Символ террора Французской революции - гильотина была испробована 220 лет назад

Гильотина: девица, ставшая доктором

Нынешним поборникам отмены смертной казни есть, о чем призадуматься. По иронии судьбы, машина для обезглавливания — гильотина — названа по имени противника смертной казни, анатома Жозефа Гильотена. 220 с небольшим лет назад состоялась первая публичная казнь посредством гильотины. Героем "пробного пуска" стал уличный вор, укравший кошелек.

Казнь через обезглавливание известна человечеству с незапамятных времен. По свидетельству античных авторов, головы высших сановников Римской империи отсекали мечом. Если вместо него использовался топор, это считалось позорной казнью — по причине того, что топором же умерщвляли жертвенных животных. Во времена античности головы летели с плеч и тогда, когда жертва лежала (шею прикрепляли к земле особыми деревянными клиньями), и когда стояла (иногда на шею надевали вилообразную колодку — furca). С древних времен казнь через обезглавливание была привилегией знати (публику попроще вешали) и в таком виде дожила до Великой Французской революции.

Читайте также: Гимн безалаберности: авиакатастрофа на земле

За месяц до 54-летия врача и члена Учредительного собрания Жозефа Игнаса Гильотена или, правильнее, Гийотена (Joseph-Ignace Guillotin), 25 апреля 1792 года, впервые испробовали машину для смертной казни, противником которой был этот политик. Но еще задолго до Французской революции, как сообщает словарь Брокгауза-Ефрона, "подобного рода машина была в употреблении в Шотландии, в Англии и в различных странах континента. С начала XVIII века она вышла из употребления; но изображения машины и описания казней, совершавшихся при ее помощи, сохранились в различных сочинениях того времени. Из одного подобного сочинения, где описывалась казнь, совершенная в Милане, в начале XVIII века, почерпнул, как говорят, сведения о машине и доктор Гильотен".

На знаменитой парижской Гревской площади, где с начала XIV века вершили правосудие, весной 1792 года появилось непривычного вида сооружение с тяжелым падающим ножом для обезглавливания. Впрочем, сама площадь уже была переименована в площадь Революции, а орудие казни поставили на место статуи короля. В народе машина для отсечения головы первоначально была прозвана "Луизон" или "Луизетта" (Louison или Louisette) по имени королевского лейб-медика.

Именно это обстоятельство позволило Виктору Гюго мрачно заметить, что "гильотина не вдова, а девица; на нее ложатся, но ее не оплодотворяют". У машины тогда насчитали столь много недостатков, что ее конструктор Тобиас Шмидт (Tobias Schmidt) не получил патент от министра внутренних дел.

Первым преступником, которого казнили при помощи этого далекого от совершенства орудия, был некий Николя-Жак Пеллетье (Nicolas Jacques Pelletier), который ограбил на улице прохожего, предварительно ударив его палкой, а потом забрал у него портмоне. Всемирно известное название гильотина получила лишь после того, как впервые в роялистской газете Actes des Apôtres она была названа Guillotine.

Потому что в декабре 1789 года добрый доктор Гийотен (это говорится безо всякой иронии) внес предложение о том, чтобы смертная казнь всегда производилась одним и тем же способом — именно через обезглавливание, и притом посредством машины, а не палача. Не то чтобы он изменил свое мнение относительно смертной казни — просто осознал, что того требуют обстоятельства, и решил максимально "гуманизировать" этот процесс. Этим сразу достигались две цели: у аристократов отбирали их привилегию уйти из жизни по-особенному, а процесс казни производился быстрее и причинял меньше страданий.

Сам палач Парижа из знаменитой династии заплечных дел мастеров, Шарль Анри Сансон (Charles Henri Sanson), настаивал на скорейшем принятии решения, чтобы смягчить страдания казнимых. Обратились к профессору хирургии и лейб-медику короля Антуану Луи (Antoine Louis), чтобы он спроектировал инструмент убийства "в духе Гийотена" — à la Guillotin. Медик был прекрасно осведомлен о проблеме и сразу предложил соответствующее решение. 17 марта 1792 года доктор Луи представил свой проект орудия казни, взяв за образец гильотину Галифакса (Halifax). Под руководством Гийотена и под бдительным оком Сансона немецкий ремесленник и клавесинных дел мастер Тобиас Шмидт, цех которого в Париже находился в непосредственной близости от местожительства Жоржа Дантона и Камилла Демулена, смастерил прототип гильотины. Наконец, 20 марта 1792 года вышел закон, который предписывал приведение в исполнение смертных приговоров во Франции только посредством такой машины.

Заказ на строительство машины получил граф Пьер-Луи Редерер (Pierre-Louis Roederer), с ноября 1791 года занимавший должность генерального прокурора в департаменте Сены. Первыми подопытными всегда выступают братья наши меньшие, и неважно, идет ли речь о завоевании космического пространства или испытании новой вакцины. Вот и орудия смерти оттачивали на живых овцах.

15 апреля 1792 года провели демонстрацию обезглавливания трех человеческих трупов перед членами Учредительного собрания и врачей Пьера Жан Жоржа Кабаниса, Филиппа Пинеля, Антуана Луи и Гийотена. Антуан Луис забраковал гильотину в форме полумесяца, и она была заменена на скошенное лезвие.

Читайте также: Мытари мзду не берут, за то их и… не любят

Жертвами этого орудия смерти пали и королевская чета, и Дантон с Демуленом, и те, кто послали их на казнь. Молва приписала смерть на собственном "детище" и Гийотену, но это не так. Его действительно подвергали аресту по приказу Робеспьера, однако "Неподкупного" вскоре самого уложили на любимое орудие террора времен Французской революции. Гийотен же благополучно здравствовал еще добрых 20 лет и вряд ли был доволен тем, что обессмертил свое имя таким образом.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *