Подготовка к "Дервиш-91" пришлась на дни ГКЧП

Как "Дервиш-91" победил ГКЧП

Казалось бы, о ГКЧП написано все или почти все. Но есть один момент, который журналисты обходили стороной. Оказывается, именно в дни ГКЧП завершалась подготовка к уникальному, первому в истории мероприятию "Дервиш-91", и организаторы, в первую очередь зарубежные, потратившие много сил и средств, из-за ситуации в стране не знали, состоится ли оно…

В дни ГКЧП автор этих строк служил на атомной подлодке в заполярной базе подводников Оленья Губа, недалеко от города Полярный Мурманской области. В один прекрасный день и без того "закрытое" КПП стало настолько закрытым, что и на службу не попасть. Оказалось, что по Оленьей Губе ходили… престарелые англичане, американцы и канадцы в морских мундирах. Что их сюда занесло именно в дни ГКЧП? Вот об этом и пойдет речь.

Без улыбки те события почему-то никак не вспоминаются. Подводников загнали в береговые казармы, и нам пришлось сидеть почти полдня, наблюдая за диковинной делегацией из окон пятого этажа. Как раз шли первые часы показа по "ящику" балета "Лебединое озеро", но наш мичман-радист "прилепил" к картинке совсем другие мелодии — мастера и мастерицы балетных искусств дрыгали ножками под Вилли Токарева и "Машину времени". Веселенько так получилось…

Вот так путч и запомнился — вместо Чайковского "Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой!", а вместо патрулей древние англичане в морской форме. В конце концов выяснилось, что по заполярным закоулкам бродил оргкомитет будущей торжественной акции "Дервиш-91". Ветеранов из оргкомитета союзнических конвоев возили и по Заполярью, и по Беломорью с целью найти наиболее подходящие места для торжеств. Оказалось, Оленья Губа для торжеств не подошла. Зато в соседнем Полярном решено было часть мероприятий таки провести. Помню, как мне пришлось переплеваться, когда назначили меня старшим группы по встрече группы ветеранов союзных конвоев. Но что было делать — офицер, всего лишь год назад получивший звание капитана третьего ранга, просто-напросто не имел права не выполнить приказа. К счастью, никто из союзников тогда в Полярный так и не приехал. Может быть, ситуация с ГКЧП повлияла…

Так что мне, присохшему к трюмному и реакторному железу корабельному инженер-механику, не довелось побыть строевой лошадью, командуя сотней матросиков с союзническими флажками. А вот моим коллегам из Мурманска этим заниматься пришлось, но уже после ГКЧП. Хотя и без союзнических конвоев в дни ГКЧП на Северном флоте было весело.

Как видно, флотское начальство с самого начала августовских событий 1991-го года, было не в курсе того, что делалось в Москве. Естественно, никто из больших адмиралов не мог сообразить, что же делать, кому подчиняться. Тем более, что никто из еще более высокого начальства просто-напросто ничего так и не скомандовал! Небоскребы, понимаешь…

Наконец, после показа памятной пресс-конференции по "телеящику", где у Янаева жутко тряслись руки, а маршал Язов источал огнедышащий перегар (даже от экрана несло!), где-то во флотских верхах кого-то из начальников все-таки осенило: надо что-то делать. Все без исключения междугородние телефоны были оседланы должностными лицами всех рангов и званий — звонили в столицу родным и знакомым, узнавали, кто кого там одолевает. За кого, короче, "подписываться"?

Но ситуация была мутной, понять, кто круче, не было никакой возможности. Наконец, некоторые "дрогнувшие" адмиралы на "отдельно взятых" флотах решили подтвердить верность ГКЧП. Ушли в Москву осторожные, но однозначные шифровки: мол, присягаем-с. А вот мудрое руководство Северного флота, шифровку на всякий случай подготовив и внеся ее в реестр исходящих документов, все-таки решилонегромко доложить "о верности" растерянному "вышестоящему" по телефону. На всякий случай было активизировано движение по поводу грядущей операции "Дервиш-91". Перепуганное руководство Главного штаба ВМФ перепугалось еще больше. Вот тогда-то и стало военно-морскому люду ясно, что же это, собственно, такое.

Руководство ВМФ нашло лучезарный повод, так сказать, "проявиться": оно приняло решение активизировать подготовку к мероприятиям, посвященным вышеупомянутому пятидесятилетию начала поставок по ленд-лизу. Назывались торжества "Дервиш-91". И в Мурманск, и в Архангельск должны были приехать высокие гости из многих стран, в планах было и посещение кораблей Северного флота. И вот в Москву, охваченную всеобщим бардаком путча и безвластия, улетели из Североморска, из штаба флота, две телеграммы — одна на имя Горбачева, другая на имя Ельцина: мол, не соизволите ли быть почетным кем-нибудь на этом могучем мероприятии? Неизвестно, какими путями в ошалевшей от революций столице ходили эти телеграммы, но ответы пришли в Североморск в тот же день.

Быть почетным командором "Дервиша-91" дал согласие Горбачев. Почетным председателем координационного комитета акции стал Ельцин. Естественно, через несколько дней "в списке" остался один Борис Николаевич. Ровно через год Борис Ельцин сделал находчивого командующего Северным флотом Феликса Громова главкомом ВМФ… Уж не знаю, что тут правда, а что нет. Во всяком случае, так эти события передает флотская молва.

Правительство Великобритании в связи с неясной политической ситуацией в СССР решило не посылать в его территориальные воды фрегат "Лондон", который должен был участвовать в акции "Дервиш-91". Наша сторона отправила английской десятки успокаивающих телеграмм — ведь не отменять же, в конце концов, такое глобальное мероприятие. Каким-то образом удалось убедить англичан, что ГКЧП — ерунда…

Так или иначе, 22 августа было окончательно объявлено по всему Северному флоту: ГКЧП — бяка. Ну и ладно, хоть к какому-то консенсусу, как говаривал премногоглубокоуважаемейший Михаил Сергеевич, пришли-таки. Ветераны, которые готовились к "Дервишу-91", вздохнули с облегчением: мероприятие теперь точно состоится.

Уже 27 августа 1991 года на рубеже Нордкап — остров Медвежий — наше госпитальное судно "Свирь" и сопровождавшие его корабли Северного флота встретились с британским фрегатом "Лондон", следом за которым шло судно-заправщик. В этом месте начиналась в годы войны зона ответственности Северного флота в обеспечении безопасности конвоев. Торжества в честь пришедшего в Архангельск 31 августа 1941 года каравана "Дервиш" прошли блистательно, с тех пор ветераны союзнических конвоев встречаются с нашими ветеранами северного флота каждый год…

Стоит вспомнить, что всего с 1941 по 1945 год в составе 78 Северных конвоев 1,4 тысячи торговых судов доставили по программе ленд-лиза в Архангельск и Мурманск четыре миллиона тонн грузов, в том числе свыше пяти тысяч танков и семи тысяч самолетов на общую сумму 308 миллионов фунтов стерлингов. Под ударами германского военного флота и авиации было потеряно 85 торговых судов и 16 боевых кораблей Королевских ВМФ Великобритании (два крейсера, шесть эсминцев и восемь других эскортных судов). Погибли около трех тысяч британских моряков военного и торгового флотов. В замечательной книге Валентина Пикуля живо описана судьба одного из Северных конвоев — PQ-17. Из 35 судов того конвоя было потоплено 24…

Читайте также:

"Правдиста" могли утопить или подрезать…"

Как Горбачев в Сталина "играл"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе