История флота любой страны — неисчерпаемый кладезь почти что небывалых историй, в подлинность которых порой веришь только после клятвенных заверений свидетелей или просмотра документов с подписями и печатями. Все-таки самые находчивые люди в мире — это моряки. Вот лишь несколько примеров.
Начнем с дальних времен. В 1815 году англичане заняли необитаемый остров Вознесения в Атлантическом океане и соорудили там настоящий военный гарнизон. Однако в государственной казне для его содержания не нашлось денег — в эпоху наполеоновских войн сухопутных вояк британцы тогда не любили, все фунты и пенсы вбухивая в строительство и поддержание флота. Тем более, где он этот остров — за тысячи миль от метрополии, у черта на куличках…
Читайте также: О том, как рыбаки атаковали подлодку
Тогда хитрые сухопутные военные живенько переименовали остров во фрегат Ascension, который якобы стоял на рейде, а жителей гарнизона и солдат мгновенно произвели в матросы. Конечно же, на содержание Королевского флота Англия никогда не скупилась, поэтому уже скоро деньги были выделены!
На флоте даже коты находчивы и живучи. Во время Второй мировой войны матросы пронесли на борт немецкого линкора "Бисмарк" обычного с виду кота. Спустя девять суток линкор был затоплен британской эскадрой, удалось спастись только 115-ти из 2200 членов экипажа. Ну, а кот был подобран английскими моряками и взят на борт эсминца, который через пять месяцев был торпедирован немецкой подводной лодкой.
Впоследствии кота, прозванного "Непотопляемый Сэм", "перевели" на авианосец Ark Royal, который также вскоре был затоплен! И только после этого многострадального, но везучего кота решили оставить на берегу, где он прожил до 1955 года.
А вот факты из совсем недавней истории. Сталь для американских спутников, измеряющих космическую радиацию, пришлось добывать из затонувшего в 1919 году корабля "Кронпринц Вильгельм", поскольку радиационный фон от стали, изготовленной после 1945 года, оказался слишком велик! И еще несколько слов о корабельном железе — скорбных и грустных. Носовая часть американского вертолетоносца корабля-дока USS New York изготовлена из 7 тонн стали, извлеченной из-под завалов разрушенного после атаки 11 сентября 2001 года Всемирного торгового центра в Нью-Йорке…
А вот свидетельство не только находчивости моряков, но и их героизма. В 1942 году советская подводная лодка Щ-421, подорвавшись на германской противолодочной мине, потеряла ход и возможность погружаться под воду. Но, чтобы субмарину не снесло к берегу противника, капитан принял решение сшить парус и поднять его на перископе. Однако добраться под парусом до военной базы не получилось, как не получилось и отбуксировать подводную лодку при помощи других кораблей.
После появления немецких торпедных катеров экипаж был эвакуирован, а субмарина — затоплена. После войны были найдены немецкие архивные документы, из которых следовало, что немцы трижды обнаруживали нашу "щуку" с берега — и всякий раз принимали ее за норвежский траулер, для которых ходить в море под парусами было обычным делом. Ну не могли они представить, что под парусом идет подводная лодка!
Ну и напоследок — свидетельство мудрости и находчивости моряков советского флота. История, ранее хорошо известная на Северном флоте, касается насекомых, которых в последние времена начали как-то подзабывать — они просто-напросто исчезли. А вот раньше без них — никуда. Я о тараканах.
Итак, 80-е, расцвет перестройки, начало конца ядерно-океанского ВМФ. Свежеотремонтированная атомная подводная лодка стоит у причала северодвинской "Звездочки". На заказ косяком валят разнообразнейшие комиссии и проверки, в том числе и из военных политорганов. Комиссары ломают голову: как бы приплести окончание ремонта к какому-нибудь знаменательному партийно-политическому свершению?
Как-то раз на корабль пожаловал чин из политуправления Северного флота. Прошел по отсекам, заглянул в каюты личного состава, допросил первого попавшегося подводника на предмет знания свежих цитат из речей М. С. Горбачева о важности перестройки с ускорением, проверил у офицеров конспекты исторических речей последнего партсъезда. И вдруг уже перед самым уходом узрел прямо в центральном посту таракана, сытого и непуганого. Что тут началось!
Были даже вызваны на борт командир и ответственный сдатчик. Инцидент приобрел политическую окраску: как, на доблестном корабле флота "ее величества страны победившего социализма" не искоренены позорные пережитки прошлого, то есть тараканы? Да еще после многолетнего ремонта? Чем вы все вообще тогда здесь занимаетесь? После разноса последовало строжайшее указание: насекомых на корабле изловить, уничтожить, стереть в порошок.
В крайнем случае, провести таракановоспитательную работу, соответствующую текущему историческому моменту. На прощание чин добавил: через два дня проверю! Подводники и заводские приуныли. Неизвестно откуда выползший несознательный таракан испортил всю обедню. Кстати, похоже, таракан был на корабле единственным: после покраски в отсеках насекомых больше не наблюдалось.
И тут расстроенному командиру что-то прошептал на ухо механик. Командир махнул рукой: да творите что хотите. И удалился в свою каюту… Через два дня высокая комиссия из политуправления флота вновь посетила корабль. Об устранении замечаний докладывал лично корабельный замполит, накануне подробно проинструктированный механиком. Зам продемонстрировал руководству свежайший стенд "Прожектор перестройки" в жилом отсеке, представил матроса-узбека, который знает наизусть фамилии, звания и годы рождения поголовно всех членов политбюро, с гордостью вызвал лейтенанта, который вызубрил все награды главкома ВМФ адмирала С. Г. Горшкова.
И под завязку выкатил главную диковинку. В центральном посту АПЛ был установлен деревянный ящичек, напоминавший садовый скворечник. Возложенная рядом с ящичком кипа эксплуатационной документации убивала все сомнения: это не скворечник, а… специальная ловушка для тараканов. Комиссары из политуправления долго и с уважением листали прилагаемые к новому оружию документы: тактико-технические данные, протокол государственных испытаний, боевые характеристики и меры безопасности при эксплуатации.
Читайте также: Коты теперь тоже подсудны
Была приложена и бумага с гербовой печатью за подписью генерального директора предприятия: мол, данное устройство передается экипажу заказа безвозмездно и его стоимость не входит в смету ремонтных работ для заказчика. Замечание по насекомым было торжественно вычеркнуто проверяющими из всех скрижалей. Сволочь-таракан, слава богу, в это время в центральном не показывался. Понял важность момента.
Говорят, через некоторое время экипаж АПЛ поставили в пример на высоком совещании в штабе флота… Командир долго пытал механика: как додумался до гениального изобретения, когда успел бумаги состряпать? А главное — как добыл бумагу от директора? Механик только хитро ухмылялся: директор тоже оказался человеком с юмором, пошел навстречу… Ну как без находчивости такую проблему было решить?
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"