Символ террора Французской революции - гильотина была испробована 220 лет назад

Гильотина: девица, ставшая доктором

Нынешним поборникам отмены смертной казни есть, о чем призадуматься. По иронии судьбы, машина для обезглавливания — гильотина — названа по имени противника смертной казни, анатома Жозефа Гильотена. 220 с небольшим лет назад состоялась первая публичная казнь посредством гильотины. Героем "пробного пуска" стал уличный вор, укравший кошелек.

Казнь через обезглавливание известна человечеству с незапамятных времен. По свидетельству античных авторов, головы высших сановников Римской империи отсекали мечом. Если вместо него использовался топор, это считалось позорной казнью — по причине того, что топором же умерщвляли жертвенных животных. Во времена античности головы летели с плеч и тогда, когда жертва лежала (шею прикрепляли к земле особыми деревянными клиньями), и когда стояла (иногда на шею надевали вилообразную колодку — furca). С древних времен казнь через обезглавливание была привилегией знати (публику попроще вешали) и в таком виде дожила до Великой Французской революции.

Читайте также: Гимн безалаберности: авиакатастрофа на земле

За месяц до 54-летия врача и члена Учредительного собрания Жозефа Игнаса Гильотена или, правильнее, Гийотена (Joseph-Ignace Guillotin), 25 апреля 1792 года, впервые испробовали машину для смертной казни, противником которой был этот политик. Но еще задолго до Французской революции, как сообщает словарь Брокгауза-Ефрона, "подобного рода машина была в употреблении в Шотландии, в Англии и в различных странах континента. С начала XVIII века она вышла из употребления; но изображения машины и описания казней, совершавшихся при ее помощи, сохранились в различных сочинениях того времени. Из одного подобного сочинения, где описывалась казнь, совершенная в Милане, в начале XVIII века, почерпнул, как говорят, сведения о машине и доктор Гильотен".

На знаменитой парижской Гревской площади, где с начала XIV века вершили правосудие, весной 1792 года появилось непривычного вида сооружение с тяжелым падающим ножом для обезглавливания. Впрочем, сама площадь уже была переименована в площадь Революции, а орудие казни поставили на место статуи короля. В народе машина для отсечения головы первоначально была прозвана "Луизон" или "Луизетта" (Louison или Louisette) по имени королевского лейб-медика.

Именно это обстоятельство позволило Виктору Гюго мрачно заметить, что "гильотина не вдова, а девица; на нее ложатся, но ее не оплодотворяют". У машины тогда насчитали столь много недостатков, что ее конструктор Тобиас Шмидт (Tobias Schmidt) не получил патент от министра внутренних дел.

dfox_171330288137784095', sizes: [[300, 300],[300, 250],[250, 250]], bids: [ { bidder: 'otm', params: { placementId: '62864' } }, { bidder: 'betweenDigital', params: { placementId: '4717290' } }, { bidder: 'myTarget', params: { placementId: '1726852' } }, { bidder: 'Gnezdo', params: { placementId: '367850' } }, { bidder: 'adriver', params: { placementId: '22:pravdaru_250x250_mobile_2' } }, { bidder: 'buzzoola', params: { placementId: '1286684' } } ] } ]); window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 164130, containerId: 'adfox_171330288137784095', params: { pp: 'h', ps: 'nld', p2: 'impl' }, lazyLoad: {fetchMargin: 100, mobileScaling: 1} }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 767, phoneWidth: 480, isAutoReloads: false }) }); });

Первым преступником, которого казнили при помощи этого далекого от совершенства орудия, был некий Николя-Жак Пеллетье (Nicolas Jacques Pelletier), который ограбил на улице прохожего, предварительно ударив его палкой, а потом забрал у него портмоне. Всемирно известное название гильотина получила лишь после того, как впервые в роялистской газете Actes des Apôtres она была названа Guillotine.

Потому что в декабре 1789 года добрый доктор Гийотен (это говорится безо всякой иронии) внес предложение о том, чтобы смертная казнь всегда производилась одним и тем же способом — именно через обезглавливание, и притом посредством машины, а не палача. Не то чтобы он изменил свое мнение относительно смертной казни — просто осознал, что того требуют обстоятельства, и решил максимально "гуманизировать" этот процесс. Этим сразу достигались две цели: у аристократов отбирали их привилегию уйти из жизни по-особенному, а процесс казни производился быстрее и причинял меньше страданий.

Сам палач Парижа из знаменитой династии заплечных дел мастеров, Шарль Анри Сансон (Charles Henri Sanson), настаивал на скорейшем принятии решения, чтобы смягчить страдания казнимых. Обратились к профессору хирургии и лейб-медику короля Антуану Луи (Antoine Louis), чтобы он спроектировал инструмент убийства "в духе Гийотена" — à la Guillotin. Медик был прекрасно осведомлен о проблеме и сразу предложил соответствующее решение. 17 марта 1792 года доктор Луи представил свой проект орудия казни, взяв за образец гильотину Галифакса (Halifax). Под руководством Гийотена и под бдительным оком Сансона немецкий ремесленник и клавесинных дел мастер Тобиас Шмидт, цех которого в Париже находился в непосредственной близости от местожительства Жоржа Дантона и Камилла Демулена, смастерил прототип гильотины. Наконец, 20 марта 1792 года вышел закон, который предписывал приведение в исполнение смертных приговоров во Франции только посредством такой машины.

Заказ на строительство машины получил граф Пьер-Луи Редерер (Pierre-Louis Roederer), с ноября 1791 года занимавший должность генерального прокурора в департаменте Сены. Первыми подопытными всегда выступают братья наши меньшие, и неважно, идет ли речь о завоевании космического пространства или испытании новой вакцины. Вот и орудия смерти оттачивали на живых овцах.

15 апреля 1792 года провели демонстрацию обезглавливания трех человеческих трупов перед членами Учредительного собрания и врачей Пьера Жан Жоржа Кабаниса, Филиппа Пинеля, Антуана Луи и Гийотена. Антуан Луис забраковал гильотину в форме полумесяца, и она была заменена на скошенное лезвие.

Читайте также: Мытари мзду не берут, за то их и… не любят

Жертвами этого орудия смерти пали и королевская чета, и Дантон с Демуленом, и те, кто послали их на казнь. Молва приписала смерть на собственном "детище" и Гийотену, но это не так. Его действительно подвергали аресту по приказу Робеспьера, однако "Неподкупного" вскоре самого уложили на любимое орудие террора времен Французской революции. Гийотен же благополучно здравствовал еще добрых 20 лет и вряд ли был доволен тем, что обессмертил свое имя таким образом.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *