Дважды герой Советского Союза Алексей Константинович Рязанов принадлежит к поколению людей, которое полегло в той ужасной войне, оставшись навеки молодыми. Алексей Рязанов геройски рассчитался за них с врагом: на его счету не только множество сбитых самолетов противника, но и введение в практику раций. После войны он стал генерал-майором авиации.
Свой персональный счет сбитым фашистским асам сержант Алексей Рязанов начал отсчитывать с первого дня войны — 22 июня 1941 года. Немецкий самолет-разведчик Henschel Hs 126 упал, не долетев до столицы советской Украины, пораженный очередью, выпущенной с истребителя И-16. Уже через несколько дней Рязанов на своем "ишачке", как ласково прозвали трудягу-истребителя в Красной армии, наводил ужас на гитлеровские люфтваффе. За неполных три месяца воздушных схваток — четыре сбитых самолета. Особенно доставалось от него бомбардировщикам Henkel. Едва перешагнувший 20-летний рубеж советский юноша попал в число летчиков-асов.
Читайте также: Лики войны: распятый Юрий Смирнов
Алексей Рязанов родился 27 февраля 1920 года в селе Большая Кочетовка (ныне — Токаревский район Тамбовской области) в семье крестьянина. Судьба паренька, окончившего семь классов и школу ФЗУ, похожа на судьбы многих его сверстников. Работал на строительстве метрополитена в Москве, затем — слесарем на заводе. В 1939 году Рязанова призвали в Красную армию. Сколько тогдашних мальчишек мечтали о небе! Тогда в Стране Советов только и разговоров было, что о беспосадочных дальних перелетах, да имена героев-летчиков на устах и в газетных передовицах. В 21 год Лешка Рязанов — уже выпускник Борисоглебской военной авиационной школы пилотов.
Советские инженеры сумели сделать достойные боевые машины, не уступавшие по своим техническим характеристикам лучшим мировым образцам. Но было крайне важно, кто поведет в бой эту "летучую кавалерию": ведь в созданных благодаря немецкому конструкторскому гению самолетах сидели прекрасно обученные и умелые "белокурые бестии". Свои навыки многие будущие германские асы отрабатывали перед войной над летными полями аэродромов в СССР, а позже в небе над Испанией. С противником, за плечами которого был приличный налет человеко-часов и реальный боевой опыт, пришлось вступить в бой вчерашним выпускникам училищ.
Флегматичный и немногословный, Рязанов преображался, поднимая свой истребитель в небо. Начав войну рядовым летчиком, Алексей Константинович прошел до заместителя командира полка в составе 4-го истребительного авиационного полка 287-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта.
Полк отличался сильным летным составом: восемь летчиков были удостоены звания героя Советского Союза, двоим (в том числе Рязанову) из них это звание присвоят дважды.
У историков минувшей войны, как и у прошедших ее ветеранов, слова благодарности в адрес Алексея Рязанова отливаются в особенную форму — спасибо за чистое небо над головой! Спасибо, что живыми вернул наших ребят! За чистое небо, где геройски сражался Рязанов, говорят слова благодарности потомки. За вернувшихся после выполнения задания сыновей и братьев низко кланялись Рязанову еще во время войны. Командир эскадрильи Рязанов приучал своих бойцов использовать в бою рацию.
Летчик-истребитель совмещает в себе сразу несколько летных должностей: и штурмана, и стрелка-радиста и, собственно, самого пилота. Зачастую, чтобы не отвлекаться в полете или потому что не считали это главным, советские летчики-истребители игнорировали установленное на борту радиооборудование. Такое отношение к технике еще могло сойти с рук в дуэли один на один, но уже в связке "ведущий-ведомый", не говоря уже о действиях в составе эскадрильи, было чревато серьезными последствиями. Об этом сохранилось множество свидетельств, и не только участников воздушных боев.
Во время Второй мировой войны даже бесспорно лучшие советские танки "Т-34" уступали немецким средним танкам PzKpfw IV из-за неумения эффективно пользоваться ими, а чаще — из-за отсутствия раций. Мы проигрывали в тактике, в отсутствии скоординированности действий. Именно за выучку личного состава эскадрильи под командованием капитана Алексея Рязанова мы говорим ветерану "спасибо". Лишь тот, кто сам часто жертвовал собой в бою, умеет бережно относиться к чужим жизням.
Даже став командиром эскадрильи, сменив на этом посту капитана А. Г. Карманова, посмертно удостоенного звания героя Советского Союза, Алексей Рязанов не только начал обучать своих "соколов", но и сам продолжал бить фашистского гада. Только за первую неделю после своего назначения командиром капитан Рязанов сбил три вражеских самолета.
Читайте также: Лики войны: страж Цитадели
Впервые высокое звание героя Советского Союза было присвоено командиру эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка 287-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта Алексею Рязанову 24 августа 1943 года. К этому моменту у него было на счету уже 407 боевых вылетов, в которых он лично сбил 19 вражеских самолетов и 16 — в составе группы. Вторую Звезду героя летчик Рязанов получил 18 августа 1945 года. И это далеко не все даже главные награды, некоторые из которых он получал по нескольку раз. Рязанов был трижды удостоен ордена Ленина, четырежды ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского, дважды ордена Красной Звезды и дважды Ордена Отечественной войны первой степени.
В 1970 году Алексей Константинович Рязанов получил звание генерал-майора авиации. 1 августа 1992 года его не стало.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"