Шедевры и вандалы - кто кого?

Утро 15 июня 1985 года в ленинградском Эрмитаже не предвещало неожиданностей. Как вдруг мужчина средних лет, остановившись у "Данаи" Рембрандта, несколько раз пырнул полотно ножом и плеснул на него из банки серной кислотой. На реставрацию шедевра ушло 12 лет. Какой опыт человечество извлекло из актов вандализма в отношении произведений искусства?

Уже к вечеру химическую реакцию удалось остановить, но почти до 30 процентов авторского письма, казалось, были навсегда утрачены. С точки зрения оптимиста почти 70 процентов картины уцелело, а пессимист отметил бы, что более всего пострадала фигура Данаи — самая ценная, центральная часть картины. Кислота прожгла в красочном слое глубокие борозды, по которым стекала краска, перемешанная с лаком и водой. Драпировка, прикрывавшая ноги Данаи, исчезла практически полностью.

Читайте также: Комедию Данте лишили "божественности"

Некоторые эксперты предлагали законсервировать шедевр, поместив его в хранилище, а в экспозиции представить копию. Однако возобладало противоположное мнение: "Даная" должна вернуться на свое место.

В июле 1987 года государственная комиссия приняла работы по консервации картины, затем начался следующий этап реставрации: специалистам предстояло восполнить утраты и привести картину в экспозиционное состояние. Целых 12 лет над ее восстановлением трудились эрмитажные художники-реставраторы Е.Н. Герасимов, А.Г. Рахман и Г.А. Широков.

В октября 1997 года "Даная" вновь была выставлена, но уже под бронированным стеклом.

В истории не раз бывало, что некие субъекты уничтожали или пытались уничтожить шедевры мирового значения. Самый знаменитый и едва ли не самый первый инцидент, который приходит в голову, когда речь заходит о варварском отношении к произведениям искусства — это случай сожжения храма Артемиды в Эфесе.

Сначала благодаря историкам, а потом из-за популярности имени преступника Герострата у составителей кроссвордов и сканвордов, имя ионийского пастуха, совершившего акт сожжения одного из чудес света Древнего мира, сохранилось в людской памяти. Не все помнят, что именно и где сжег, зато про "геростратову славу" наслышаны.

Душевнобольному литовцу Бронюсу Майгису, поднявшему руку на шедевр Рембрандта, приписывали выкрики "Свободу Литве!", а через это — то, что он якобы совершил свой поступок по политическим соображениям. Борцы за независимость Литвы всегда отрицали связь между актом вандализма и сепаратизмом. Представляется, что не совсем здоровый человек сделал свое дело даже не из желания славы, как Герострат или убийца Джона Леннона. Вполне вероятно, что не узнай малообразованный литовец, что перед ним шедевр мирового уровня, ничего бы подобного и не произошло… именно с "Данаей".

Будущему пациенту психиатрической клиники с диагнозом "вялотекущая шизофрения" было все равно, какую картину портить — лишь бы она оказалась самым ценным экспонатом. Обидно и то, что имя безумца-вандала запомнят, а спасателей "Данаи" из реставрационной мастерской будут знать разве что специалисты. Как и тех, кто обезоружил психа. Кстати, намного позднее появлялись сведения, что помимо уничтожения картины, литовец планировал устроить еще и взрыв.

Но нет худа без добра. Позитивным моментом в этой дикой истории было обнаружение ранних редакций картины. Выяснилось, что в облике прекрасной матери мифического героя Персея голландский живописец объединил черты двух любимых женщин — своей жены Саскии ван Эйленбюрх и любовницы Гертье Диркс.

Через два года после женитьбы на Саскии Рембрандт приступил к работе над "Данаей" и, разумеется, придал ей сходство с горячо любимой супругой. По мнению искусствоведов, после смерти Саскии в 1642 году он продолжил работу над своим произведением, и тогда в облике героини наметились черточки, присущие его новой пассии Гертье.

"Даная" — не единственная жертва вандалов. Ими в разные годы ХХ столетия также стали "Пьета" Микеланджело и "Ночной дозор" того же Рембрандта. Полотно "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", также известное под названием "Иван Грозный убивает своего сына", было изрезано еще при жизни ее автора — Репина.

Безумцы нападают не только на классические произведения. Недавно психически неуравновешенная 36-летняя американка набросилась с кулаками на картину мэтра абстрактного экспрессионизма Клиффорда Стилла "1957-J №2", стоимостью 30 миллионов долларов, а затем исцарапала ее ногтями.

Словом, чем популярнее произведение искусства, тем больше преступлений против него совершалось. Мы пишем в прошедшем времени, так как, слава богу, такого рода преступления из-за участившихся случаев вандализма стали практически невозможны. Меры предосторожности ужесточились во всем мире, поэтому нанести ущерб шедевру в музее теперь возможно разве что из-за халатности сотрудников.

Читайте также: "Три мушкетера" родились в Болшево

Чего нельзя, к сожалению, сказать о других прискорбных деяниях в этой сфере. У всех свежи в памяти воспоминания о двух гигантских статуях Будды в Бамианской долине (Афганистан), которые были расстреляны талибами в 2001 году несмотря на многочисленные протесты, в том числе и мусульманских государств. Если бороться с одиночками человечество на своем горьком опыте худо-бедно научилось, то против "государственного" вандализма мы пока что бессильны.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить