Искрометный советский юмор ушел в прошлое вместе с эпохой

Шутники XX века: до чего досмеялся СССР

Когда в СССР говорили о чем-то, что советское — значит отличное, все понимали смысл шутки. В массе своей отечественная продукция выглядела убогой по сравнению с зарубежной. Дошутились до того, что конкурентоспособными с западными брендами объявили военно-промышленный комплекс, балет, водку и икру. Но мало кто тогда оценил юмор советского человека.

Понимание пришло с исчезновения анекдота как общественного явления. Этот специфический жанр устного народного творчества процветал в годы, когда цензура не допускала никакой мысли, кроме партийной. Хотя анекдот был не только и даже не столько политическим. Он был на все вкусы, но чаще всего — просто смешной. Не всегда остроумный, но чаще всего со смыслом. Анекдот погиб, когда общество стало открытым. На смену советской специфике пришла голая коммерция.

Читайте также: Пионер — всем ребятам пример. Уже 90 лет

Политические анекдоты, как протухшие продукты, первыми потеряли свою привлекательность и остроту. С воцарением на эстраде и телевидении авторской похабщины вмиг пропали перлы устного народного творчества. Персонажи советского фольклора также канули в лету вместе с некогда популярным жанром. Подшучивать стало не над кем. Бюрократы хоть и не исчезли, но перестали таиться.

Был в СССР и дозволенный юмор. Юмор без сатиры. Об этом в рязановском "Гараже" диалог героев Ольги Остроумовой и Игоря Костолевского: "Занимаюсь сатирой. — Русской или иностранной? — Нашей. — По XIX веку? — Нет, современной. — Хм! У вас потрясающая профессия! Вы занимаетесь тем, чего нет".

Однако примеры такого юмора были штучными и уже по этой причине (а также из-за довольно сильного отбора, отсекавшего низовой уровень шутников) были высокой пробы. Шуток ниже пояса не допускали. А если что и просачивалось — было сделано изысканно, а не бездарно-похабно.

В печати в те времена царили сатирический журнал "Крокодил" и последняя страница "Литературной газеты". Фаворитами экрана были киножурнал "Фитиль" и телепередача "Вокруг смеха". На эстраде долгое время блистали дуэт Тарапуньки и Штепселя, а также великий Аркадий Райкин. Позднее к ним присоединились и ныне известные Михаил Жванецкий, Михаил Задорнов, пародист Александр Иванов, Геннадий Хазанов, Аркадий Арканов, Михаил Евдокимов и другие.

Россыпи остроумия летели в массы из монологов и диалогов киногероев, растаскивались на цитаты и превращались в народный фольклор. Цитировали не только всамделишных героев, но и анимационных. Если с советскими комедиями лучшие зарубежные аналоги еще могли поспорить, то в мультипликации равным нам не было нигде и никогда. Боюсь, что качественный уровень советской мультипликации российская не скоро достигнет.

Разбивка на национальные базары никому не пошла на пользу, кроме, пожалуй, местечковых политических элит. Как в XVI-XVII веках великорусский язык создавался усилиями братских славянских народов, так и шедевры советского искусства рождались коллективными действиями братских республик.

Когда говорят, что многие созданные Аркадием Райкиным персонажи актуальны до сих пор, то не лукавят. Мастер обладал поразительным вкусом и выбирал для своих выступлений тексты, которые не уступают классическим.

Сиюминутное присутствует в любом произведении и уходит вместе с породившим их временем. Гораздо хуже, когда все шутки становятся сиюминутными и их уже никто не вспомнит через час. Я обзвонил знакомых и приятелей разного возраста, и никто не смог припомнить ни одной шутки, прозвучавшей в последнее время. У некоторых даже случилась аберрация памяти, когда шутки старших поколений начали восприниматься со временем как порождения более поздние. Святое место пусто не бывает, и вакуум юмора и сатиры восполняет багаж прошлого.

Сожаление вызывает однобокость современных "шутников", горячо полюбивших распространяться на тему взаимоотношения полов и секса. Дурновкусие пропагандируют и распространяют всеми возможными техническими средствами. В этом кардинальное отличие от того, что делалось в годы советской власти. Тогдашние мастера культуры играли на повышение уровня, а не на его понижение, стремясь подтянуть публику на свою ступеньку, а не опуститься до нее.

Опросы последнего времени показывают "голод" потребителя, нуждающегося в юмористических передачах. Количество таковых превышает число желающих смотреть политические и спортивные передачи. Однако когда говорят, что сейчас невозможно продать умный юмор и приходится проталкивать мусор и хлам, выдаваемый за шутки, согласиться с таким утверждением можно лишь с натяжкой.

Читайте также: Книги-маяки: Денискины рассказы на всю жизнь

Несмотря на разницу в условиях, на пути таланта всегда возникает множество препятствий. Да, теперь они иного рода. Тогда весь репертуар проходил через цензуру, и считалось, что это плохо. Почему не всегда толковые дяди или тети должны решать над чем мне смеяться? Но сравнивая уровень современных шутников, ловишь себя на мысли о том, что, возможно, пора вернуть цензуру. По крайней мере, будет хоть какой-то заслон от безвкусицы и пошлости. А рассказывать сальности и гоготать над тупыми приколами прекрасно можно и в узком кругу себе подобных.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить