Ясен Засурский: За ловлей блох не видно леса

Вадим Горшенин, глава медиахолдинга "Правда.Ру", в год столетия газеты "Правды" побеседовал с Ясеном Засурским, президентом факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, о том, какую роль газета "Правда" играла в системе мировых СМИ, куда делись "газеты для ума", и о том, какая пресса и как может повлиять на желание людей анализировать происходящее.

— Ясен Николаевич, вы — признанный эксперт по самым разным вопросам жизни страны на протяжении последнего полувека: 55 лет вы работаете на факультете журналистики главного вуза страны, 45 лет вы были его деканом. Какое место бывшая главная газета страны "Правда", на ваш взгляд, занимала в системе мировой журналистики?

— Компартии были большой силой во всех странах мира. К голосу газеты КПСС "Правда" в мире прислушивались, это было качественное издание. В газете работали интересные журналисты, писавшие о разных странах, их статьи часто цитировались во многих газетах мира. "Правда" имела международное влияние: когда хотели узнать точку зрения коммунистов, обращались к публикациям "правдистов".

Газета не стремилась завоевывать аудиторию дешевой развлекаловкой: серьезная "правдистская" аналитика была ее достоинством. Кстати, американский профессор Джон Мэррил включил "Правду" в список качественных газет в своей книге "Элитарная пресса".

Читайте также: Евгений Примаков: "Правда" была нашим домом

— Вы говорите сейчас о безусловно положительных качествах "Правды". Но ведь у газеты были свои проблемы и недоброжелатели?

— Активная атака на "Правду" велась в американском учебнике о Советском Союзе. Там писали: "В Советском Союзе есть две газеты: одна газета называется "Известия", другая — "Правда". В "Известиях" нет никаких новостей, а в "Правде" — только правда". Хотя это неприязненная оценка, но она отражает то, что газета "Правда" была серьезным конкурентом и серьезным фактором в мировой журналистике.

— И это был уникальный случай в мировой журналистике, когда качественные газеты имели огромные тиражи.

— У "Правды" тираж был 12 миллионов. В 1990-е годы, когда "Известия" и "Правда" в силу конфликтов внутри редакции перестали регулярно издаваться (а преимущественно в стране читали именно эти газеты), Россия фактически осталась без читателей газет. Сегодня читатели газет в стране исчисляются мизерными цифрами.

Сейчас наиболее серьезная газета в России и о России за рубежом — "Российская газета". Ее главное достоинство состоит в том, что она не партийная.

— А то, что газета — государственная, сказывается на качестве ее публикаций?

— Государство в лице главного редактора Владислава Фронина очень бережно относится к газете: не заставляет ее по каждому поводу выполнять указания. В ней нет издевательских материалов, это серьезное издание, в котором печатают критические материалы о событиях российской жизни. То, что "Российская газета" государственная, иногда мешает ей стать более популярной. Но тут есть еще одна беда: с гибелью "Правды" и "Известий" ушел интерес к чтению газет.

— Скажите, а где в мире люди все-таки продолжают читать газеты?

— Много читают в Индии и в Китае. Посол Индии в России Аджай Малхотра рассказывал мне, что в Индии люди сначала узнают о сенсации из массовых газет, а затем читают серьезную прессу, чтобы разобраться в вопросе. Серьезные газеты там издаются многомиллионными тиражами — до 20 миллионов экземпляров.

Читайте также: Юрий Урсов: В "Правде", как в капле воды...

— Ясен Николаевич, давайте поговорим о причинах упадочного состояния газет. Я работал в газете "Правда" и дежурил, когда выходила ваша статья "Не поучиться ли у Мэрдока?". Статья была злободневной для прессы и остается таковой до сих пор…

— С факультета журналистики мы писали письма в ЦК о том, что газета должна стать "живой" и, учитывая политические интересы, она не должна далеко уходить от интересов читателей. В этом смысле медиамагнат Руперт Мэрдок был серьезный учитель, он издавал газету News of the World. Но Мэрдок зашел слишком далеко. Комитет по культуре, СМИ и спорту британского парламента пришел к выводу, что Мэрдок не может быть редактором: его обвинили в использовании методов бульварных изданий. Газета Мэрдока в своей погоне за аудиторией пришла к коррупции.

— Даже спустя более 20 лет после публикации вашей статьи все равно остаются два вопроса: первый — ироничный — не поучиться ли у Мэрдока, какой должна быть пресса; второй — невеселый — как прессе стать экономически независимой. Если по первому вопросу еще возможны дискуссии, то на второй вопрос до сих пор ни у кого нет ответа. Может быть, поэтому Россия лишилась качественной прессы?

— Мы в статье дали рецепт изменения газеты: это работа с рекламой и темами, которые интересуют людей. Но ничего не было сделано, и "Правде" пришлось испытать горечь ухода с прилавков газетных киосков.

В результате было создано множество бульварных газет. Арам Габрелянов, наш выпускник, издает газету "Твой день" по тем лекалам, о которых мы тогда писали. Он издает ее в сотрудничестве с Мэрдоком — использует его бренд. Конечно, его журналисты — мастера привлекать внимание, но они не затрагивают главные проблемы современности. Газета очень поверхностная.

— Надо отдать им должное, они ведут себя честно и не претендуют на основательность, серьезность…

— Бульварная газета имеет два лица: одно — для того, чтобы развлекать, второе — рыться в грязи. И не просто в грязи! Помните у Маяковского про призывника революции — ассенизатора и водовоза? Функцию бульварной газеты "привлечь читателя" "Твой день" выполняет. В выполнении второй функции: вытаскивать на свет божий злоупотребления, махинации, — он не так преуспел.

Читайте также: Георгий Овчаренко: "Свой читатель остается"

— Ясен Николаевич, к вопросу о зависимости СМИ. Бульварные газеты могут существовать на рекламе. А качественная пресса в наши дни не имеет большого количества читателей, и денег ей взять неоткуда. В одном из интервью вы сказали, что пресса не может быть абсолютно независимой, но может быть автономной. Скажите, может ли пресса нормально существовать экономически, будучи автономной?

— Автономной она может быть, но для этого нужна поддержка: рекламная, политическая, государственная, если она не ставит препон, цензов.

Для развития серьезной газеты нужны качественные материалы. Сегодня обилие информации не только способствует большей информированности, но и ведет к усилению дезинформации. В свое время мы шутили: у нас был термин не СМИ — "средство массовой информации", а СМИП — "средство массовой коммуникации и пропаганды". Сегодня Twitter — это СМИП: сигнал, осуществляющий натравливание. Мир очень сильно меняется, и в условиях развития сигнальной журналистики необходимо развивать и аналитическую журналистику, чтобы люди понимали, что и из-за чего происходит, куда идет современный мир.

— Еще одна причина упадка, на мой взгляд, это отказ от жанрового разнообразия, отказ посмотреть на жизнь с разных сторон. Не кажется ли вам, что и поэтому тоже людям неинтересно читать газеты? Жанровое разнообразие советской журналистики было представлено в "Правде": и передовая, и политический фельетон, и большие беседы, и очерки. Всего этого сейчас я не вижу в газетах. Мы скопировали самую равнодушную модель западной журналистики, и пресса потеряла доверие читателей.

— Отсутствие качественной прессы лишает нас мозгов, словно команда "не думать". Наши читатели не учатся серьезно относиться к тому, что происходит в мире. Но Россию, начиная с петровских времен, всегда отличал высокий интерес к чтению газет. В первом номере петровских "Ведомостей" были опубликованы статьи о том, что в штурманской школе прошел выпуск — и у нас есть образованные люди. О том, что в Москве огромное количество меди — и мы можем сделать много пушек. О том, что в Астрахань в знак дружеских отношений скоро дойдет подарок из Индии — слон уже идет к Москве. Или о том, что под Казанью нашли нефть — качай и качай, надолго хватит. Представляете, прошло 300 лет и мы все качаем!…

— Это была информационная газета.

— И аналитическая, в том числе. Экономика, образование, государственная политика — все темы были затронуты. Петр издавал серьезную газету, чтобы бояр отучить не думать. Газета заставила ленивых боярских детей читать, и из них потом получились серьезные государственные деятели. Нашим новым петрам нужно подумать о том, как сделать такую газету.

— Сегодня еще нужно учитывать конкуренцию, которую составляет газетам интернет.

— Интернет очень быстр, а быстрота хороша, когда ловишь блох. Для понимания происходящего в мире нужна основательность. Интернет и телевидение забивают серьезную информацию деталями. Это информационная перенасыщенность — когда за деревьями не видно леса.

Читайте также: Владимир Любицкий: "Правда" перестала быть массовой

У нас не выстроена система журналистики. Пришло время говорить о необходимости разделения журналистского труда: есть информационная часть, с которой прекрасно справляются интернет-ресурсы. И есть краткосрочные задачи, которые нуждаются в качественном анализе на страницах газет.

— Информация нуждается не только в скорости передачи, но и в осмыслении. Газета — главный инструмент, который заставляет людей думать. Когда Дмитрий Медведев посетил наш факультет, я у него спросил: "Раньше Ленина всегда у нас изображали с газетой, а вы читаете газету?" Он сказал: "Да, я попросил, чтобы мне сделали интернет-версии всех газет, я их читаю в интернете". Это хороший признак, чтение необходимо и для руководителя, и для всех лидеров общественного мнения.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Вадим Горшенин
Вадим Горшенин — председатель совета директоров Правды. Ру *
Обсудить