Спешка при запуске "Союза-1" обернулась гибелью космонавта Комарова

Смерть в космосе — навстречу юбилею

Наши чиновники любят трубить об успехах — особенно громко в честь всяких годовщин. 1967 год выдался юбилейным: в ноябре предстояли торжества по случаю 50-летия революции, Первомай тоже хотели отметить — например, успехами в космосе. 23 апреля 1967 года состоялся запуск космического корабля "Союз-1". И наша первая связанная с космосом трагедия.

Во время приземления из-за отказа парашютной системы спускаемого аппарата погиб инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров. Поговаривали, что его дублером был Юрий Гагарин. По одним версиям, руководство берегло первого космонавта, по другой — у него подскочило давление, когда он узнал о количестве неисправностей, выявленных перед полетом, и его отстранили по медицинским показаниям.

Читайте также: Полководец русской космонавтики

Генеральный конструктор Василий Мишин, ставший наследником Сергея Павловича Королева на посту руководителя ОКБ в 1966 году, не имел ни его авторитета, ни желания сопротивляться давлению со стороны высших руководителей партии и правительства, требовавших предпраздничной показухи. Так или иначе, но именно при Василии Павловиче произошли две трагедии, в которых погибли четыре советских космонавта (чего не случалось ни до, ни после Мишина). Были и другие неудачи, но не о них сейчас речь.

Кажется, именно Мишин уговорил лететь Комарова как самого технически подготовленного космонавта, уже имевшего опыт космических полетов. Так, 12 октября 1964 года он вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым совершил суточный полет на борту корабля "Восход" — первого в мире многоместного космического аппарата. А 23 января 1965 года его назначили инструктором группы космонавтов, готовившихся по программам министерства обороны в том числе к полету на Луну.

Суточный полет "Союза-1", несмотря на то, что не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей, в целом прошел в штатном режиме. Точно в срок включилась система ориентации корабля и сработала тормозная двигательная установка. Владимир Комаров в последний раз доложил, что полет проходит нормально. Спускаемый аппарат со скоростью 220 метров в секунду — около 800 километров в час — вошел в плотные слои атмосферы в строго определенное время и в назначенный коридор.

И вдруг на высоте семи километров не раскрылся купол основного парашюта. Впоследствии выяснилось, что именно стало причиной трагедии: в ходе подготовки аппарата к запуску в теплозащитном экране, защищавшем его от нагрева при входе в атмосферу, было просверлено отверстие, куда воткнули стальную болванку. При входе космического корабля в плотные слои атмосферы болванка расплавилась — горячий сжатый воздух проник в парашютный отсек и сдавил контейнер с главным парашютом. Когда основной парашют не сработал, Комаров воспользовался запасным — но его стропы запутались в нераскрывшемся. С дикой скоростью капсула врезалась в землю неподалеку от села Карасук в Оренбургской области. Теперь там стоит обелиск.

Это была уже вторая трагедия в соревновании СССР и США за первенство в космосе. Первая произошла 27 января 1967 года на стартовой площадке во время занятия в рамках подготовки к первому полету по программе "Аполлон". В в кабине корабля "Аполлон-1" (по другому обозначению НАСА "Аполлон-204") произошло возгорание, в результате чего погибло сразу трое американских астронавтов: Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи.

В обоих случаях не обошлось без мистики. Советский офицер Комаров погиб после того, как в кругу друзей отметил свое 40-летие. А ведь по некой необъяснимой традиции русские военные еще задолго до революции 1917 года стали избегать праздновать эту дату: это считалось дурным предзнаменованием.

В случае гибели Гриссома все упиралось в люк. В июле 1961 года тот едва не погиб после завершения своего первого полета: люк приводнившейся капсулы преждевременно открылся, и она начала заполняться водой. Спустя шесть лет он и его товарищи погибли потому, что не сумели вовремя открыть люк "Аполлона". Однако в обоих случаях причины трагедий были вполне материальны: в случае с Комаровым — уже сказано выше, а экипаж "Аполлона" отравился ядовитыми газами.

"Лунная гонка" между двумя сверхдержавами завершилась 20 июля 1969 года в 16.10 по атлантическому времени США, когда "Аполлон-11" совершил посадку на Луну и командир корабля Нил Армстронг доложил: "Орел приземлился", подразумевая прилунение лунного модуля "Аполлона". Лучше было бы сказать "хищная птица", но янки, вне себя от радости, уже не был способен на остроумные метафоры и прочие языковые изыски. Наконец-то Советы отстали.

А ведь еще за год до этого СССР запустил 74 космических объекта — как автоматические аппараты, так и пилотируемые корабли, в то время как США — на десяток меньше. Зато штатовцы опережали Советы по многим другим показателям. На момент полета на Луну в 1969 году они уже произвели семь стыковок пилотируемых кораблей, в то время как мы — ни одного. За советскими космонавтами числился один-единственный выход в открытый космос, который подавался как величайшее достижение партии и народа, а наши заокеанские друзья-соперники успешно осуществили аж девять подобных вылазок. В суммарном налете 3215 часам у астронавтов космонавты могли противопоставить всего 629 часов.

Читайте также: Космические тараканы и скафандр с пришельцами

Пожалуй, оправданием СССР может служить лишь только тот факт, что в пику американской лунной программе, (которую, кстати, они вскоре свернут) стратегическое направление советской космонавтики заключалось в создании долговременных орбитальных станций. Тут-то мы и уделали Америку по полной программе. Уже в октябре 1968 года "Союз-3" под командованием Берегового сблизился на орбите с беспилотным космическим кораблем "Союз-2". Перспектива создания обитаемых орбитальных комплексов начала приобретать реальные черты.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить