27 декабря 1990 года на основании постановления Совета Министров РСФСР образован Российский корпус спасателей. Дата принятия этого постановления считается временем образования МЧС и является Днем спасателя. В общем, это единственное министерство, которое появилось на закате СССР, но очень востребовано и в новой России. Без спасателей современную жизнь представить трудно…
Практически впервые в мировой практике именно в нашей стране была создана специальная структура - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Практически была сформирована единая государственно-общественная система прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Что интересно, Корпус спасателей возглавил Сергей Шойгу — и он же до сих пор руководит МЧС. Это самый "долгоживущий" российский министр.
Собственно, тогда, на закате Советского Союза, необходимость создания МЧС была вызвана постоянно растущим количеством чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и эпидемиологического характера. Подобные катастрофы нередко становятся причиной гибели и страдания людей, уничтожения материальных ценностей. Хотя нельзя сказать, что спасателей как таковых не было в СССР.
Читайте также: Российское Поморье чуть не смыло
Но были они "разбросаны" по разным ведомствам. Например, в Военно-морском флоте спасением занимался ЭПРОН — экспедиция подводных работ особого назначения. Спасателями с полным правом можно назвать и тогдашних пожарных, и милиционеров, а порой и врачей скорой. Но вот такой единой спасательной службы все-таки не было.
В проведении любых поисково-спасательных работ основную роль всегда играют спасатели МЧС. Они всегда первые там, где людям нужна помощь: в завалах разрушенных строений, в дыму и огне пожаров, в искореженных транспортных средствах, на затопленных территориях. Они постоянно несут службу, оперативно реагируют на любые сигналы о необходимости оказания помощи людям, попавшим в беду. На счету спасателей МЧС огромное количество проведенных поисково-спасательных работ, десятки тысяч спасенных жизней, сотни тысяч случаев оказания помощи пострадавшим.
Огромное количество разнообразнейших историй о подвигах российских спасателей доказывает, что это профессия, прямо скажем, сугубо героическая. Автору этих строк еще в бытность корреспондентом небольшой провинциальной газеты в рамках подготовки журналистских материалов довелось не раз выезжать со спасателями на вызовы. Помнится, даже в самой сложной ситуации спасатели сохраняли присутствие духа и какую-то небывалую жизненную силу. Вспоминается несколько особо ярких случаев, связанных со службами спасения.
Читайте также: В Белом море пропал "Капитан..."
Ну, представьте себе. Машина со спасательной символикой приезжает по вызову, судя по голосу, очень пожилой женщины. Старушка, взволнованная до истерики, говорит, что захлопнулась металлическая дверь, в квартире остался ребеночек, зовут Андрюшенька. Спасатели стремглав садятся в машину, срочно едут по указанному адресу. Встречает их в подъезде бабуля, божий одуванчик.
Звонят в квартиру, потом через дверь пытаются докричаться до малыша: мол, Андрюшенька, ты там живой? Оттуда гулкий мужской бас: блин, давайте открывайте скорее, уже два часа тут сижу! Спасители вопросительно смотрят на бабусю: мол, а сколько лет малышу? Та отвечает: да 49 сыночку моему… Под смех и дверь вскрылась буквально за полминуты.
Или представьте себе ситуацию. Большой спасательный катер ходит по Белому морю, разыскивая сгинувший полсуток назад буксир. По радио капитан буксира сообщил: дизель "накрылся", приходится дрейфовать. Кроме того, у одного из членов команды сердечный приступ, надо его на берег доставить.
Туман, похожий на густое молоко, видимости никакой — даже пальцев вытянутой руки не видно. На катере главный человек — оператор акустических приборов. Акустик сидит за пультом, прослушивая горизонт. Ни звука, полный штиль. Хотя буксир вроде бы должен подавать противотуманные звуковые сигналы.
Еще нюансик: командир "спасателя" накануне вдрызг переругался по радио с командой буксира. Ну, не понимают буксирщики команд — указаний не выполняют, якорь не бросают. Да и юмор спасательский их не вдохновляет — подумаешь, на вполне безобидное выражение "зелень подкильная" обиделись… На связь буксир больше не выходит. Теперь разыскивай обиженных в этом молоке.
Катер бороздит море на разных курсах, подавая в густом тумане громкие сигналы. Ничего… И вдруг один из матросов-спасателей докладывает командиру: "Тут это… Борщом пахнет!". И популярно объясняет: к запахам моря и тумана вдруг начал подмешиваться запах какого-то земного варева, напоминающего наваристый флотский борщ. Взбешенный командир отвечает: ишь, шутничок, щас ка-ак…
И вдруг в его гневно раздутые ноздри действительно попадает запах самого настоящего борща с дымком, как от костра. Ветерок дует в нос катера — значит, источник запаха прямо по курсу. В берег, что ли, сейчас врежемся?! Командир дико орет: "Стоп!". В ответ из туманного молока явственно доносится лязг, словно ложкой о дно миски скребут. "Задний ход!". Катер потихоньку останавливается, командир спасателей отчаянно улюлюкает сиреной и попутно визжит в мегафон диким голосом что-то вроде: "Сгинь, нечистая!"
Читайте также: Жаркое лето топит купальщиков
И тут сквозь молокообразный туман прорисовывается корма потерянного буксира. На корме — полевая кухня (почему-то на судне модно было готовить пищу в обычном сухопутном котле). Немая сцена: на катере, раскрыв рты, вылупив глаза и подняв руки вверх, застыли спасатели, на корме буксира в таком же состоянии замерли члены его команды. У одного из них "зависла" у самого рта ложка с варевом. Все, сейчас массивный катер "поцелует" корму буксира. Суденышку от такой "ласки" мало не покажется — водоизмещение большого катера не немногим меньше. Разнесет к чертовой бабушке!
Катер останавливается в метре от борта буксира. Первым приходит в себя командир спасателей. Гулким гласом мрачно изрекает: "Ну что, зелень, наливай своего борща-то. Зажали?" Моряки буксира в явном восхищении: вот это спасатели, вот это класс управления корабликом! Кстати, спасатели потом подтвердили: борщец был тогда на буксире знатный… Того матроса, у которого был сердечный приступ, живо доставили на берег. А капитан буксира долго извинялся перед командиром спасательного катера: мол, простите великодушно, но у нас и радио сломалось, не обижались мы на вас. И такое бывает!
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"