Герман Гессе: мистик по биографии

Буккер Игорь23.03.2019 в 17:00

Герман Гессе — выдающийся писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе. Его отец-миссионер был прибалтийским немцем, а сам Гессе имел подданство Российской империи. Те, кто читал его произведения, не будут спорить с утверждением, что Гессе — мистик, всмотревшись в биографию которого, можно лучше понять европейских мистиков предыдущих эпох.

Если даже заурядные, дюжинные люди далеко не всегда похожи друг на друга, то что и говорить о личностях уникальных! Тем не менее, какие-то общие черты сходства между мистиками различных эпох, наверняка, будут отмечены. Вот только какие? Герман, названный так в честь своего деда, рос непослушным ребенком. По любому поводу он обижался, ломал игрушки, дрался и не слушался родителей. К моменту появления ребенка на свет, и дед, и отец будущего писателя занимались миссионерской работой в Индии. Наряду с христианским благочестием, он сызмальства знакомился с рассказами о Будде и Лао Цзы. Представьте себе только сочетание христианского символа и загадочную улыбку Будды. Герман с колыбели впитывает в себя мудрость как Востока, так и Запада.

Читайте также: Мистики в реалиях: Уильям Блейк

Большое впечатление на мальчика и влияние на его становление оказала история, случившаяся с его сводным братом Тео. 18-летний Теодор Изенберг работал у фармацевта, но, вопреки родительской воле, мечтал стать музыкантом. Когда его отказались отправить на обучение в штутгартскую консерваторию, Тео сбежал из аптеки. Спустя два дня и три ночи его нашли и силком вернули домой. Еще год он отработал, а потом отправился в музыкальную школу. Юный Герман сделал для себя вывод: неподчинение — свобода, которую дает искусство, а одиночество — свидетельство таланта.

Свой независимый нрав и "мятежный" характер Герман проявил во время учебы в семинарии Маульбронна. Он прилежно штудирует Евангелие, но его мысли такие же тяжелые, как и ботинки семинариста. Герман не хочет становиться монахом и, шутя, говорит: "К тому же немцу не подобает носить тонзуру". Но увлекает юношу не Лютер, а немецкие романтики и Гете. Германа влечет все мистическое, и когда в монастырских стенах появился гипнотизер, некто Зеллер, юноша согласился на эксперимент.

И хотя в письмах он сообщает, что "часу гимнастики я предпочитаю два или три часа чтения Цицерона", тем не менее учится не только музыке и драматическому искусству, но и боксу. Седьмого марта 1892 года после завтрака Герман внезапно исчез. Дурной пример братца Тео или с 15-летним подростком что-то случилось? Мцыри из Гессе не вышел, он вернулся в монастырь в полдень следующего дня, проведя ночь с книгами в открытом поле при температуре минус девять без пальто, без перчаток и без денег.

Читайте также: Мистики в реалиях: Гвидо фон Лист

Один из профессоров писал отцу Германа: "Гессе верит в жизнь после смерти. Это не небо и преисподняя, это место, где души могут общаться и быть счастливы". Сам Герман подумывает о самоубийстве и пишет родителям новое письмо и новые богохульства. Суицид, как и попытка бегства, не состоялся.

Авторы биографии писателя Жаклин и Мишель Сенес задаются вопросом, почему же Гессе передумал: "В его действиях заметны необузданность и инфантильность, очевидное желание привести в отчаяние мать, испорченность, связанная со странным удовольствием почувствовать близость смерти, будто в этом ощущении крылась жизненная сила". Эликсиром этой силы выступал алкоголь. Очевидцы писали о пьянстве Гессе в этот период. Его походы по пивнушкам и притонам порой заканчивались в полицейском околотке.

Однако, в середине июля 1893 года Герман Гессе распрощался со своей привычкой пьянствовать и успешно сдал экзамены на аттестат зрелости. Кризис если еще и не миновал, то был уже не так страшен. На свет явился поэт, писатель и живописец. Здесь тоже нехоженые тропы, здесь тоже его ждет инициация, но это уже иные ступени — ступени творчества. Мистик в Гессе проявится после написания рассказа "Демиан", который появится в 1919 году. Читателю его прежних произведений уже ничто не будет напоминать прежнего Гесса.

Читайте также: Мистики в реалиях: Иоганн Валентин Андреэ

Следующей ступенью будет уже "Сиддхартха". Оба эти произведения будут написаны после того, как Гессе посетит Индию. О закате европейской цивилизации тогда говорили многие и особенно на немецком. Тут достаточно вспомнить Освальда Шпенглера. Но его взгляды на восточную религию окажутся схожими с отцовскими: "Мусульманин черпает силы в неиссякаемом магическом источнике, с которым обретает связь, когда вечером падает ниц в молитве, где бы ни находился. Ощущает этот источник и буддист в прохладном коридоре своего храма. Если мы не прикоснемся к этой истине в самой возвышенной форме ее проявления, мы, европейцы, не будем иметь никакого права на Восток".

Чем занимались средневековые мистики — мы знаем, какие пути выбирали мистики ХХ века? Безусловно, в годы войны они были пацифистами. В "Демиане" Герман Гессе напишет: "Истинное призвание каждого состоит только в одном — прийти к самому себе… найти собственную, а не любимую судьбу". В этой книге Гессе предпринял попытку избавиться от того, что стесняет человеческую душу, "выйти из яйца", достичь глубин души и сознания. Это странное произведение, подписанное мистическим именем Эмиля Синклера (Emil Sinclair), — станет евангелием послевоенной молодежи. Она станет пророческой. От бездны, в которую некогда заглянул Ницше, Гессе спасло творчество и дружба с доктором Лангом, которая изменила его мировоззрение.

Поделиться:

Ещё по теме

Мировое наследие

Загадки вокруг смертей известных людей

Кузнецова Злата21.09.2019 в 19:07
Мировое наследие

Запрещая азартные игры, монахи играли в боулинг

Буккер Игорь19.09.2019 в 17:14