В ДТП на российских дорогах пешеходы повинны не меньше водителей

ДТП: послание на три буквы

По данным столичного ГИБДД, пешеходы в 2011 году чаще нарушали правила дорожного движения по сравнению с 2010-м. Погибших и пострадавших в ДТП стало меньше, но статистика далека от радостной, как и ситуация на наших дорогах. Вывод напрашивается сам собой: в жертвах виноваты не только водители, но и те, кто сам буквально бросается под колеса.

Переходя ли дорогу, выступая ли с думской трибуны, граждане часто по привычке оглядываются на Запад. В дискуссии такие оглядки называются "мировым опытом" и нам демонстрируют, что он нам показывает. Редко можно услышать про мировой опыт в Африке или Азии, туда же относится и Южная Америка, а вот Северная Америка, по большей части ограниченная территорией США, нам давно показала смертельный лик Дороги. Уже в 1970 годы в Штатах гибло больше автомобилистов, чем солдат во время Второй мировой войны.

Читайте также: Расписание — враг автобусов и пассажиров

В США имеются как бы два вида абсолютно разных дорог: для человека и для машины, а точнее — для пешехода и водителей. Первые — это дороги в жилых массивах, вторые — автомагистрали, которые в Америке называются freeway. Такие скоростные трассы, автобаны или автострады существуют и в старушке Европе, и у нас. Что может помешать мчащемуся по такой дороге железному коню? Кроме глупости шофера или неисправности машины (но речь сейчас не об этом) — только выскочивший под колеса придурок.

На дорогах гибнут не только сознательные самоубийцы и дураки, поэтому необходимо понимать разницу между родными российскими дорогами и заокеанскими. В наших городах преобладают проспекты с элементами пешеходных зон. В центральных зонах европейских городов же царят узкие средневековые улочки, для которых не годится даже современный мотоцикл. Тут рай и для велосипедистов, и для любителей покататься на мотороллере. А в некоторых российских городах пожилому человеку сложно пересечь дорогу даже не "зеленый". Отсутствие же светофора перед "зеброй" вообще подобно магниту, притягивающему аварии и наезды.

Кроме того, в цивилизованном мире принято разделять езду на "аккуратную" и "опасную". Последняя, вне зависимости от тяжести последствий, карается более сурово. Водитель, двигавшийся со всеми предосторожностями и неумышленно сбивший пешехода или въехавший в другое авто, карается за административное правонарушение, в то время как "гонщик" пройдет по статьям уголовного кодекса. Конечно, тут есть пространство для игры, где опытный крючкотвор сумеет вызволить попавшую в беду Золотую Рыбку — своего клиента, но факт остается фактом.

Но довольно об этом! Да, на Западе у людей имеется куда больший опыт сутяжничества, равно как и практики дорожного вождения, чем у нас. До недавнего наступления автомобильного бума легковые машины в нашей стране действительно были роскошью, а не средством передвижения. Наша культура вождения несравненно ниже западной, хотя и там она, поверьте, тоже далека от идеала. Хам — понятие интернациональное и, кактараканы,не знающее границ.

Вдобавок культурологи раскрыли нам всем глаза на наши национальные особенности. Помнится, покойный академик Панченко говорил, что стиль вождения русского человека напоминает повадки крестьянина, поставившего свои сани зимой или в распутицу в колею и тихо прикорнувшего с вожжами в уверенности, что его Савраска вывезет. Мы много говорим о водителях. Конечно, нужен и строгий спрос, и усовершенствование законодательства. Но в реальности оказывается, что законы не писаны и для пешеходов!

По итогам прошлого года было сделано следующее заключение: каждое третье ДТП происходит с участием пешеходов, каждое седьмое — по вине пешехода. Взять хотя бы такое предписание: при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе (или на себе) что-нибудь световозвращающее и обеспечивать видимость этих блестящих предметов водителями. Этот пункт носит рекомендательный характер. А еще мы знаем, что количество ДТП резко увеличивается в темное время суток. Отчего бы не узаконить подобную меру?

С одной стороны, все правильно: водитель — это владелец источника повышенной опасности. Человек, вооруженный ножом или знакомый с боевыми искусствами, имеет неоспоримые преимущества перед безоружным и неподготовленным. Но! Представьте себе на скамье подсудимых машиниста поезда, под который бросилась Анна Каренина. Склонный к суициду человек просто выбрал подходящий способ расстаться с опостылевшей жизнью или что-то кому-то доказать. Почему за это кто-то должен расплачиваться?

Идем дальше: под колесами, не дай бог, окажется ребенок. Сколько им не внушай, забывают они, родимые, все правила, когда заиграются. Да и просто так забывают наставления взрослых. Вспомните себя и своих сверстников! И тянется бесконечно лента: то старик, то инвалид, то убогий… несть им числа.

Однако в каждом случае виновен тот, кто сидит за рулем. Виноват изначально, так сказать, по определению. И сядет, потому что сидел. В смысле, в тюрьму — за то, что был за рулем. А по статистике одной только Московской области, большинство наездов на пешеходов происходит вне переходов.

Допустим, все водители, словно сговорившись, превращаются в паинек и ездят по городу на скорости не выше 60-ти километров в час. И погода на их стороне: ни снега, ни дождя, солнышко греет. Но законы физики никто отменить не в силах, и тормозной путь как был, так и составит метров 15. Поэтому наш фраер за рулем моментально превращается в уголовничка, как только на его капоте замелькает чья-то плешь.

Читайте также: Спасший семью окажется за решеткой?

Видимо, так уж мы с вами устроены, что если не висит над нами дамоклов меч наказания или адских мук, то плевать мы хотели с высокой колокольни на все разглагольствования и готовы признать себя дураками, которым закон не писан, лишь бы не отвечать. Ну, блин, характер такой!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить