Именем этого русского адмирала названо двенадцать географических пунктов на планете, в их числе атолл в архипелаге Маршалловых островов в Тихом океане, мыс на острове Парамушир в Охотском море, гора в Антарктиде… Иван Федорович Крузенштерн — руководитель первой русской кругосветной экспедиции, почетный член Академии наук и верный сын Отечества.
Иван Федорович Крузенштерн ушел из жизни 24 августа 1846 года, похоронен в Домском соборе в Таллине. Долгая и славная жизнь адмирала — пример беззаветного служения Отечеству. Несмотря на немецкое происхождение (остзейские немцы), Иван Федорович был настоящим русским человеком.
Будущий адмирал родился в дворянской семье 8 ноября 1770 года. Три года (с двенадцати лет) учился в церковной школе в Ревеле, а затем в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В конце мая 1787 года он был произведен в гардемарины и летом ушел в свое первое учебное плавание по Балтийскому морю.
В 1788 году окончил Морской кадетский корпус, в том же году участвовал в Голландском сражении. В 1793 году направлен волонтёром в Англию для совершенствования в морском деле. Плавал в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. В 1799 году вернулся в Кронштадт.
А в 1802 году Иван Федорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции, которая длилась три долгих года. В августе 1803 года при большом стечении народа экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах: "Надежда", на борту которого находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым, и "Нева", которым командовал однокашник и помощник Крузенштерна капитан Юрий Лисянский. Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий: экспедиция должна была выявить удобные места и маршруты снабжения товарами русского Тихоокеанского флота.
После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на "Неве" пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. Обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: "Нева" отправилась к берегам Аляски, а "Надежда" в июле 1804 года прибыла в Петропавловск-Камчатский. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно в Петропавловск-Камчатский, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения.
Летом 1805 года впервые Крузенштерн приблизился к берегам Сахалина. Из Петропавловска осенью того же года Крузенштерн перешел в Кантон, а в августе 1806 года — в Кронштадт. Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку. Беспримерное в истории отечественного мореплавания путешествие закончилось блистательно. Оно не только имело неоценимое научное и практическое значение, но и явилось новым доказательством доблести и трудолюбия русских моряков. Это историческое плавание полностью подтвердило мысль о том, что доставлять товары на большие расстояния удобнее и выгоднее именно морским путем. Стало также ясно, что таким путем Россия может вести и торговлю с Китаем.
Петербургская Академия наук направила Крузенштерну специальное послание: "Ожидания академии были оправданы самым блистательным образом, и это столь же смелое, сколь и счастливое плавание, совершенное под Вашим благоразумным управлением, не только возвысило славу русского флота в глазах всей Европы, но и обогатило науку открытиями и исследованиями, далеко раздвинувшими предметы естествознания и географии".
В 1811 году Иван Федорович Крузенштерн был назначен инспектором, а в 1827 — директором Морского кадетского корпуса. В 1823 — 1826 годах он опубликовал двухтомный "Атлас Южного моря", содержащий историко-географический анализ обширных русских и иностранных источников. В 1842 году, уже будучи в звании адмирала, Иван Федорович ушел в отставку и уехал к себе в имение. Но трудиться не прекращал, и в 1845 году вместе с другими крупными исследователями — Ф. П. Врангелем, Ф. П. Литке и К. М. Бэром — принял участие в создании Русского географического общества, ставшего впоследствии крупнейшим центром географической науки в России.
Имя "Крузенштерн" носит знаменитый четырёхмачтовый барк, российское учебное парусное судно. Стоит, пожалуй, немного остановиться на судьбе этого замечательного парусника. Построено судно было в 1926 в Бремене (Германия), при спуске названо "Падуя", а в 1946 перешло по репарациям в собственность СССР и переименовано в честь известного русского мореплавателя. Порт приписки судна — Калининград.
Судно совершало неоднократные трансатлантические и кругосветные экспедиции. А ведь "Крузенштерн" вполне мог стать не российским, а эстонским парусником. Буквально за несколько дней до отделения Эстонии от СССР, в 1991 году, согласно приказу Министерства рыбного хозяйства судно передавалось от объединения "Эстрыбпром" в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу. А ведь не сообразили бы в Министерстве вовремя перевести судно в российский анклав — и не быть бы ему российским…
Сегодня барк "Крузенштерн" принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах. Наибольшего успеха в международных регатах "Крузенштерн" добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. "Крузенштерн" победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную для парусников скорость — 17,4 узлов, или 32,4 километров в час.
В общем, имя знаменитого русского адмирала живет, память о нем остается в душах моряков. И навсегда останутся в сердце бессмертные строки путешественника, ученого и барда Александра Городницкого:
И тесны домашние стены,
И душен домашний покой,
Когда паруса "Крузенштерна"
Шумят над моей головой…
Читайте также:
Мельница мифов: тайны и трагедии олимпиад
Мельница мифов: где находится Бафомет?
Читайте все самое интересное в рубрике "ОБЩЕСТВО"