Неразгаданные загадки "Титаника"

Буккер Игорь04.01.2019 в 11:00

31 мая 1911 года на воду спущен "Титаник". И спустя столетие после своей гибели, "Титаник" не хочет расставаться с некоторыми тайнами. Трагедия, унесшая полторы тысячи жизней, как и прежде, лидирует в рейтинге самых ужасных в истории мореходства. Удивительно, но произошедшая век назад беда в чем-то сопоставима даже с атомными бомбардировками японских городов и аварией на Чернобыльской АЭС.

Миф о непотопляемом "Титанике" возник благодаря череде обстоятельств. Не последнюю роль в ней сыграли и публикации в прессе, книгах, и начинающий делать свои первые шаги кинематограф. Вплоть до последней новинки в формате 3D. Гибель корабля ознаменовала собой утрату иллюзий о человеческом всемогуществе в борьбе со стихией. Даже родилась шутка о том, что "Титаник" строили профессионалы, а Ноев ковчег измыслил любитель. Разразившаяся через два года мировая война только укрепила человечество в мысли — катастрофа "Титаника" явилась предвестником всех последующих трагедий ХХ века.

Читайте также: Первооткрыватель "Титаника" собирается найти и Ноев Ковчег

Три года назад в возрасте 98 лет скончалась последняя пассажирка "Титаника" Элизабет Глэдис Миллвина Дин (Elizabeth Gladys Millvina Dean), о чем сообщили все мировые информационные агентства. Смерть старого Джимми Майрика (Jimmy Myrick), который в 14-летнем возрасте принял с борта тонущего "Титаника" радиограмму с текстом "Have struck iceberg" — "Натолкнулись на айсберг", прошла никем не замеченной. И только совсем недавно его внучатый племянник Дэвид поведал журналистам рассказ своего родственника.

Уже несколько поколений Майриков живут на острове Ньюфаундленд (Newfoundland), в 150 километрах от легендарной радиостанции, расположенной на мысе Рейс (Cape Race). Название этого покрытого туманами скалистого мыса с одиноким маяком прекрасно известно всем, кто интересуется историей лайнера: отсюда весь мир узнал о затонувшем "Титанике". Первым сигнал бедствия с тонущего корабля принял подросток, который молчал об этом исключительном эпизоде всю свою долгую жизнь и рассказал незадолго до своей смерти в 1990 году.

В начале прошлого века радиостанция на Ньюфаундленде представляла собой важный стратегический узел связи. Местные телеграфисты, в распоряжении которых был беспроводной аппарат фирмы "Маркони", позволял получать и отправлять информацию как из Европы и Северной Америки, так и с проходящих мимо судов. Радиотелеграфист "Титаника" Джек Филлипс (Jack Phillips) отправил призыв о помощи в том числе и сюда.

Читайте также: "Титаник": Смерть во льдах под псевдонимом?

Примерно через 15 минут после полуночи, когда старшие смены отлучились на некоторое время осмотреть маяк, сигнал бедствия получил ученик-стажер. По словам Дэвида, его двоюродный дедушка своим сообщением привел в волнение всех сотрудников радиостанции, которые затем распространили весть о гибели "Титаника" на весь мир. Оказывается, дед молчал, как партизан, чтобы люди не думали об известии как о ребячестве, ведь сообщил о трагедии малолетний пацан.

В книгах и статьях, посвященных гибели "Титаника", неоднократно приходилось сталкиваться с высказываниями, что многие пассажиры третьего класса пали жертвой классовых предрассудков. Заметим, что подобная тема муссировалась не только в советской периодике, учитывая тогдашнюю идеологию, но и на Западе. В отличие от привилегированных пассажиров, судьба этих парий якобы никого не интересовала. Это лишь отчасти соответствует действительности.

По крайней мере, один из стюардов Джон Харт (John E. Hart) несколько раз спускался вниз, чтобы вывести пассажиров третьего класса на палубу. Пассажиры второго класса, о которых говорят меньше, безропотно принимали смерть, в соответствии с идеалами своего времени. Истинный джентльмен не мог позволить себе остаться в живых, если погибала его жена, сестра или подруга. Почти во всех посвященных "Титанику" публикациях можно встретить хладнокровное замечание Джона Джейкоба Астора (John Jacob Astor), который в минуту смертельной опасности небрежно заметил: "Такое количество льда я не заказывал".

Читайте также: Вторая гибель "Титаника"

Немецкий социолог Хенрик Кройтц (Henrik Kreutz) однажды высказал любопытную мысль: вопреки распространенному мнению, классовые барьеры перед Первой мировой войной играли значительно менее важную роль, нежели роли гендерные, и в случае реальной опасности мужчина должен был покончить с собой. Впоследствии, во время Первой мировой войны, эта идея фикс была доведена до абсурда. Не обошло данное мировое поветрие и матушку-Россию. Достаточно вспомнить знаменитую сцену офицерской "психической атаки" из гениального фильма "Чапаев".

Общий психологический настрой, элементарное невежество в вопросах спасения вкупе с рядом других причин, привели к тому, что за два с половиной часа далеко не все места в спасательных шлюпках были заполнены. Гибель "Титаника" способствовала тому, что уже через год после трагедии в морском судоходстве начали учиться принимать необходимые меры в случае аварии. Так, красный сигнал ракетницы стали расценивать в качестве сигнала о помощи, в то время как на "Титанике" была только белая пиротехника, которую стоящие на Калифорнийском берегу расценили бы исключительно как праздничную иллюминацию. Никто и не понял бы по какому поводу запустили этот фейерверк.

Поделиться:

Ещё по теме

Мировое наследие

Неизвестный герой хитов "Чао, бамбино, сорри" и "Кукарача"

Буккер Игорь11.12.2019 в 23:53
Мировое наследие

Секретная медицина древних инков была ценнее их золота

Буккер Игорь09.12.2019 в 23:51
Мировое наследие

Кто ответит за "свинку", или Трагический конец "детей цветов"

Буккер Игорь05.12.2019 в 15:31