История дважды героя Советского Союза Степана Супруна

Лики войны: первый дважды герой

Это история о первом дважды Герое Советского Союза, который не пробыл на Великой Отечественной войне и месяца. Степан Павлович Супрун - выдающийся летчик-испытатель и военный летчик-истребитель, чья смелость граничила с безрассудством, близкий друг знаменитых советских асов Валерия Чкалова и Александра Покрышкина, - погиб в начале июля 1941-го.

Родился Степан Супрун 2 августа 1907 года в селе Речки, ныне Белопольского района Сумской области, в семье крестьянина Павла Михайловича и его жены Прасковьи Осиповны. В начале прошлого века большое количество украинцев в поисках лучшей доли осели в Новом Свете. В 1910 году, стремясь избежать наказания за участие в забастовке, в Канаду эмигрировал слесарь-механик по паровым плугам Павел Михайлович Супрун, а спустя три года сюда перебралась и его жена с двумя ребятишками. В канадском Виннипеге Степан успел окончить семь классов средней школы.

Подростком вместе с братом Федором, по совету отца, вступил в Лигу молодых коммунистов. А уже в 1924 году при помощи Коминтерна семья вернулась в СССР и обосновалась сначала на Алтае, куда с Украины переехал его дед, а затем - в Средней Азии, в разрушенной после землетрясения Алма-Ате. На следующий год, осенью, семья снова оказалась на своей исторической родине. Степа подался в ученики кустаря-каретника Голомудьки. Проработав в мастерской нэпмана одиннадцать месяцев, парень переехал в Сумы. Здесь 19-летнему комсомольцу помогли устроиться столяром в комборбез - комитет по борьбе с безработицей.

В 1927 году его отцу Павлу Михайловичу Супруну на Сумском машиностроительном заводе, как отличному специалисту и коммунисту-общественнику, выделили двухкомнатную квартиру, а позже избрали секретарем Сумского облисполкома. В 1928 году Степан приступил к работе на машиностроительном заводе.

Лики войны: чистое небо Алексея Рязанова

Призванный в ряды РККА в 1929 году, уже на следующий год будущий летчик-ас окончил школу младших авиационных специалистов в Смоленске, а еще годом позже - военную авиационную школу пилотов. В официальной биографии героя говорится, что с 1931 года Степан Супрун - летчик - испытатель. В 1933 году его рекомендовали в Научно-испытательный институт Военно-Воздушных Сил Красной Армии. Участвовал в испытаниях "этажерки Вахмистрова" и различных типов самолетов на "перевернутый" штопор.

В приснопамятном 1937 году Степан Супрун чуть было не попал под молот сталинских репрессий - был исключен из партии в связи с делом Гамарника, который застрелился накануне неминуемого ареста по делу Тухачевского. Супруну могли припомнить его пребывание за границей да и исключение из рядов ВКП(б) не вселяло оптимизма, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, в течение двух дней его восстановили в партии.  В ноябре 1937 года Супруна избирают депутатом Верховного Совета СССР первого созыва от Севастопольского округа.

Лики войны: "Черная смерть" Дуська Завалий

Когда разбился его друг Валерий Чкалов, Степан написал письмо наркому Ворошилову: "К XVIII съезду нашей партии выходит второй экземпляр самолета И-180, на котором погиб лучший летчик нашей Родины Валерий Чкалов. На первом экземпляре этого самолета должны были проводить испытания: Чкалов - заводские и я - государственные. Сейчас же люди боятся доверить мне провести испытания и первым вылететь на этом самолете только лишь потому, что я депутат Верховного Совета Союза ССР. Тов. народный комиссар! Мне сейчас стало исключительно тяжело работать - все начальство в целях страховки... всяческими способами старается меня оттеснить в сторону, лишь бы я только не летал. Все это в корне неверно и крайне мне обидно. По-моему, Вы лично знаете, как я летаю на скоростном самолете - за десять лет летной работы я не имел ни одной аварии, не разбил ни одного самолета...".

После участия в национально-освободительной войне в Китае (июнь 1939 - январь 1940 гг.), во время которой Супрун на И-16 лично сбил шесть японских самолетов, а летчики его группы сбили 34 вражеских самолета, уничтожили более 20 самолетов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле, потеряв при этом пять своих машин, Степан Павлович в составе комиссии по закупке авиатехники побывал в Германии. Там ему удалось полетать на разных типах самолетов, с которыми вскоре придется столкнуться в воздушных боях. 20 мая 1940 года за героизм и мужество, проявленные в боях, майор С.П. Супрун был удостоен звания Героя Советского Союза.

Лики войны: распятый Юрий Смирнов

Лики войны: первый дважды герой. 267881.jpeg

В первых числах июля 1941 года на Западном фронте сформирован 401-й полк особого назначения, командиром которого назначают подполковника Супруна. На фюзеляже МиГа-3 Степана Павловича было нарисовано число 13, но офицер демонстрировал свое презрение к суевериям. Из 150 исправных самолетов Западного фронта 52 составляли истребители. Командование фронтом приняло решение имеющейся авиацией нанести удар по двум группировкам танковых войск Гудериана. В первый день своего прибытия на фронт Степан Супрун лично уничтожил два самолета-разведчика люфтваффе. Всего эскадрилья Супруна первого июля 1941 года сумела сбить четыре "мессершмитта".

"По воспоминаниям командира первой эскадрильи В. И. Хомякова, - сообщает в своей книге В. Фадеев, - в четыре дня боев было два случая, когда Степан Павлович Супрун в одиночку вел бой с шестью и четырьмя немецкими истребителями. Первый раз 15 МиГов шло сопровождать три девятки двухмоторных бомбардировщиков СБ, Степан Павлович, уйдя вперед, попал в окружение шести Ме-109. Второй раз, также вылетев на сопровождение бомбардировщиков, Супрун оказался среди четверки "мессершмиттов". Уверенность Супруна в своем мастерстве и новом советском самолете МиГ-3 казалась кое-кому чрезмерной. Он лично летал в разведку, каждый раз подымался со своими летчиками в небо, ведя их на сопровождение бомбардировщиков или в схватку с фашистскими истребителями".

Четвертого июля 1941 года, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, принял решение продолжать полет. В разрыве облаков показался немецкий бомбардировщик Focke-Wulf Fw 200 "Condor".

Версия гибели подполковника изложена в книге В.Фадеева: "Не разглядев из-за налетающих клочьев облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели "мессершмитты". Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджег один немецкий самолет. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолет к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы. Сопровождавшие горящий самолет три "мессера", убедившись, что он объят пламенем, взмыли вверх. Но фашист, который шел сзади МиГа, дал еще очередь в затылок Супруну. Бронеспинка, найденная на месте посадки Супруна, хранится в музее города Сумы. Следы пулевых вмятин говорят, что этой очередью немцу не удалось прошить тело Степана".

22 июля 1941 года командиру полка С. П. Супруну посмертно было присвоено звание дважды Героя Советского Союза.

Читайте все самое интересное в рубрике "Общество".

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *