Александр Колчак мог остаться в истории как знаменитый полярный исследователь

Неизвестная Арктика Верховного правителя

Этот человек известен как Верховный правитель России в годы Гражданской войны. Достаточно вспомнить посвященный ему фильм "Адмирал". Однако политика заняла лишь последние годы его бурной и, без сомнения, полезной для России жизни. Но все-таки Александр Васильевич Колчак — в первую очередь исследователь русской Арктики, совершивший немало открытий.

Об этих полярных страницах его непростой жизни широкому читателю, как выясняется, известно до обидного мало. Да и вообще в опубликованных биографиях Александра Колчака акцент сделан в основном на самые последние, трагические, "революционные" годы его жизни. Ну что ж, попробуем в меру сил исправить это упущение.

Читайте также: Врангель — балтийский немец на службе России

Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874 года. Интересно, что происходит он из рода турецких пашей. Среди его предков — Колчак-паша, плененный войсками Миниха при взятии Хотина в 1739. Есть в роду также бугские казаки, потомственные дворяне Херсонской губернии. Очень многие в роду Колчака служили в армии и на флоте.

Например, отец Александра Васильевича Колчака, Василий Иванович, воспитывался в одесской гимназии Ришелье, затем служил в морской артиллерии, прошел курс в Институте корпуса горных инженеров, где изучал металлургию. На Обуховском заводе служил приемщиком Морского ведомства. Ушел в отставку в чине генерал-майора.

Собственно, судьба самого Александра Васильевича была предопределена заранее: его ждал один путь — в военные. В 1888–1894 годах он учился в Морском кадетском корпусе, куда перевелся из Санкт-Петербургской классической гимназии. Был произведен в мичманы. Кроме военного дела, юный Александр Колчак всерьез увлекался точными науками и заводским делом: слесарить выучился в мастерских Обуховского завода, штурманское дело осваивал в Кронштадтской морской обсерватории. Эти науки здорово пригодились в его дальнейшей жизни, полной событий и приключений.

Юного мичмана ждала счастливая морская дорога. В самом конце XIX века на крейсерах "Рюрик" и "Крейсер" Колчак побывал в дальних заграничных плаваниях, о чем тогда мечтал любой молодой мичман. Именно там, в дальних морских походах, он и начал заниматься океанографией, гидрологией, картами течений у берегов Кореи. Он даже пытался самостоятельно изучить китайский язык, поскольку геополитические интересы России тогда простирались и до Поднебесной. Колчак также всерьез готовился к экспедиции в Антарктиду, мечтая дойти до Южного полюса.

В 1900 году, когда Александра Колчака произвели в лейтенанты флота, уже хорошо известный к тому времени исследователь русского Севера барон Эдуард Васильевич Толль предложил ему участвовать в большой Русской полярной экспедиции. В 1900–1902 годах на экспедиционном судне "Заря" Колчак прошел трудный путь по арктическим морям, с двумя зимовками — по одиннадцать месяцев каждая.

Под руководством лейтенанта Колчака проводились комплексные гидрологические исследования, после которых береговая линия западного Таймыра и соседних островов приобрела совершенно новые очертания на картах. Один из вновь открытых у берегов Таймыра островов руководитель экспедиции барон Толль назвал именем Колчака.

После навигации 1902 года "Заря", добравшаяся непосредственно до бухты Тикси, была раздавлена льдами. Толль ушел с тремя соратниками к острову Беннетта по морским льдам, изучать тамошние места. Прошло достаточно много времени, но Толль с товарищами так и не вернулся.

Колчак, вернувшийся в Санкт-Петербург через Якутск, предложил Академии наук для поисков пропавшего барона Толля организовать спасательную экспедицию к острову Беннетта на шлюпках. Ему, как заслуживающему доверие опытному полярнику, дали средства и предоставили полную свободу действий.

На собаках и оленях поисковая экспедиция прибыла в Якутск. И тут было получено известие о нападении японцев на Порт-Артур, грянула бесславная русско-японская война. Поиски пропавшей экспедиции решено было отложить до лучших времен…

Читайте также: Полярный одиночка, приручивший Таймыр

Александр Колчак телеграфировал Академии просьбу об отчислении в Морское ведомство и о направлении в район боевых действий. Пока решался вопрос о его переводе, Колчак с невестой перебралисьвИркутск,гдевместномгеографическом обществеон сделал доклад "О современном положении Русской полярной экспедиции", вызвавшем огромный интерес научной общественности. Затем Колчак отправился в воюющий Порт-Артур.

Там он служил вахтенным начальником на крейсере "Аскольд", артиллерийским офицером на минном заградителе "Амур", командиром эскадренного миноносца "Сердитый". На поставленной им к югу от Порт-Артура минной банке подорвался и погиб японский крейсер "Такасаго".

Однако тут его снова постигла тяжелая пневмония, начавшаяся еще во времена полярных походов, и он вынужден был перейти и плавсостава на сухопутный фронт, командовать батареей морских орудий в вооруженном секторе Скалистых гор. Ну, а общий итог героической обороны Порт-Артура известен: город и крепость были сданы японцам, а их защитники попали в плен.

Лишь через год побывавший в японском плену Александр Колчак, из-за болезней ставший практически инвалидом, через Америку добрался до Санкт-Петербурга. До мая 1906 года Колчак приводил в порядок и обрабатывал экспедиционные материалы, была подготовлена книга "Лед Карского и Сибирского морей".

В январе 1906 он стал одним из четверых основателей и председателем полуофициального офицерского Санкт-Петербургского Морского кружка. Вместе с другими его членами он разработал записку о создании Морского Генерального штаба как органа, ведающего специальной подготовкой флота к войне. Офицеры предсказали большую войну с Германией в 1915 году. И оказались практически правы…

В 1907 Главное гидрографическое управление Морского ведомства начало подготовку Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Колчак разработал один из проектов этой экспедиции. В мае 1908 в чине капитана 2-го ранга Александр Колчак стал командиром спущенного на воду ледокольного транспорта большого радиуса действия "Вайгач", оборудованного специально для картографических работ.

Весь экипаж экспедиции состоял из военных моряков-добровольцев, на всех офицеров возлагались научные обязанности. Судну предстояло дальнее плавание из Санкт-Петербурга во Владивосток. Во время этого плавания Александр Колчак, кроме командования судном и руководства общими научными изысканиями, работал и, так сказать, по "личной программе". Итог его исследований — полтора десятка наделавших много шуму в научных кругах крупных научных статей об океанских течениях, а также о флоре и фауне трех океанов.

Но приближалась Первая мировая война, и Колчак, как патриот России, подает рапорт о переводе его на действующий флот. И это несмотря на болезни, полученные в полярных экспедициях — ревматизм, хроническая пневмония, бронхит и так далее. Исторические хроники сохранили любопытный эпизод из того периода жизни Александра Колчака.

Читайте также: Вспомнят ли Китай и Россия русского героя?

В те времена в армии и на флоте существовало что-то вроде медицинской комиссии, которая решала, может ли офицер служить или его нужно уволить по здоровью. Так вот, Колчаку пришлось пойти на хитрость, чтобы усыпить бдительность врачей — и он, как отличный специалист, был назначен на действующий флот.

Служба Колчака во время Первой мировой войны — это отдельная тема. Достаточно сказать, что в 1916 году он становится адмиралом, а к 1917 году он уже был награжден за героизм всеми возможными императорскими наградами.

А далее судьба Александра Колчака заштормила в опасном океане революционных перемен, загорелась в пламени трагической гражданской войны. В ночь на 18 ноября 1918 года в Омске произошел военный переворот, выдвинувший Колчака на вершину власти. Возникший буквально из ниоткуда Совет министров настоял на его провозглашении Верховным Правителем России, Верховным Главнокомандующим вооруженных сил и на производстве полным адмиралом.

7 февраля 1920 в 4 часа утра преданного союзниками Александра Колчака вместе с премьером Пепеляевым расстреляли на берегу реки Ушаковки и сбросили в прорубь. Впрочем, это уже совсем другая история…

Так или иначе, если бы не было в его жизни этих трагических страниц последних лет жизни, Александр Колчак остался бы в истории как знаменитый полярный исследователь, первопроходец русской Арктики. И он остался!

Читайте самое интересное в разделе "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить