Павел Нахимов, адмирал от Бога

Пятого июля 1802 года в селе Городок Смоленской губернии родился один из самых знаменитых русских флотоводцев Павел Степанович Нахимов. Его имя носят почти десяток крупных современных кораблей и судов, четыре улицы и две площади в городах России. В его честь учреждена боевая медаль и несколько монет. Он стал легендой морфлота России еще при жизни.

Его семья имела дворянские корни. Отец Павла Нахимова был отставным майором. В 1815 году будущий адмирал поступает в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Там он был одним из лучших гардемаринов. В 1817 в числе лучших кадетов совершает плавание к берегам Швеции и Дании на бриге "Феникс". В январе 1818 года он заканчивает учебу, получает чин мичмана и начинает службу на Балтийском флоте.

Читайте также: Врангель - балтийский немец на службе России

Служба мичмана в ту пору была не из легких. За отличные знания и серьезное отношение к делу будущий адмирал Нахимов был приглашен капитаном второго ранга Михаилом Лазаревым принять участие в кругосветной экспедиции на фрегате "Крейсер". Путешествие продлилось 1084 дня и дало ему бесценный опыт навигации на просторах Атлантического и Тихого океана. Участники экспедиции побывали на берегах Латинской Америки, и даже Аляски.

В 1827 году Нахимов впервые участвует в бою, командуя батареей на корабле "Азов" в знаменитом Наваринском сражении против турецкого флота. За храбрость, проявленную в сражении, Нахимов получает Георгиевский крест и чин капитан-лейтенанта. После возвращения в Кронштадт Павел Нахимов становится командиром знаменитого фрегата "Паллада". А начиная с 1834 года он служил на Черноморском флоте, командуя линейным кораблем "Силистрия". Под его руководством "Силитрия" стал лучшим кораблем Черноморского флота.

Современники адмирала говорят, что на командирском посту Нахимов оставался человеком чести, мудрым и справедливым. Его отличало крайне уважительное отношение к матросам. Как хороший командир, Нахимов понимал, что именно простые матросы — основная сила корабля, и от них зависит исход сражения. Подобно своему учителю Михаилу Петровичу Лазареву, Нахимов требовал от своих офицеров моральной дисциплины. На его корабле не были приняты телесные наказания, а вместо внешнего чинопочитания воспитывалась любовь к Родине. Таким представляется и идеальный образ командира современного боевого корабля…

Честно говоря, наблюдая жизнь современного флота вблизи, я могу сказать, что сейчас проходит безвременье 90-х годов прошлого века. Сам тогда служил в подводном флоте, и зверел от того, что корабли приходят в упадок… Ушел в журналистику. Но сейчас вижу — на флот пришло новое поколение офицеров и командиров, которым удалось сохранить флотские традиции, которые складывались еще во времена того же адмирала Нахимова. Но это так, лирическое отступление. Давайте вернемся к славному адмиралу.

Перед Крымской войной, уже командуя первой Черноморской эскадрой, адмирал Нахимов осуществил в сентябре 1853 года оперативную переброску из Крыма на Кавказ многострадальной Третьей пехотной дивизии. С началом военных действий в октябре 1853 года адмирал крейсировал у берегов Малой Азии. 18 ноября, не дожидаясь подхода отряда пароходофрегатов Корнилова, он атаковал и уничтожил вдвое превосходящие силы турецкого флота в Синопской бухте, не потеряв ни одного корабля. Кстати, это было последнее сражение в истории русского парусного флота.

Крымская война 1853-1856 годов — особая строка в судьбе геройского адмирала. Война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства (многие из противников были совсем недавно ее союзниками) представляется с высоты нынешнего времени совершеннейшей нелепицей.

О том, как веками ненавидели друг друга французы и англичане или турки и итальянцы (сардинцы), написаны сотни и исторических, и художественных произведений. А тут они объединились, чтобы воевать против России, довольно мирные политические устремления которой экс-бывшим врагам не нравились.

Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Черном, Белом и Баренцевом морях, а также даже на далекой Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму. Вот в это хитросплетение политических и социально-экономических интриг и угодил адмирал Павел Нахимов вместе со своими товарищами.

После высадки вражеского объединенного десанта в Крыму вместе с адмиралом Корниловым именно Нахимов руководил подготовкой Севастополя к обороне, формировал батальоны из береговых и корабельных команд. Нахимов, моряк от Бога, был даже вынужден согласиться на затопление некоторых парусных судов Черноморского флота в Севастопольской бухте.

Он был назначен начальником обороны Южной стороны, став главным помощником адмирала Корнилова. Именно Нахимов успешно отразил первый штурм города в октябре. А после гибели Корнилова возглавил вместе с В. И. Истоминым и Э. И. Тотлебеном всю оборону Севастополя. В феврале 1855 года Нахимов назначен командиром Севастопольского порта и временным военным губернатором города.

Под его руководством Севастополь в течение девяти месяцев героически отражал атаки проклятых союзников. Благодаря его энергии оборона приобрела активный характер: он организовывал вылазки, вел контрбатарейную и минную войну, возводил новые укрепления, мобилизовал на защиту города гражданское население, лично объезжал передовые позиции, воодушевляя войска.

Великий адмирал Павел Степанович Нахимов погиб 12 июля 1855 года, героически защищая Севастополь — он был смертельно ранен пулей в висок на Корниловском бастионе Малахова кургана. Он знал наверняка, что силы противника значительно превосходят его собственные, знал и о желании командования сдать город — и не желал с этим согласиться.

Читайте также: "Аврору" хотят поставить "под ружье"

В последние месяцы жизни он был единственным офицером в Севастополе, кто не боялся носить эполеты — ведь снайперы стреляли в основном по командованию. Нахимов знал о близком поражении и не хотел видеть его. 10 июля 1855 года он был ранен в висок, а через два дня скончался, не приходя в сознание. Источники указывают на то, что во время похорон Нахимова с позиций объединенной франко-англо-турецкой армии не раздалось ни одного выстрела по Севастополю. Вражеские корабли спускали флаги в честь великого русского адмирала…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить