Интервью с депутатом Госдумы РФ Евгением Федоровым

Евгений Федоров: национального вопроса нет

Депутат Госдумы Евгений Федоров и главный редактор "Правды.Ру" Инна Новикова обсуждают вечно актуальную и вечно болезненную тему — национальный вопрос. Хотя депутат считает, что национальная напряженность в РФ надумана: просто это идеальное "оружие" для расшатывания ситуации в стране. И оно, это "оружие", уже не раз доказало свою эффективность…

— Евгений Алексеевич, хотелось бы поговорить и узнать ваше мнение вот о чем: в России сейчас много говорят о национальном вопросе, обострении межнациональных отношений; были и открытые стычки, например, между футбольными фанатами и чеченцами. Во всех подобных конфликтах как-то стало принято видеть национальную подоплеку. А вы как рассматриваете эти конфликты? Как обычное хулиганство или проявление межнациональной вражды?

— На мой взгляд, в большинстве случаев это не межнациональные конфликты, а обычное хулиганство. У нас вообще много хулиганов, много драк, много поножовщины… Я считаю, что приведенный вами пример — это конфликт между двумя группами молодых людей. То, что у них разные национальности, вообще не имеет никакого значения. Проблема в другом: у нас неправильно устроено информационное пространство. И все подобные стычки преподносятся в определенном ключе, способствуя разжиганию межнациональной вражды.

Россия не контролирует свое информационное пространство, отсюда и многие проблемы. По всем политтехнологическим теориям, самые уязвимые места России — это национальный вопрос и патриотизм. И, кстати, по этим болевым точкам нам нанесли удар в 1991 году. Итогом этой продуманной акции стал распад СССР.

— Но неужели дело только в том, что определенные силы с помощью СМИ намеренно нагнетают обстановку? Вы считаете, что у подобных историй нет национальной подоплеки и в России нет национального вопроса?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к российской истории. Вспомним, что еще 200 лет назад не было понятия "русский" — было понятие "подданные царя". И это понятие объединяло 140 национальностей. Поэтому русских нет — есть россияне, единая российская нация, объединяющая множество национальностей. Какие-то народности вошли в состав России раньше, какие-то — позже, но суть от этого не меняется. И процесс формирования единой российской нации продолжается: к нашей большой семье присоединяются новые народности, и это хорошо. Считаю, что в этом заключается сила и уникальность России. Я называю это уникальным кодом России.

— Но все же у каждой народности есть своя культура: традиции, язык, кухня, национальная одежда… Как же мы можем говорить о том, что народностей как таковых нет?

— Ваши, в действительности, справедливые доводы ничего не меняют. Все 140 национальностей, проживающих на территории России, являются русским народом. Вот как вы считаете, Александр Сергеевич Пушкин русский или араб? Я вам отвечу, что Пушкин — это русский арабского происхождения, и весь российский народ считает его "главным русским". И вот такая удивительная способность к принятию и ассимилированию других народов есть только у нас.

Говорю это со всей ответственностью, так как темой миграции, миграционных потоков я занимался очень глубоко, на примере других стран. К примеру, в Германии, несмотря на серьезное финансирование и различные правительственные программы, не удается наладить диалог между людьми различных национальностей. Хотя программы по адаптации, ассимиляции действуют даже на уровне детских садов. А все дело в том, что ни в коде Германии, ни в коде других западных стран не заложена способность к синергии. А в России это есть. Поэтому и получается, что русская нация — это общность людей, живущих на одной территории, и неважно, на каких языках мы говорим, каких традиций придерживаемся и какую религию исповедуем.

Есть еще одна особенность России: несмотря на удивительный синергетический потенциал, наша страна позволяет каждой народности оставаться самой собой, сохранять свою уникальность. Такого больше нет нигде в мире. В США и Европе, конечно, действует принцип так называемого "плавильного котла", но парадокс в том, что народности там не взаимодействуют на глубинном уровне и не ассимилируются.

— В Европе сейчас очень тяжелая ситуация с миграцией и мигрантами. Власти не знают, что делать. Особенно тяжело приходится Германии, Франции и скандинавским странам…

 

 

— Об истоках этой проблемы я уже говорил: у них нет механизма "переваривания" различных национальностей. У нас же, в России, это заложено на генетическом уровне. Европе сейчас, конечно, не позавидуешь: национальный вопрос, миграция принимают угрожающие масштабы, и если ситуациясмигрантами дойдет до критическойточки, то будет катастрофа. Там вроде бы и нет больших конфликтов между коренным населением и мигрантами на бытовом уровне, но, возможно, поэтому социальное напряжение и нарастает.

У нас же ситуация иная, у нас принято сразу выпускать пар, именно поэтому у нас много конфликтов, драк между мигрантами и местным населением. Но именно благодаря этим конфликтам и тому, что социальное напряжение сбрасывается сразу, а не копится годами, происходит идеальный процесс ассимиляции. По моим наблюдениям, на ассимиляцию уходит примерно 5 лет. Присмотритесь — после 5 лет проживания в РФ мигранты становятся русскими.

— Евгений Алексеевич, позвольте с вами не согласиться. Все же у каждого народа — свой менталитет. И срок, который вы называете, совсем небольшой. Я думаю, на ассимиляцию, какие-то изменения в сознании нужно больше времени. Приведу пример из жизни. Мой сосед по дому как-то рассказал мне, что его 10-летнего сына обидели мальчишки. Так вот этот отец посоветовал сыну взять нож и разобраться с обидчиками. Вы думаете, что через пять лет образ мыслей моего соседа в корне изменится?

— Я понимаю, что пять лет кажется нереальным сроком, но вы все же присмотритесь к мигрантам, которые приехали в Россию пять лет назад. Всё говорит о том, что они стали русскими. У меня тоже есть пример из жизни: моя дочка дружит в школе с чеченцем. Так вот его отец типичный такой кавказец из неспокойных девяностых, но сын уже совершенно другой, он русский.

Секрет такой поразительной ассимиляции, синергии кроется еще и в том, что Россия — очень лояльная страна: она готова понять и принять любую культуру, любой народ. На территории нашей страны испокон веков все национальности чувствовали себя свободно. Поэтому Россия в этом отношении самая свободная страна в мире.

— Наверное, поэтому в российской столице возможны ситуации, когда центральных площадях вопреки всем правилам и нормам поведения стреляют в воздух и танцуют лезгинку…

— Это все-таки пресекается и административным, и уголовным правом.

— Ну, с этим вопросом я лично обращалась к начальнику пресс-службы ГУВД — как и почему получается, что в центре Москвы можно стрелять и устраивать непонятные сборища. Так вот он мне сказал, что к тому времени когда приезжает милиция, они уже все ретируются, то есть пять минут потанцевали, постреляли и убежали.

— Вот и я вам говорю: первые 5 лет идут конфликты, причем жесткие, с поножовщиной и драками, но все заканчивается хорошо. Мигрант, приезжий принимает правила, законы, менталитет, существующие в России. Ведь для россиян самое главное, чтобы мигранты жили по тем правилам и нормам, которые существуют в российском обществе. Все остальное — национальность, язык, разрез глаз — не имеет никакого значения.

Конечно, не все так радужно, есть и проблемы. К примеру, я считаю, что в стране нужно более активно проводить политику единой нации. Также требует решения миграционный вопрос: все-таки люди из других государств должны приезжать хотя бы с минимальным знанием российского языка, а также с чувством уважения к российским законам, традициям и менталитету. Если это будет, то 5-летний период адаптации будет проходить менее болезненно. И, конечно, нужно решить вопрос с массовой миграцией в Москву.

— Да, вопрос с Москвой стоит наиболее остро. Каким вы видите выход из этой ситуации?

— Единственный выход — это перенос российской столицы в другой город. Это позволит решить многие проблемы: и с перенаселением, и с неравномерным развитием регионов, и с напряженностью в Москве.

— Евгений Алексеевич, вы постоянно подчеркиваете, что история Российского государства, его традиции, истоки способствуют хорошим межнациональным отношениям. А, по-вашему, были в истории России моменты, которые повредили межнациональным отношениям?

— Да, когда англичане после революции 1917 года, по сути, добились ликвидации унитарного устройства российского государства. Ликвидировав унитарность, они заложили последующий механизм распада. Кстати, Сталин планировал восстановить унитарное устройство в 1953 году, но не успел. И посмотрите, какой у этой истории плачевный финал.

Читайте также:

Валерий Шанцев: "Мне лучше в Н. Новгороде"

Мацкявичюс: "Если диктор уходит из кадра…"

Павел Коган: Пилот над океаном музыки

Шод Муладжанов: В России слишком много денег

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить