1812 год: реальная война на Украине

Тема участия украинцев в войне 1812 года до 90-х годов прошлого века в отечественной исторической литературе практически не затрагивалась. Но в 1991 году она стала предметом различных спекуляций. И вовсе не из-за рассекречивания каких-то важных документов. Просто националистам в Киеве и Львове потребовалась совсем иная трактовка событий этой войны.

Как и в иных разделах истории, у "оранжевых сказочников" нет единства во мнении. Одни уверяют, что война 1812 г. была для Украины чужой, войной ее врагов — Франции и России. Другие уверяют, что армия Наполеона несла на Украину прогресс, "свободу, равенство и братство". Третьи утверждают, что Наполеон был одержим мечтой создать на Украине независимое национальное государство.

В современном украинском учебнике заголовок одной из глав: "Подготовка Украины к отражению наполеоновского нашествия". Конечно, не стоит придираться, но справедливости ради — в 1812 году государства Украина не было в природе. Веселей дальше: "Встретив самоотверженный отпор украиского народа, захватчики вынуждены были отказаться от намерений продвигаться дальше вглубь Украины". Глава о том, как русские войска гнали Наполеона до Парижа, называется "Преследование противника украинскими полками". Что же было на самом деле?

Читайте также: "Патриоты" Украины критикуют Минобр

Начиная войну, Наполеон планировал в приграничных сражениях разгромить русских, как это было при Аустерлице и Фридланде, а затем заставить Александра подписать мирный договор. Но, разумеется, у него, как у любого полководца, были и иные десятки вариантов военных и политических акций. Кроме того, Наполеон, опять же как любой грамотный правитель, пытался привлечь к борьбе с Россией как можно больше стран и политических движений, обещая всем "сорок бочек арестантов". Кстати, и раньше, в 1798–1810 гг., генерал, первый консул и император часто давал своим потенциальным союзникам совершенно взаимоисключающие обещания.

 

Следует ли удивляться, что в 1812 г. Наполеон предлагал Австрийской империи за помощь в войне Волынь, остальные земли Правобережной Украины — герцогству Варшавскому, Черноморское побережье и Крым — Турции. Рассматривался и проект создания на территории Левобережной и Южной Украины трех государств, так называемых "наполеонид". Император также неоднократно намекал полякам на возможность возрождения Речи Посполитой в границах 1772 г. Ну, а сами паны мечтали о границах времен князя Витовта, а еще лучше — Речи Посполитой "от можа до можа", то есть от Балтики до Черного моря с Ригой, Смоленском, Киевом и Одессой.

Увы, в планы великого полководца не входило вообще создание Речи Посполитой ни в каких границах. Но зачем об этом раньше времени говорить наглым и глупым панам? В июне 1812 г. Неман перешли свыше 100 тыс. поляков, а всего в кампании 1812 г. на стороне французов воевало не менее 300 тыс. этнических поляков.

Два польских помещика — Нейман и Городицкий — еще в 1809 г. подали меморандум наполеоновскому министру иностранных дел Талейрану. Поляки заверяли, что как только Наполеон вступит в пределы России, против царской власти восстанут 50 тысяч человек, в основном украинцы. Правда, в 1812 г. тот же Нейман уже предлагал французскому военному командованию выслать в "южные провинции Польши" армейский корпус, на помощь которому должна будет немедленно выступить 40-тысячная украинская повстанческая армия.

Увы, Наполеон на Украине не получил какой-либо поддержки. Лишь несколько десятков польских помещиков летом 1812 г. бежали к наступающей Великой армии и были зачислены в состав польских частей. При большом желании "оранжевые" историки могут записать этих католиков-помещиков в "щирые украинцы", но картина от этого все равно не изменится.

Нравится или не нравится "оранжевым сказочникам", но ситуация в Малороссии весной-осенью 1812 г. мало отличалась от положения в тыловых губерниях Великороссии. Так, еще 2 марта 1810 г. военный министр Барклай де Толли в докладной записке императору "О защите западных рубежей России" предлагал экстренно привести в боевую готовность крепости Ригу, Динабург, Бобруйск и Киев. 9 июля был высочайше утвержден проект обороны Киева генерал-майора Глухова, также было дано указание "отстаивать Зверинецкое укрепление и приведенный в оборонительное положение Никольский монастырь до последней крайности". В качестве последней меры предлагалось взорвать монастырь.

20 июля генерал-майор Глухов и полковник Трузсон 3-й получили указание составить "примерный план осады" киевской крепости, исходя из численности осадного корпуса в 50 тыс. человек со 120 осадными и 180 полевыми орудиями. При этом гарнизон крепости должен был составлять 20 тыс. человек при 333 орудиях. Большая часть этих работ была выполнена.

 

 

 

Средства на модернизацию Киевской крепости и иные оборонительные мероприятия поступали как изказны, так и от частных лиц. Так, в1812 г. киевское дворянство внесло в "фонд обороны" 50 тыс. рублей, мещане дали 40 тысяч. Монастыри передали 9 пудов 33 фунта серебра и 3,5 фунта золота. В том же 1812 году киевский завод "Арсенал" отремонтировал 134 орудия, изготовил около 40 тысяч ружей и пистолетов, а также 35 тысяч сабель. Замечу, что этот завод был создан по указу Екатерины II в 1764 г. Всего на военные нужды население малороссийских губерний пожертвовало 9 млн. рублей, 13,5 пудов серебра, несколько килограммов золота, большое количество волов и коней, а также продовольствия. Киевский госпиталь, основанный еще в 1755 г., принял сотни раненых, еще сотни были размещены по домам мещан.

Существенную роль в снабжении русской армии боеприпасами сыграл Шосткинский пороховой завод на Сумщине. Он был построен в 1737–1739 гг. по указу императрицы Анны Иоанновны. В 1812 г. там произвели 25 тыс. пудов черного пороха. Забегая вперед, скажу, что в Крымскую войну производительность завода увеличилась в 6 раз. Ну, а 1 октября 1931 г. в Шостке вошла в строй первая отечественная фабрика фотопленки (в советское время автор, да, наверное, и кто-то из читателей, много лет делал фотоснимки на пленке Шосткинской фабрики).

В Киевской губернии были призваны в армию 3170 человек. Сам Киев поставил в ополчение 1050 мещан, добровольно вступили в ополчение около 600 шляхтичей. Уже 15 июля 1812 г. в Киев прибыло 290 пленных французов, а к концу месяца — еще 400. Замечу, что помимо них много пленных с благословения митрополита было размещено в монастырях.

С начала войны в русской армии сражались полки, укомплектованные личным составом в Малороссии. Среди них: гусарские — Ахтырский, Лубенский, Сумской, Павлоградский, Мариупольский; драгунские — Харьковский, Черниговский, Киевский, Новороссийский, Стародубовский, Житомирский; кирасирские — Глуховский, Малороссийский, Новороссийский; пехотные — Кременчугский, Черниговский, Полтавский; гренадерские — Екатеринославский, Киевский, Малороссийский; конно-егерские и уланские полки — Неженский и Чугуевский.

Рассмотрим, к примеру, историю формирования и боевой службы Нежинского пехотного полка. В город Нежин — центр одноименного уезда Черниговской губернии — известие о начале войны пришло одновременно с царским манифестом "Ко всем сословиям и состояниям, духовным и мирским" от 6 июля 1812 г. Через 12 дней черниговский предводитель дворянства Н. Н. Стороженко издал циркуляр, призывавший все уездное дворянство немедленно приступить к сбору ополчения.

А уже 23 июля дворянское собрание Нежинского уезда постановило:

— Одушевляясь любовью и усердием к народу и Отечеству…немедля приступить к назначению на первый случай из каждых 15-ти ревизских душ по одному человеку, обвестить всех помещиков, чтобы они из такого количества, а ежели по усердию своему имеют возможность, то из меньшего, выбрав способных людей и вооружив их, чем можно, а в недостатке того — и без всякого вооружения, но только в неизорванном одеянии и обуви, снабдив на месяц провиантом, без малейшего замедления… представили их в г. Нежин. И по мере принятия определять к ним на каждые 50, равно как и на каждые 100 человек, по одному чиновнику из избранных нами.

В ополчение набирали помещичьих крестьян, но мещанам и государственным крестьянам также разрешалось записываться в ополчение. Личный состав первой половины Нежинского полка включал в себя 5 сотенных начальников, 10 пятидесятных начальников и 674 ратника. Вторая половина состояла из 6 сотенных, 12 пятидесятных начальников и 756 ополченцев. Таким образом, Нежинский пехотный полк был одним из самых многочисленных среди сформированных в губернии, уступая только Суражской дружине, в составе которой насчитывалось 1482 человека, и Новозыбковской дружине (1950 человек). А всего в Черниговской губернии было сформировано 6 конных казачьих полков, каждый по 1200 человек. В ополчение поступили 25 873 ратника и 217 дворян.

Как видите, если обратиться к фактам, то никакого массового коллаборационизма в те годы в Малороссии не наблюдалось — наоборот, большинство населения поддержало российские власти в борьбе с Наполеоном. Так что утверждение о том, что война 1812 года была для Украины чужой, не соответствует действительности. И украинцы, и русские, и белорусы, и татары, и другие народы Российской Империи воспринимали Наполеона как врага.

Читайте также: Война опять поссорила Россию и Литву

Следов мифа о том, что французский Император собирался каким-то образом создавать независимую Украину, в хрониках того времени тоже найти невозможно. Это является доказательством того, что данный миф был создан куда позже — недобросовестными историками в угоду политикам-сепаратистам…

Продолжение следует…

Читайте все самое актуальное в рубрике "Общество"

Автор Александр Широкорад
Александр Широкорад — физик, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить