Музей Ковра из Байе

Мытарства и приключения древнего ковра

Еще из школьных уроков истории все знают об огромном ковре (якобы вышитом руками королевы Матильды и ее придворных дам), на котором изображено завоевание нормандцами Англии. Так вот, история самого гобелена из Байе будет похлеще любой драмы, триллера и комедии вместе взятых. Мытарства ковра, которому несколько сотен лет, закончились в 1945 году.

Прежде всего, что именно на нем изображено? А вот что: 623 человеческие фигуры, 55 собак, 202 лошади, 41 корабль, 49 деревьев, почти 2000 латинских слов, более 500 мифических персонажей (вроде драконов), а также многочисленные жертвы войны — зарубленные и проколотые копьями и стрелами люди и даже совершающий акт дефекации мужчины! Судя по картинкам, здесь показано, как герцог Нормандии Гиойм (у нас его принято было называть по-немецки Вильгельмом!) завоевывает Англию в Битве при Гастингсе, однако конец "гобелена" оторван и чем там дела на нем закончилось — неизвестно. Кроме того, на нем можно различить, по меньшей мере, 8 оттенков шерстяных нитей: фиолетового, голубого, зелёного и чёрного; а при вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также так называемый простой "набор".

Первое упоминание гобелена из Байе встречается в описи Байеского собора 1476 г., согласно которому в нем находилось "очень длинное и узкое льняное полотно, на котором вышиты фигуры и комментарии к сценам норманнского завоевания". Документы свидетельствуют, что каждое лето вышивку вывешивали вокруг нефа собора во время религиозных праздников. И это все, что на то время о нем было известно.

Потом он до 1721 года пребывал в полной безвестности, до тех пор, пока среди бумаг умершего незадолго до этого наместника Нормандии, переданных в библиотеку Парижа, не нашли стилизованные рисунки одной его части. Причем никто из историков не мог определить, с чего они были сделаны: с барельефа, скульптурной композиции на хорах церкви, гробницы, или фрески, мозаики или гобелена, равно как и представить, каким это изображение может быть в длину. Правду об их происхождении открыл бенедиктинец Бернар де Монфокон. В октябре 1728 года, разговорившись с настоятелем аббатства Святого Вигора в Байе, он узнал, что на рисунках старинная вышивка из Байеского собора. Вот так тайна и раскрылась, и гобелен из Байе стал достоянием всего человечества. Местная традиция приписывала его создание жене Вильгельма Завоевателя королеве Матильде, поэтому его тут же "гобеленом королевы Матильды" и назвали, хотя на самом деле она не имела к нему никакого отношения!

Читайте также: Тайна рыцарства заключена в эффигиях

Взятие Бастилии 14 июля 1789 года уничтожило монархию и положило начало жестокостям французской революции. В 1792 году революционное правительство Франции постановило, что все, что связано с историей монархии, должно быть уничтожено. В порыве иконоборчества разрушали здания, крушили скульптуры, вдребезги разбивали бесценные витражи французских соборов. Скоро паранойя разрушения докатилась и до Байе. Когда местных граждан призвали на войну защищать революцию, те не придумали ничего лучшего, чем взять "вышивку королевы Матильды" и покрыть ей повозку. По счастью, комиссаром местной полиции был адвокат, человек образованный, и он понимал ценность гобелена. Проявив подлинное бесстрашие, он бросился к повозке и лично увещевал толпу солдат до тех пор, пока они не вернули гобелен в обмен на брезент. Правда в 1794 году революционеры вновь попытались порезать его на куски и украсить им праздничный плот в честь "богини Разума". Но местной художественной комиссии удалось им помешать.

Наполеон Бонапарт в 1803 году, чтобы поднять энтузиазм перед высадкой в Англии, приказал выставить гобелен в Лувре (тогда он назывался музеем Наполеона) и как не горько было жителям Байе расставаться с этим шедевром, ослушаться его они не могли, и гобелен отправился в Париж.

Выставка в Париже имела огромный успех, гобелен обсуждали во всех светских салонах. Была даже написана пьеса, в которой королева Матильда вышивала гобелен, а выдуманный персонаж по имени Раймонд мечтал стать солдатом-героем, чтобы и его тоже увековечили на нем. Неизвестно, видел ли эту пьесу Наполеон, но утверждают, что он провел несколько часов, созерцая гобелен и размышляя. Словно для того, чтобы параллель между тем и этим временем стала еще более очевидной, в небе над северной Францией и южной Англией пронеслась комета, а ведь на гобелене ясно видна комета Галлея, замеченная в апреле 1066 года.

Этот факт многие посчитали еще одним предзнаменованием поражения Англии. Но несмотря на все приметы, Наполеон успех нормандского герцога не повторил и в 1804 года гобелен вернулся в Байе, где с 1816 по 1818 год его взялся копировать британский художник и… отрезал от него кусочек верхнего бордюра (2,5×3 дюйма) "на память". В декабре 1816 года он тайно привез сувенир в Англию, а через пять лет погиб — упал с лесов церкви в Девоне. Его наследники передали фрагмент вышивки в музей Виктории и Альберта в Лондоне, где он выставлялся в качестве "части байеского гобелена". В 1871 г. музей решил вернуть "заблудший" кусочек на его истинное место. И все бы ничего, но не проходило и дня, чтобы кто-нибудь не спросил о нем хранителя, и тому это так надоело, что из выставочного зала этот кусочек убрали.

Слава гобелена продолжала расти, во многом благодаря печатным репродукциям, появившимся во второй половине XIX в. Но миссис Элизабет Вардл этого было мало. Она была женой богатого торговца шелком и решила, что Англия заслуживает чего-то более осязаемого и долговечного, чем фотографии. В середине 1880-х гг. она собрала группу единомышленниц в количестве 35 человек и они за два года создали точную копию гобелена из Байе. Но чопорные британские леди не смогли заставить себя изобразить мужские гениталии (четко вышитые на гобелене), поэтому на своей копии викторианские рукодельницы лишили одного голого персонажа его мужского достоинства, а вот другого одели в трусы. Сейчас, однако, то, что они скромно решили прикрыть, больше всего внимание и привлекает. В 1895 году после триумфального турне по Англии, США и Германии она была подарена городу Рэдингу, где сегодня находится в городском музее.

Франко-прусская война 1870-1871 гг., равно как и Первая мировая, не оставила следов на гобелене из Байе. Но вот время Второй мировой войны он чуть было не погиб. Когда немецкие войска вторглись в Польшу, гобелен аккуратно сняли с выставочного стенда, свернули, опрыскали инсектицидами и спрятали в бетонном укрытии в фундаменте епископского дворца в Байе. Здесь он хранился целый год, а затем Франция пала, и немцы сразу же начали его выставлять. Как и Наполеон, Гитлер надеялся повторить успех Вильгельма Завоевателя. Более того, интерес к гобелену проявила известная организация Аненербе — отделение германского СС, печально знаменитая своими бесчеловечными медицинскими опытами в концентрационных лагерях, но также занимавшаяся археологией и историей.

Заботясь о сохранности гобелена, мэр Байе решил вывезти его подальше от театра военных действий и немцы с этим согласились. Выбрали дворец XVIII века в 100 милях от Байе, вот только достать смогли только ненадежный грузовик с мотором, работающим на угле и мощностью всего 10 л. с., (точно такой же использовали и герои кинокомедии "Большая прогулка"!). Утром 19 августа 1941 г. в грузовик вместе с гобеленом погрузили 12 мешков угля, и невероятное путешествие началось. Сначала все было в порядке. Но потом двигатель забарахлил на подъеме и сопровождавшим его лицам пришлось прыгать из машины и толкать ее в гору. Зато когда она миновала подъем, им пришлось бежать за ней вниз. И так продолжалось всю дорогу, а затем… они сразу же поехали обратно, потому что действовал строгий комендантский час!

Читайте также: Музей "Кижи" превратят в парк-отель?

Когда союзники высадились в Нормандии, рейхсфюрер Гиммлер распорядился срочно перевести гобелен в Париж, где он и оказался в июне 1944 г. Но тут в августе начались бои уже в предместьях Парижа, и Гитлер приказал стереть его с лица земли. Для этого главные здания и мосты были заминированы, а в туннелях метро спрятаны торпеды. Командующий парижским гарнизоном, был кадровый прусский военный и не мог нарушить приказ Гитлера, но все-таки понял, что он сумасшедший, и всячески тянул время. Вот при таких-то обстоятельствах в понедельник 21 августа 1944 г. в его кабинете в отеле "Морис" и появились два эсэсовца. Генерал решил, что это за ним, но они сказали, что у них приказ Гитлера увезти гобелен в Берлин.

Генерал с балкона показал им Лувр, который был уже в руках бойцов Сопротивления и те, решив, что штурмовать музей бессмысленно, тут же укатили в Берлин, а генерал отдал приказ о капитуляции, на чем военные приключения гобелена наконец-то завершились.

Лишь в марте 1945 года он вернулся в Байе и "зажил" спокойной музейной жизнью. В послевоенные годы активно развивался туризм и стало ясно, что гобелену нужно новое помещение. Была выбрана байеская семинария 1653 года. В 1983 году закончилось обновление этого здания, названного Центром Вильгельма Завоевателя, и именно здесь сейчас и находится знаменитый гобелен, увидеть который сюда приезжают буквально тысячи туристов со всего мира! Приедете в Байе — постарайтесь не только посетить "Музей ковра", как здесь его все называют, но и просто походите по городу — ведь он тоже ничуть не менее интересный памятник истории!

Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить