Лев Троцкий первым усмотрел антирелигиозный потенциал кинематографа

Лев Троцкий: кино для масс вместо мессы

В 1923-м Троцкий все еще у власти в СССР. Он готовит целый свод статей, поднимающих вопросы образа жизни общества. Один из этих текстов касается кинематографа как средства пропаганды и уничтожения религиозной и христианской жизни. Так кино, собственно, и послужило выполнению этой задачи в ХХ веке — до того, как на замену ему пришло телевидение.

Программа всеобщей дехристианизации была поставлена на повестку дня как в мире атеистическом и коммунистическом, так и в том мире, что мы условно можем назвать свободным — от либерализма и демократии. Все это лишь подтверждает выводы Кожева по теме Конца Истории и созданию последнего маленького ницшеанского человечка по ту сторону политико-стратегических границ.

Читайте также: Отец конца истории Александр Кожев

Итак, Троцкий. Он ищет способ для развлечения и воспитания масс. Он отмечает вторжение кинематографа в повседневную жизнь людей и полное игнорирование и неиспользование его большевиками — отметим, что это еще до выхода "Броненосца "Потемкина"!:

— Стремление развлечься, рассеяться, поглазеть и посмеяться есть законнейшее стремление человеческой природы… Важнейшим, далеко превосходящим все другие, орудием в этой области может явиться в настоящее время кинематограф. Это поразительное зрелищное новшество врезалось в жизнь человечества с невиданной еще в прошлом победоносной быстротой.

В его глазах кинематограф быстро обретает черты средства, необходимого для массовой дрессировки — пардон — воспитания! Даже обыкновенный мультфильм функционирует как дрессура детства, как это показывает мир Уолта Диснея в США. Можно при этом вспомнить и Чаплина, и фильмы, снятые Фрэнком Капрой — выглядящие карикатурно в их воспитательной и подражательной амбициозности.

Это орудие, которое само просится в руки: лучший инструмент пропаганды — технической, культурной, производственной, антиалкогольной, санитарной, политической — какой угодно. Пропаганды общедоступной, привлекательной, врезывающейся в память, и — возможная доходная статья.

Сторона "возможной доходной статьи" была успешно использована Голливудом, создавшим самых баснословных богачей того времени. Как нам известно, в те годы царит взаимное сердечное понимание между СССР и Америкой Рузвельта. Несколькими годами позднее советский сталинский кинематографист Эйзенштейн был принят там по-королевски. Я специально упомянул об Эйзенштейне, потому что он в своих произведениях очень тонко и умело смешивает религиозное (православное) и кинематографическое. Мы видим это в его шедевре "Александр Невский", а особенно — в "Иване Грозном". И это не случайно, так как одно должно свергнуть с престола другое, предварительно, как вампир, высосав его кровь. Вот как Троцкий представляет это дело:

— Кинематограф соперничает не только с кабаком, но также и с церковью. И это соперничество может стать для церкви роковым, если отделение церкви от социалистического государства мы дополним соединением социалистического государства с кинематографом.

Троцкий, подобно Гитлеру или Наполеону (и, без сомнения, как и иные политики), имеет политическое и циничное представление о религии:

— И в церковь ходят вовсе не по причине религиозности: светло в церкви, нарядно, людно, хорошо поют, — целый ряд общественно-эстетических приманок, которых не имеют ни фабрика, ни семья, ни будничная улица. Веры нет или почти нет. Во всяком случае, нет никакого уважения к церковной иерархии, никакого доверия к магической силе обрядности. Но нет и активной воли порвать со всем этим.

Под Церковью он понимает собрание обрядов и техник, которые бы следовало позаимствовать. Именно это и делают люди шоу-бизнеса, такие как Коппола (обряды крещения в фильмах), видно это в больших мессах, можно упомянуть тут и Мадонну. Как говорила Вупи Голдберг в фильме "Действуй, сестра" — люди предпочтут скорее поехать в Лас-Вегас и платить, чем пойти в церковь на мессу и слушать бесплатно религиозные песнопения. The show is better! — Нам подавай шоу! И в желании реализовать свою программу Троцкий добавляет:

— Элемент рассеяния, отвлечения и развлечения играет в церковной обрядности огромную роль. Церковь действует театральными приемами на зрение, слух и обоняние (ладан!), а через них — на воображение. Потребность же человека в театральности — посмотреть и послушать необычное, яркое, выводящее из жизненного однообразия — очень велика, неискоренима, требовательна, с детских лет и до глубокой старости.

Оптимист во взгляде на будущее, Троцкий полагает, что кинематограф заменить Церковь и все остальное, потому что он предлагает более богатый и разнообразный спектакль:

— Не нуждаясь в разветвленной иерархии, в парче и пр., кинематограф развертывает на белой простыне гораздо более захватывающую театральность, чем самая богатая, умудренная театральным опытом тысячелетий церковь, мечеть или синагога. В церкви показывают только одно "действо", и притом всегда одно и то же, из года в год, а кинематограф тут же, по соседству или через улицу, в те же дни и часы покажет и языческую пасху, и иудейскую, и христианскую…

Отсюда становится понятной политическая, психологическая и культурная важность кинематографа как средства дрессировки масс и даже элит, потому что из вестернов и из фильмов-пропаганд были сотворены шедевры гуманизма, а также был создан синдром культового кино, зачастую выдержанного в жанре сатанизма или психологического контроля. Вспоминаются также и фильмы-катастрофы — воспитатели народных масс в кризисные времена (то есть — во все времена) и конспиративное кино, например, фильмы Тони Скотта, почившего недавно при странных обстоятельствах. Режиссер "Врага государства" грустно окончил свои дни, как Даниэль Гравотт, сиречь Шон Коннери, сбросившийся с моста, как в фильме "Человек, который хотел быть царем" — в высшей степени символическая смерть для избранных.

Читайте также: Голливуд, катастрофы и синдром Атлантиды

Воспользуемся случаем, чтобы упомянуть здесь о странной смерти режиссеров, специализирующихся в названных выше жанрах: Стэнли Кубрик, Алан Дж. Пакула, Питер Джордж (постановщик "Доктора Фолямур"), а также увлекательные документалисты — Аарон Руссо и Алан Франкович. Читатель сможет создать себе собственное представление об этом, рассмотрев повнимательней каждый случай. Но берегись заговора!

И еще раз дадим слово Троцкому — этому великому человеку и вдохновленному мечтателю, с которым так постыдно обошелся Сталин! Для многих людей из Голливуда он был, кстати, единственной жертвой "отца народов"!

— Кинематограф развлечет, просветит, поразит воображение образом и освободит от потребности переступать церковный порог. Кинематограф — великий конкурент не только кабака, но и церкви. Вот орудие, которым нам нужно овладеть во что бы то ни стало!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Николя Бонналь
Николя Бонналь — французский писатель и публицист, внештатный корреспондент Правды.Ру *