Стратостаты Прокофьева поднимались на немыслимую высоту

Покоритель стратосферы Георгий Прокофьев

110 лет назад в деревне Телешово под Вязьмой родился Георгий Алексеевич Прокофьев — легендарный советский воздухоплаватель, который координировал военные программы стратосферных полетов в 1931–1939 годах. 30 сентября 1933 года стратостат "СССР-1" под командованием Прокофьева установил мировой рекорд — ему удалось достичь высоты в 19 тысяч метров!

Свою трудовую жизнь Прокофьев начал в железнодорожном депо станции Вязьма, работал вначале подручным слесаря, а потом рабочим по электрооборудованию. В 1920 году он был мобилизован в Красную Армию на польско-советскую войну. После 1921 года работал в комсомольской сфере в Смоленске и Москве.

После возвращения в Красную Армию стал политкомиссаром в подразделении военных шаров, базировавшемся в московском тогда еще пригороде Кунцево. Прокофьев показал себя хорошим воздухоплавателем, вскоре начал командовать первым отрядом дирижаблей и показал себя, как бы сейчас сказали, эффективным менеджером проекта советской стратосферной программы.

Читайте также: Иван Крузенштерн: человек и пароход

Это были очень интересные времена. Я вспоминаю, как много лет назад беседовал с замечательным человеком, героем Социалистического труда Николаем Семеновичем Митько, который начинал свой трудовой путь как раз в 20-30-е года минувшего века. По его словам, тогда было принято двигать по карьерной лестнице в первую очередь молодежь. Причем критериями эффективности считалась даже не столько профессиональная подготовка, сколько энтузиазм и, естественно, партийность.

Георгий Прокофьев вступил в партию большевиков в 1920 году практически еще юношей. Энтузиазма, по признанию его современников, у него было хоть отбавляй. Но была у него и очень серьезная профессиональная подготовка! Именно поэтому молодой 29-летний "эффективный менеджер" Прокофьев возглавил практически всю воздухоплавательную отрасль развивавшегося бешеными темпами СССР. Выше должности в этой отрасли просто-напросто не было.

Талантливый руководитель и воздухоплаватель, Георгий Прокофьев в числе прочего увлекся редкой по тем временам техникой — стратостатами. По науке, стратостат — это так называемый свободный аэростат, предназначенный для полетов в стратосферу, то есть на высоту более 11 километров. Его манила недостижимая высота…

В декабре 1932 года конструктор Владимир Чижевский предлагает подробное описание воздушного шара c конфигурацией, способной побить рекорд высоты знаменитого швейцарца Огюста Пикара, годом ранее поднявшегося на аппарате легче воздуха американского производства на 17 километров.

Военные поддержали проект, названный "СССР-1", и Прокофьев взял на себя роль его руководителя, координируя усилия военных и гражданских конструкторов и технологов. Консолидация практически всех доступных систем безопасности позволила создать великолепную конструкцию "СССР-1".

В 1929 году Прокофьев совершил свой первый самостоятельный свободный полет на сферическом аэростате. А 30 сентября 1933 года после тщательной подготовки Прокофьев совершил рекордный свободный полет на первом советском стратостате "СССР-1". Вместе с ним полетели конструктор стратостата Годунов и воздухоплаватель-испытатель Бирнбаум.

Газета "Правда" восторженно писала в те дни:

На американской гондоле, которая первой поднялась в стратосферу, было написано большими буквами "Пикар". Это был полет отдельного человека, искавшего известности для себя. На советской гондоле, которая первой поднялась на 19 километров, написано "СССР" — и это значит, что в полете участвует вся Советская страна.

Рекордный полет стратостата "СССР-1" высоко поднял в глазах всего мира научно-технический престиж советского воздухоплавания, обогатил науку ценными наблюдениями и послужил важным этапом в овладении техникой высотных полетов. В общем, полет "СССР-1" под руководством Прокофьева оказался сверхудачным. Но были в советском стратосферном воздухоплавании и трагические неудачи, причем было их очень немало.

30 января 1934 года рано утром из Кунцево под Москвой стартовал стратостат "Осоавиахим-1" с экипажем из трех человек. Это был первый в истории зимний полет стратостата. Около 12 часов дня после достижения высоты 20,6 километра связь с пилотами была потеряна. Помятая гондола была обнаружена уже около полуночи недалеко от Саранска — в сотнях километров от точки старта. Полет завершился катастрофой: члены экипажа погибли, все оборудование было разбито.

Судя по записям в журнале, аппарат достиг рекордной высоты 22 километра. По официальному заключению, причиной катастрофы стало превышение предельной безопасной высоты полета для этого аппарата (около 20,5 километра). Из-за того, что оболочка перегрелась от солнечного тепла, произошел сброс объема газа, что сказалось на скорости спуска. Снижение стало слишком быстрым, скорость падения — критической, и на высоте двух километров гондола оторвалась от баллона…

В 1934 году аварией закончился полет стратостата "СССР-2". 6 июня 1935 стартовал стратостат "СССР-1-бис". После выполнения научной программы в начале снижения выяснилось, что оболочка баллона повреждена. Через некоторое время после входа в тропосферу, когда появилась возможность безопасно открыть люк, два члена экипажа выпрыгнули с парашютом. Оставшемуся воздухоплавателю удалось благополучно посадить облегченную гондолу.

В 1937 году упал стратостат "СССР-3". 18 июля 1938 года из-за отказа кислородного оборудования погибли стартовавшие с летного поля под подмосковным Звенигородом ученые физиологической обсерватории. Шар-стратостат опустился на высоковольтную ЛЭП в центре города Сталино (сейчас это украинский Донецк). Взметнулось огромное пламя: взорвался водород, которым была заполнена оболочка стратостата.

В общем, полет "СССР-1" под руководством Георгия Прокофьева оказался первым и единственным успешным рекордным полетом стратостата. За этот полет Георгий Алексеевич был награжден орденом Ленина. Он прожил замечательную жизнь. Но вот ушел он из этого мира очень рано, в 37 лет. Причем по собственному желанию…

В конце 1930-х годов волна жутких репрессий охватила искусство и науку, промышленность и вооруженные силы СССР. Безвинных людей расстреливали сотнями и тысячами. Знаменитый воздухоплаватель переживал это особенно тяжело — в застенках НКВД почти в одночасье оказались его самые близкие друзья. В нервозном состоянии 24 апреля 1939 года Георгий Алексеевич Прокофьев покончил жизнь самоубийством…

Читайте также: Под "Арктикой" гуляла подлодка

Урна с прахом первого советского героя-стратонавта покоится в нише колумбария на старой территории Новодевичьего кладбища в Москве. Один из проездов Московского района Тушино в память о Прокофьеве назван проездом Стратонавтов.

В конце 2011 года на родине первого советского стратонавта в городе Вязьма Смоленской области на здании бывшей мужской гимназии, где Георгий Прокофьев учился в 1912–1918 годах, в его честь установлена памятная доска. Ну, а в Вяземском историко-краеведческом музее ему посвящен стенд. Память о легендарном советском воздухоплавателе не умирает…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить