Летчик-любитель пролетел под мостом в Сургуте

Воздушные хулиганы - на страже рубежей

Комиссия Росавиации отстранила от полетов 49-летнего летчика-любителя Евгения Ивасишина, пролетевшего под мостом в Сургуте, на время проведения проверки в связи с инцидентом. Об удивительном случае стало известно благодаря бдительным сторожам с моста, снявшим вираж на видео и сообщившим о происшествии в транспортную полицию.

"Художества" летчика, практически повторившего "подвиг" знаменитого Валерия Чкалова, прокуратура уже назвала "транспортным хулиганством". Но что же все-таки произошло?

Как можно понять из прессы, два спортивных самолета, принадлежащие Сургутскому авиаклубу, совершали тренировочный полет и направлялись в Нефтеюганск. Машины шли на небольшой высоте, когда самолет Евгения Ивасишина вдруг, неожиданно для напарника, спикировал вниз. Сам летчик уже заявил, что самолет начал резко снижаться из-за неполадок в двигателе. Его тяга вдруг резко упала, неведомо по какой причине, и он решил садиться на лед замерзшей реки Юганская Обь.

И тут, снизившись, пилот вдруг увидел, что лед очень неровный, есть торосы, и, сажая на него самолет, есть огромный риск разбиться. Пилоту ничего не оставалось, как направить самолет между опорами железнодорожного моста, высота которого всего лишь 18 метров! Самолет удачно пролетел прямо над головами людей, рыбачивших под мостом. После этого машина благополучно набрала высоту и, не совершая посадки, вернулась в Сургут. По словам пилота, двигатель каким-то чудом "ожил", что и позволило завершить полет успешно, без аварий.

Читайте также: Пилоты стали реже летать "под мухой"

Собственно, все, что описано выше, это объяснения самого пилота. Как было на самом деле, конечно, покажет разбирательство, которое сейчас и проводит Росавиация. Если не подтвердится, что "чкаловский" вираж был оправдан, Ивасишину грозит штраф за хулиганскую выходку. Ну, и пилотских прав его, безусловно, тоже лишат.

Кстати, на многочисленных интернет-форумах и в комментариях под статьями на эту тему уже вовсю характеризуют полет под мостом "величайшей глупостью", "опасной дурью" и "глупостью". По-видимому, мало кто из интернетчиков верит, что у рискового летчика были какие-то неполадки с двигателем. Скорее всего, пролет под мостом был все-таки "плановым" лихачеством. Не зря же фото и видео этого события было снято с совершенно разных ракурсов — как будто люди знали, что произойдет.

Хотя, конечно, картинка красивая. И летчик — виртуоз. Есть такая легенда про Валерия Чкалова, также пилота-виртуоза своего времени. Якобы этот летчик-испытатель пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде, чтобы завоевать сердце любимой. Ну что ж, ради любви люди не только на "воздушное хулиганство" способны… Говорят, Чкалова после этого "художества" отправили на гауптвахту. Что "светит" его последователю из Сургута, мы, наверное, скоро увидим. Но в интернете уже появляются версии, что пилот тоже, как и Чкалов, решил "покрасоваться" перед своей невестой.

Между тем воздушное хулиганство, бравада и так далее — дело не такое уж и редкое, причем не только в России, но и во всем мире. И "шерше ля фам", то есть "искать женщину", комиссиям по разбору катастроф приходится во многих случаях. Так, например, доигрался в амуры один из пилотов ВВС Испании, 34-летний капитан Франсиско Кабесас. Летчик, уроженец Баесы, всякий раз, пролетая над родным городом, развлекал свою семью воздушной акробатикой. Во время очередного самодеятельного шоу он потерял управление самолетом "CASA-101" и врезался в жилой дом прямо в центре города. Спасатели, прибывшие на место катастрофы, нашли на верхнем этаже здания погибшую женщину.

Читайте также: Пилота заменит… "чёртов компьютер"

Также недавно еще один влюбленный авиатор здорово перепугал жителей Окленда, столицы Новой Зеландии. Хулиган на спортивном самолете начал выписывать опасные кренделя прямо над городской телевышкой "Sky Tower", где в это время находились сотни людей. Машина снизилась до критически опасной высоты и пару раз пролетела буквально в нескольких метрах от вышки.

В самом популярном развлекательном заведении новозеландской столицы объявили срочную эвакуацию. Самолет, однако, взял курс в сторону океана и довольно удачно плюхнулся в воду в районе пляжа Кохимарама. Летчик, устроивший ночное шоу над Оклендом, остался жив. Это был 33-летний инструктор летной школы, решивший таким образом привлечь внимание бросившей его жены.

Но не только женщины могут стать причиной воздушной бравады и лихости. В августе 2003 года под Уссурийском при заходе на посадку, прямо на глазах у тогдашнего министра обороны, нынешнего вице-премьера Сергея Иванова, над взлетно-посадочной полосой столкнулись два военных вертолета Ми-24 — "летающие крепости". Оба вертолета загорелись и рухнули вниз, погибли пять человек.

Читайте также: Самые большие секреты пилотов

Старший летчик ведомого вертолета при заходе на посадку сблизился и задел винтом балку и хвостовой винт ведущей машины. "Это было легкомыслие, бравада и воздушное хулиганство", — так решил тогда Иванов, слова которого привели тогда многочисленные СМИ. Заход одновременно пары вертолетов на аэродром якобы не планировался. Но ведь представился случай поразить аж целого министра синхронным маневром двух боевых машин! Перед таким соблазном устоять трудно. Не исключено, что пилоты все-таки имели негласное указание командования рискнуть…

В 2005 году в Тверской области из-за хулиганства пилота произошла авиакатастрофа самолета МиГ-29, который в дни торжеств 9 мая обеспечивал прикрытие с воздуха Москвы в составе других боевых самолетов. "То, что сделал майор Гусев, иначе как хулиганством не назовешь, это самое настоящее, даже трудно описуемое хулиганство", — так охарактеризовал поступок пилота тогдашний главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов.

В тот день пилот МиГ-29 летчик Андреапольской воинской части 06843 41-летний майор Валерий Гусев выполнял плановый полет в районе аэродрома Андреаполь. Его самолет упал в 100 метрах от взлетно-посадочной полосы на территории части, в 350 километрах к западу от Твери. При заходе на посадку от удара о землю самолет взорвался и полностью сгорел вместе с пилотом. А ведь Гусев был опытным летчиком — он имел опыт полетов с середины 80-х годов и налет свыше 1000 часов.

Пресс-служба ВВС так комментировала эту катастрофу: "Летчик на предельно малой высоте предпринял попытку выполнить непредусмотренную летным заданием фигуру высшего пилотажа "бочка" с отклонением от установленной техники пилотирования. Гусев без запроса разрешения у руководителя полетов на непредусмотренной полетным заданием высоте в 145 метров предпринял попытку выполнения "бочки".

Перед столкновением истребителя с землей летчик попытался катапультироваться. Однако из-за положения самолета (в этот момент он находился в перевернутом положении с правым креном 120 градусов) и низкой высоты ему это не удалось". Кому летчик пытался продемонстрировать свою лихость? Этого мы, наверное, никогда не узнаем.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить