитируют "Новости культуры" слова директора Российского Государственного архива ВМФ Сергея Чернявского.
Главным остается вопрос, кому же вообще понадобилась вся эта многомиллиардная кутерьма с "путешествиями" корабля-музея, запланированная еще во времена экс-министра обороны. Вообще вокруг его имени "крутится" множество открытых уголовных дел. По материалам предварительного следствия, некоторыми "приближенными" чиновниками под его "чутким" руководством у министерства украдены многие миллиарды. А не могла ли прибавиться к ним и некая часть миллиардов, запланированных на "Аврору"? Вопрос вопросов.
"Походные" планы как бы отвлекают от реальных проблем "Авроры". По мнению председателя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игоря Курдина, угрожают состоянию корабля не столько технические проблемы, сколько отсутствие подготовленного экипажа. Напомним: как уже писала "Правда.Ру", в бытность министром обороны Анатолия Сердюкова с "Авроры" был снят военный экипаж, поддерживавший живучесть крейсера в приличном состоянии, и заменен на некий гражданский.
Обобщив очень распространенное среди многих заслуженных военных моряков и увенчанных лаврами историков мнение, эту странную ситуацию прокомментировал "Правде.Ру" капитан I ранга, эксперт по Международному морскому праву, известный историк и публицист, директор Международного кинофестиваля "Море зовет" Сергей Вячеславович Апрелев:
— Нелепой видится эта самая идея "большого путешествия" исторического крейсера. Модернизированная "Аврора", судя по планам, попросту лишится звания исторического корабля со всеми вытекающими… Как Питер с появлением башни Газпрома автоматически вылетел из списка мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Какой прок будет от корабля, худо-бедно сохранившего пока хоть какой-то облик исторический облик участника Цусимы? И это невзирая на то, что подводная часть исторического корпуса была отрезана в ходе последней "модернизации" в 80-х годах прошлого века и валяется на осушке где-то в Лужском заливе. Кстати, по свидетельству очевидцев из инженеров-корабелов, подводная часть была тогда отнюдь не в катастрофическом состоянии.
Есть воспоминания участников ремонта крейсера в 80-е года прошлого века. Процитирую: "Когда сняли изрядно потрепанный слой латуни, под ней был слой тика, срубив который, обнаружили… девственный металл образца начала 20-го века… И зачем было его менять? Однако, выделенные на ремонт "корабля революции" миллионы надо было осваивать, поэтому "Аврора" уцелела лишь наполовину, причем в результате полемики: делать внутренние помещения как при постройке или для удобства музейной экспозиции? Победила последняя концепция".
Так что еще одна "модернизация" окончательно превратит музейный экспонат в новодел… и "Аврора" пополнит отряд корабельных муляжей-монстров, "украшающих" ныне берега многострадальной Невы. Не иначе как кому-то неймется лишний раз попиариться, выдавая себя за "эксперта по морским делам". А заодно и "подставить" ряд должностных лиц, например, нового министра обороны или главу Морской столицы России.
Читайте также: "Колыбель революции" утопили под Питером
А ведь на упомянутые в СМИ миллиарды можно построить даже не один, а несколько современных кораблей, архитектуру и интерьеры которых не обезобразят технические достижения другой эпохи.
Все еще замечательный корабль-музей надо просто привести в порядок и как музей, и как корабль. И здесь, конечно же, действительно не обойтись без докового ремонта и последующей реорганизации службы, оставив химеры "дальних походов" для тех, кому нечем заняться, кроме "глубокой модернизации" корабля-памятника.
А то ведь и подлодку Джевецкого (образца 1879 года) можно, по дороге из Биржи в новое здание Центрального Военно-морского музея, "закинуть" на Адмиралтейские верфи, модернизировать, переоснастить и отправиться на ней, к примеру, на Сицилию, на очередной мировой конгресс ветеранов-подводников! То-то будет потеха…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"