АПЛ "Екатеринбург отремонтируют и введут в строй к 2014 году

АПЛ "Екатеринбург" починят к 2014 году

Атомная подлодка "Екатеринбург", на которой под праздники произошел сильнейший пожар, может отремонтироваться и вернуться в действующий флот уже к 2014 году. Такое заявление сделал Дмитрий Рогозин, который нынче отвечает в правительстве за оборонку. В Северодвинске, на судоремонтной верфи "Звездочка" считают, что починить субмарину можно и раньше.

В настоящее время АПЛ "Екатеринбург" находится на одной из военно-морских баз вблизи Североморска и, скорее всего, сможет прибыть в Северодвинск на "Севмаш" для восстановления лишь в конце мая или в начале июня, сразу же после таяния льдов в Белом море. Стоит напомнить, что возгорание в сухом доке завода "82-й судоремонтный завод" в поселке Росляково Мурманской области, где проводился ремонт атомной подлодки "Екатеринбург", произошло 29 декабря.

Предварительно уже установлено, что во время проведения огневых работ произошло воспламенение деревянных строительных лесов, смонтированных вокруг лодки, после чего пламя перекинулось на внешнюю изоляцию легкого корпуса. Многосантиметровый слой специальной резины покрывает корпуса почти всех нынешних субмарин — он считается прекрасной гидроакустической "маскировкой". В результате ЧП пострадали 11 человек.

Ремонт и модернизация стратегической атомной подлодки (АПЛ) "Екатеринбург" будет стоить от 600 до 900 миллионов рублей, сообщил РИА "Новости" в понедельник высокопоставленный представитель Объединенной судостроительной корпорации. Точнее просто не сказать: нужна еще дефектация поврежденных систем и механизмов лодки, полная оценка ущерба и так далее. Хотя некоторые известные корабелы в Северодвинске уже говорят, что ремонт "Екатеринбурга" может быть проведен и за один год — а не за два, как сказал Дмитрий Рогозин. Было бы ритмичное финансирование.

Корабль заводчанам со "Звездочки" известен, он уже проходил тут модернизацию и ремонт в начале нынешнего века. По оценкам заводчан, придется полностью менять лишь гидроакустический комплекс, антенна которого и сгорела при пожаре. Другие важные системы и механизмы существенно не пострадали. Собственно, сильно боеготовность флота сильно не пострадает, сейчас в строю и без "Екатеринбурга" немало стратегических боевых единиц.

Вообще, в составе соединения, дислоцированного в Гаджиево (бухта Ягельная, губа Сайда), числится пять ракетоносцев проекта 667БДРМ: К-51 "Верхотурье", К-84 "Екатеринбург", К-114 "Тула", К-117 "Брянск" и К-18 "Карелия". Еще один ракетоносец этого проекта, К-407 "Новомосковск" — находится в ремонте в том же Северодвинске.

Напомним, что подводный крейсер К-84 был построен в 1984 году в Северодвинске, его так называемый заводской номер 380. Закладка крейсера произошла 17 февраля 1982 года на "Севмаше". К-84 стал вторым в серии из семи подводных крейсеров этого типа, построенных с 1984 по 1992 год.

Читайте также: Атомный "Екатеринбург" сгорел от окурка?

По сравнению с другими подводными крейсерами этого класса, у "Екатеринбурга" довольно героическая биография. 5 декабря 1989 года именно с К-84 "Екатеринбург" в рамках операции "Бегемот-1" была осуществлена попытка произвести залп всеми шестнадцатью ракетами из подводного положения. Попытка закончилась неудачей, за несколько минут до старта, еще при закрытых крышках шахт, возникло нарушение целостности баков горючего и окислителя в ракетной шахте № 6. В результате быстротекущего возгорания, приведшего к резкому повышению давления в шахте, была вырвана крышка шахты и произошел частичный выброс ракеты…

В 2003 году на "Екатеринбурге" успешно прошли испытания ракетного комплекса по программе "Синева". 13 июля 2009 года крейсер совершил успешный запуск баллистической ракеты на полную дальность. 20 мая 2011 года "Екатеринбург", находясь в подводном положении, осуществил успешныйпускмежконтинентальной баллистической ракеты "Лайнер" из акватории Баренцева моря по полигону Кура на Камчатке.

Автор этих строк в конце 80-х годов прошлого века не раз бывал на этом корабле, правда, в море на нем выходить не приходилось. К тому же времени относится весьма примечательная флотская байка про "Екатеринбург". Возможно, ветераны экипажа и его действующие члены улыбнутся, чтобы хоть как-то скрасить печаль после пожара, выведшего лодку из строя…

Итак, исход восьмидесятых, разгар антиалкогольной компании. "Сухое беззаконие", "катастройка-перестрофа" (фольклорный гибрид "катастрофы" и" перестройки"), присказка "флот танцует модный танец под названьем Капитанец" (фамилия адмирала, главкома ВМФ, зверски охочего до расправ с нарушителями воинской дисциплины).

В Северодвинский военный порт, под кран-"виселицу", становится АПЛ проекта 667 БДРМ, К-84, которую через несколько лет назовут "Екатеринбургом". Лодка только что пришла из полигона Белого моря после неудачной операции "Бегемот" (стрельба всеми шестнадцатью баллистическими ракетами). По городу ползут слухи, что именно из-за аварийного разлива ракетного топлива передохли все морские звезды на побережье. Членов экипажа пытают особисты: где был во время ракетного пуска, что делал? Чтобы не "влететь" в их капканы, подводники на всякий случай в один голос отвечают: "Спал прямо на боевом посту, ничего не трогал!".

Читайте также: Подлодку потопил человеческий фактор

Сход на берег и выход в город экипажу запрещены, выходная форма одежды (фуражки, брюки, кителя) сдана старпому под роспись. Северодвинцы то и дело наблюдают слоняющихся по улицам подводников прямо в "эрбэшках" и тельняшках: так велика тяга к пиву и женскому полу, что хоть голыми в город выйдут. В РБН (ресторан "Белые ночи") скандалы: не хотят пускать туда моряков без мундиров.

В один из дней "великого сидения на борту" молодого мичмана-турбиниста товарищи постарше посылают за пивом в известный ларек на углу проспекта Труда и улицы Карла Маркса. Идет он туда с целой стопкой полиэтиленовых "ДУКовских" мешков для мусора, общим объемом литров эдак на сто. Длиннющая очередь у ларька уважительно расступается: "А, "бегемот" пришел. Ну, хлебни с горя…"

Мичманок уже заканчивает "затаривание", протягивает продавщице мятые рубли в окошечко. И тут за его спиной раздается грубый окрик: "Товарищ матрос, подойдите ко мне!" Рядом стоит патруль: офицер с кобурой (тогда пистолеты начальникам патруля в наряд еще выдавали) и два курсанта "учебки" с красными повязками. Ситуация… Выручает мужская солидарность.

Очередь гневно гундосит: да какой же это матрос, он же наш, заводской. Не замай! Мичманок испуганно прикрывает тяжеленным мешком с пивом боевой номер на нагрудном кармане эрбэшки. Обстановка накаляется. Патруль ретируется, начальник бежит звонить в комендатуру: опять "бегемота" обнаружили, высылайте помощь!

…У портового КПП мичмана с пивными мешками уже поджидает дежурный по комендатуре, примчавшийся на разъездной машине. С ним караул с соседней гауптвахты. Все, сейчас "повяжут"! Случайно выручает мичмана… самый настоящий адмирал. К КПП неожиданно подруливает кавалькада "Волг" и "козликов". Из первой машины выскакивает чин со звездами, которые караульным даже во сне не виделись!

Адмирал самолично начинает с опешившим караулом игру в "почемучку": почему здесь, почему не стрижены, почему отвечаете нечетко? Мичман тем временем проскальзывает в порт за спинами адмиральской свиты… Потом мне рассказывали друзья из экипажа лодки: то пиво отдавало каким-то… железом, что ли? Неудивительно: наэлектризовалось от мичмана, столько пережил парень!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе