История жизни Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина

Лики войны: ас с холодной головой

Дважды Герой Советского Союза Арсений Ворожейкин — один из наиболее результативных асов советской истребительной авиации. Боевое крещение получил в боях на Халхин-Голе (за 30 воздушных боев сбил 6 японских самолетов). Принимал участие в финской кампании и Великой Отечественной войне. На его личном счету 52 сбитых самолета и 13 — в групповых боях.

После войны Арсений Васильевич командовал авиационным полком, дивизией, был первым заместителем командующего ПВО Черноморского флота. В 1952 году окончил Академию ВВС и Академию Генерального Штаба. В последние годы жизни генерал-майор Ворожейкин занимался литературной деятельностью.

Арсений Ворожейкин родился 15 (28) октября 1912 года в деревне Прокофьево Городецкого уезда Нижегородской губернии (ныне село Прокофьево, Городецкого района Нижегородской области) в крестьянской семье. Одного десятилетия не хватило герою, чтобы дотянуть до своего столетнего юбилея. Дотянуть так, как приходилось дотягивать до своих, когда машина была подбита. Но летчику угрожают не только вражеские пули…

Читайте также: Лики войны: генерал, не ставший маршалом

"Меня обдало жаром и заволокло чем-то горячим, серым, — вспоминал Арсений Васильевич в своих мемуарах. — Не успел выйти из атаки и столкнулся с вражеским самолетом? Однако не чувствую удара, только нечем дышать, нестерпимо жжет лицо, горло, легкие… Сбит? Горю? Скорее прыгать! А позвоночник? Мне прыгать нельзя. Сжариться живым — тоже никакого желания. А если попаду к фашистам? Вспомнился капитан Гастелло, горящий самолет, колонна немцев… А куда я могу направить свою машину, когда ничего не вижу, только чувствую, что жарюсь в кабине. Отстегиваю привязные ремни. Скорее из пекла! Пытаюсь открыть фонарь — ни с места. Что за черт! Снова пытаюсь — безрезультатно. Грохочу кулаком, дергаю руками — фонарь точно приварен к машине. Я пытаюсь разглядеть кабину, но очки заволокло густым туманом. Странное дело: почему нет запаха гари и бензина? Хочется освободиться от очков. Зная, что этого делать нельзя (огонь выжжет глаза), протираю стекла. На них подтеки. И я догадываюсь, что кабина заполнена не дымом, а паром. Значит, поврежден мотор и из него хлынула вода вместе с паром. Как только вся вода в радиаторе кончится, мое ослепление пройдет. Как я раньше не догадался об этом? Не зря самолеты с мотором водяного охлаждения называют самоварами".

Некоторое время мотор проработал и без воды, потом усилился запах гари и двигатель заглох. Остановился винт. Самолет круто пошел вниз. Тут, как назло, навстречу вынырнула из тучи пара "мессершмиттов". Им осталось лишь добить раненую "птицу". Не будет врагу легкойпобеды,советскийлетчик резко бросает машину вниз и скрывается в облаках. Внизу груды искореженного металла от военной техники. Свой самолет капитан Ворожейкин все-таки посадил на советском аэродроме, пусть и не на том, с которого вылетал на боевое задание. Дотянул до своих.

Техники выяснили отчего не открывался фонарь летной кабины. Его заклинила пуля, попавшая в паз, по которому он двигался. Вторая пуля вывела из строя мотор. "Две пули. Всего две обыкновенные пули, а сколько принесли мучений", — сокрушался на земле капитан.

Выжить на войне Ворожейкину помогла не только госпожа удача, но и холодный расчет. Умение делать надлежащие выводы из своих собственных просчетов и ошибок. Позже ветеран вспоминал: "Опасность не только затрудняет маневр, но и сковывает мысль, расчет. То, что сейчас ясно и просто, в бою же было и невдомек. Надо учиться выдержке. В этой последней атаке, если бы я все учел и продумал, "юнкерсам" нанес бы значительно больший урон и сам бы мог остаться неподбитым".

Читайте также: Лики войны: капитан бессмертной субмарины

Что же касается фонаря, который не позволил выпрыгнуть с парашютом, то долой его! Можно летать и без фонаря. Скорость самолета снизится километров на пять — только и всего.

На войне как на войне, гласит французская поговорка. И тут есть место обычным мирным делам. Любопытен один эпизод, рассказанный Арсением Васильевичем, который, с одной стороны, демонстрирует остроумие кадрового советского офицера, а с другой — характеризует отношение наших отцов и дедов к пресловутой проблематике "сексуальных домогательств". Предки смотрели на это дело гораздо проще и вернее.

Как-то к командиру полка майору Ивану Колбасовскому (к сожалению, погибшему в войну) "обратился работник из батальона аэродромного обслуживания с гневной жалобой на летчика, поцеловавшего официантку в столовой в знак благодарности за работу. Дело было во время ужина, на глазах у всех. Жалобщик обвинил офицера в непристойном поведении в общественном месте и просил наказать виновника.

Командир полка спросил: "Вам не понравился сам факт, или способ выражения чувства благодарности?" Тот, не уловив иронии вопроса, со всей серьезностью ответил: "Способ, товарищ майор". — "Ну вот, когда найдете лучший способ, тогда придите ко мне и поговорим…".

Генерал-майор в отставке Ворожейкин скончался 23 мая 2001 года и был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Бронзовый бюст Героя установлен в городе Городец Нижегородской области. Именем А. В. Ворожейкина названы улицы города Городца и Нижнего Новгорода.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить