Политику нередко приходится идти на сделки с совестью. И нет никаких гарантий, что в итоге он не окажется у разбитого корыта. Именно так произошло с многолетним президентом и вождем Компартии социалистической Чехословакии Густавом Гусаком, пережившим просто несметное количество политических и личных драм. 10 января ему исполнилось бы 106 лет.
Густав Августин Гусак родился 10 января 1913 года в местечке Дубравка, ныне входящем в черту столицы Словакии Братиславы. Будущий руководитель страны рос в семье рабочего на каменоломне. Впрочем, это не помешало простому парню выбиться в люди ещё в те времена, когда Чехословакия была капиталистической. В 1937 году он окончил юридический факультет Братиславского университета, спустя год стал доктором права.
Ему грех было жаловаться на гримасы капитализма, однако рабочее происхождение взяло своё при выборе политических взглядов. Ещё в 16 лет Гусак вступил в Коммунистический союз молодёжи, в двадцать — пополнил ряды Коммунистической партии. Тогда же он стал поборником идеи о превращении Чехословакии из унитарного государства, где все решения принимаются в Праге, в федеративное, где его родная Словакия имела бы широкую автономию.
В 1939 году Чехословакия прекратила своё существование: Чехию оккупировали нацисты, а Словакия стала союзной Гитлеру республикой. Коммунисты подверглись жестокому преследованию. Гусак вступал в контакты с некоторыми представителями пришедших к власти националистов-клерикалов, но не изменил своим коммунистическим идеалам. Он не принял подобную независимость Словакии и активно занялся подпольной работой, борясь за освобождение своей родины от власти союзных Германии националистов-клерикалов и воссоединение Чехии и Словакии в единое государство.
В 1944 году в Словакии вспыхнуло мощное антифашистское восстание. К тому моменту Гусак стал заместителем главы Компартии и подпольного органа восставших — Словацкого национального совета. Тогда же появилось письмо за его подписью, где он предлагал сделать будущую освобождённую Словакию частью Советского Союза. Правда, впоследствии Гусак всё отрицал. Никаких попыток присоединить свою родину к СССР он никогда не предпринимал, да и в Москве никто всерьёз о подобном не думал.
После окончания Второй мировой войны Чехословакия воссоединилась. В ней постепенно усиливались позиции коммунистов, которым активно помогал СССР. В 1945–1948 гг. Гусак работал на различных должностях в правительстве добивавшейся автономии Словакии — Корпусе уполномоченных. В 1947 году Гусак возглавил правительство и постепенно в "добровольно-принудительном порядке" отстранил от занимаемых должностей министров некоммунистической ориентации.
Впрочем, делал он это и под давлением Праги, и с подачи СССР. Мало того — он по мере сил стремился смягчить приговор в отношении некоторых словацких политиков, желавших независимости своей родины и сотрудничавших с союзными нацистам клерикалами. Оно вполне объяснимо: Гусак по-прежнему настаивал на автономии Словакии. Но чехи стремились эту автономию урезать и как можно жёстче наказать словацких националистов.
В 1948 году коммунисты окончательно сосредоточили в своих руках все рычаги власти в Чехословакии. В течение последующих двух лет Гусак руководил правительством Словакии, но его отношения с руководством Компартии Чехословакии (КПЧ) в Праге, где преобладали чехи, испортились. В 1950 году Гусака сняли со всех постов, обвинили в "буржуазном национализме" и посадили в тюрьму. Спустя четыре года его приговорили к пожизненному заключению.
К счастью, сидеть бывшему главе словацкого правительства пришлось только до 1960 года. Стремительно набиравший политический вес другой словак, будущий вдохновитель "Пражской весны" Александр Дубчек поспособствовал освобождению Гусака. В 1963 году недавний узник вернулся на партийную работу и примкнул к реформаторскому крылу КПЧ. Весной 1968 года Дубчек возглавил Компартию, а Гусак стал заместителем председателя правительства Чехословакии. Вместе они добились того, чтобы фактически унитарная Чехословакия была преобразована в федерацию двух республик.
Гусак поддерживал демократические реформы и в ночь с 20 на 21 августа 1968 года выступил против введения в Чехословакию войск СССР и других стран Варшавского договора. Однако спустя несколько дней он в составе чехословацкой делегации летал в Москву, где Леонид Брежнев ультимативно потребовал свернуть преобразования. И здесь Гусак пошёл на сделку с совестью. Он отказался от своей прежней позиции и согласился возглавить новую власть, которая придушила "Пражскую весну" и продолжила строительство социализма с оглядкой на советский образец.
С конца 1968 года началась длительная эпоха правления Густава Гусака. Сначала он был первым секретарём ЦК КПЧ, с 1971 года — генеральным секретарём, а с 1975-го — президентом Чехословакии. Созданный им режим получил название "нормализации". Многие диссиденты, включая будущего президента Вацлава Гавела, попали в застенки. Дубчек был снят со всех постов и сослан в отдалённый лесхоз. Активных сторонников "Пражской весны" поснимали с работы и отправили в котельные. Продвижение по карьерной лестнице для лиц, считавшихся "неблагонадёжными", было заказано.
Правда, считать Гусака совсем уж жестоким человеком вряд ли можно. Расстрелы в Чехословакии были редким случаем. Многим диссидентам, включая того же Гавела, после отбытия тюремного срока разрешили эмигрировать. Кроме того, наряду с КПЧ в Чехословакии существовали четыре другие партии — пусть даже и признававшие руководящую роль коммунистов. Цензура была строгой — страну вынуждены были покинуть люди с мировым именем — писатель Милан Кундера, кинорежиссёр Милош Форман. Но всё же контроль был слабее, чем в Советском Союзе.
До конца 1970-х гг. экономика социалистической Чехословакии развивалась неплохо. Она была довольно развитой страной, входящей в 30 ведущих держав мира. Чешские автомобили, локомотивы, трамваи, станки, оружие имели огромный рынок сбыта в СССР, странах соцлагеря, государствах "третьего мира". Продовольственный кризис был чехам и словакам неведом. Проблем с качественной собственной одеждой также не было. По уровню доходов чехи занимали в соцлагере второе место, уступая только ГДР и опережая Югославию. По уровню развития социальной сферы Чехословакия проигрывала разве что Швеции.
Однако в конце 1970-х гг. дал о себе знать кризис, который в 1980-е гг. становился всё очевиднее. Плановая экономика всё чаще давала сбои. Росло отставание от соседней капиталистической Австрии, куда чехи и словаки всё же ездили и где проживали сотни тысяч людей чешского и словацкого происхождения. Трудности в экономике вкупе с отсутствием политическим свобод и полной ориентацией на СССР порождали недовольство.
Всю жизнь президент и генсек КПЧ был сторонником федерализации Чехословакии. Но через некоторое время после прихода к власти в Праге словак Гусак изменил принципам и приступил к урезанию полномочий республиканских и органов власти. Он старался стать своим и для чехов, многие речи произносил на чешском языке, хотя его родной словацкий они понимали прекрасно. В итоге его речь на языке, который он никогда не учил, стала предметом откровенных насмешек рядовых чехов и словаков.
В 1987 году из СССР задул "ветер перестройки". На её волне Гусак оставил пост генсека КПЧ, сохранив за собой президентское кресло. Однако дни его власти были сочтены. Пропагандистская работа Запада, ослабление поддержки со стороны Советского Союза, трудности в экономике и сохранение авторитарной системы вызывали всё большее недовольство чехов и словаков. Начатые в 1988 году экономические реформы явно запоздали. Гусак больше не устраивал своих сограждан.
Развязка наступила осенью 1989 года. 37 дней сотни тысяч чехов и словаков не покидали улицы, требуя от КПЧ отказаться от власти. К чести Гусака ему удалось сделать так, что падение социализма прошло бескровно. 10 декабря 1989 года он подал в отставку, создал переходное правительство и вскоре ему на смену пришёл диссидент Вацлав Гавел. К тому моменту Гусак был уже больным человеком и ему явно хотелось дожить свой век тихо, не повторив судьбу расстрелянного румынского диктатора Николае Чаушеску.
В личной жизни Густава Гусака тоже хватало крутых зигзагов. Его первой женой была чешская актриса Магда Локвенцова-Гусакова, родившая ему двух сыновей. В 1963 году после 25 лет брака супруги разошлись, а Магда вскоре умерла. К середине 1960-х гг. Гусак сошёлся со словачкой Верой Миллеровой-Гусаковой. Они прожили 10 лет, пока в 1977 году она не разбилась в автокатастрофе на подлёте к аэропорту Братиславы. Говорят, что после её гибели Гусак стал замкнутым и равнодушным к жизни человеком, тяжело переживавшим все повороты и личной, и политической жизни.
Густав Гусак скончался 18 ноября 1991 года в Братиславе. В последние месяцы своей жизни он стал верующим набожным человеком, во многом отступив от своих коммунистических идеалов. В памяти чехов он останется как человек, предавший "Пражскую весну". В Словакии отношение к нему лучше — ведь он добился превращения Чехословакии из унитарного государства в федерацию двух республик, о чём словаки мечтали много лет.
В целом же Гусак был несчастным человеком, пережившим множество личных драм и неоднократно шедший на сделку со своей совестью. Он стал своего рода "правителем поневоле" и более 20 лет нёс свой крест во главе Чехословакии. Его не проклинают, но свой политический век он закончил бесславно, хотя начало его карьеры было героическим. Вероятно, он был самой трагической фигурой среди всех руководителей соцстран Европы. И таким он и останется в истории и Словакии, и Чехии, и всей Европы.