История празднования Нового года советскими людьми

Как мы дошли до встречи Нового года?

У разных народов бытуют разные обычаи и традиции встречи Нового года. Но разными они могут быть и у одного народа в разное время. Во всем христианском мире по старой традиции отмечается Рождество Христово, и только советские люди праздновали встречу Нового года с большей помпой, нежели Сочельник. Как обычная ночь превратилась в наваждение?

Традиции неискоренимы, они мимикрируют, перелицовываются, но никогда не хотят отдавать своих позиций. Христианская церковь, отчаявшись отваживать своих прихожан от языческих праздников, взяла их на вооружение. Так получилось, что Иисус Христос пришел в этот мир в день рождения Непобедимого Солнца, или как его называли римляне Dies natalis Solis Invicti. И вот этот день (зимнего солнцестояния) 25 декабря, связанный с культом индоиранского бога Митры, прочно вошел в христианский обиход примерно с шестого столетия.

Читайте также: Какова "правильная" дата Рождества?

Как отмечает Е. В. Душечкина в своей книге "Русская елка": "Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни их современники никогда о ней не упоминают, тогда как святки, святочные маскарады и балы в литературе и в журнальных статьях описываются в это время постоянно: святочные гаданья даны в балладе Жуковского "Светлана" (1812), святки в помещичьем доме изображены Пушкиным в V главе "Евгения Онегина" (1825), в Сочельник происходит действие поэмы Пушкина "Домик в Коломне" (1828), к святкам (зимним праздникам) приурочена драма Лермонтова "Маскарад" (1835)".

На исходе второго десятилетия двадцатого века пламенные революционеры объявили свой крестовый поход против празднования Рождества в России. Прилагательное "крестовый" мы употребляем в смысле борьбы с крестами и церковью. Это был первый шаг к повороту от празднования Рождества Христова к встрече Нового года. Длительное время Новый год наши предки отмечали в сентябре, пока один царственный революционер Петр Алексеевич не положил начало новому летосчислению.

Не исконно-русской Москве, а скроенному на заграничный лад Петербургу предстояло стать родоначальником новой традиции встреч Нового года. Тогда же от приезжих немцев в русских домах появляются первые новогодние елки. Для главного атрибута Нового года нет даже своего собственного слова, и русским литераторам не остается ничего другого как давать даже не перевод-кальку, а воспользоваться иностранным словом.

А. Бестужев-Марлинский в повести "Испытание" (1831), изображая святки в Петербурге 1820-х годов, пишет: "У немцев, составляющих едва ли не треть петербургского населения, канун Рождества есть детский праздник. На столе, в углу залы, возвышается деревцо …Дети с любопытством заглядывают туда". И далее: "Наконец наступает вожделенный час вечера — все семейство собирается вместе. Глава оного торжества срывает покрывало, и глазам восхищенных детей предстает Weihnachtsbaum в полном величии…"

Читайте также: Не все елки одинаково полезны

Зимой 1918 года под редакцией Корнея Чуковского выходит сборник "Елка", обложку которого украшал рисунок Александра Бенуа, изображавший рождественскую елку, наряженную игривыми ангелочками со свечами, и венчавшим ее младенцем Иисусом, сидящим на облаке в ореоле мерцающей шестиконечной звезды.

Линию партии не прочувствовали не только деятели культуры (которых так и хотелось спросить с кем они), но и красные директора национализированных игрушечных и писчебумажных магазинов. Стихийно и неорганизованновдетские учреждения в канун Нового года, как и при старом режиме, поступали елочные украшения. В те годы у пришедшей к власти партии руки пока не дошли до Нового года.

Даже страшный голод 1921 года не отменил любимый праздник детворы. Игрушки на праздник изготовляли из жестяных банок от сгущенного молока, которое поступало жителям голодающего Поволжья через различные международные организации помощи и гуманитарных миссий.

С оживлением частной инициативы в школах готовились к рождественским праздникам, а в торговых сетях бойко продавали елочную мишуру, ангелочков и звездочки. Кустарные артели продолжали производить подарки к празднику вплоть до 1929 года, который вошел в историю как "год великого перелома". Переломал и перекалечил он немало человеческих жизней и судеб и добрался до праздника. Чуть раньше других тревожную тенденцию заметили люди с обостренным восприятием.

Русский поэт-эмигрант Валентин Горянский в 1919 году написал язвительное стихотворение "Про елочку!", в котором были такие строки:

"Скоро будет Рождество —

Гадкий праздник буржуазный,

Связан испокон веков

С ним обычай безобразный:

В лес придет капиталист,

Косный, верный предрассудку,

Елку срубит топором,

Отпустивши злую шутку.

Тот, кто елочку срубил,

Тот вредней врага раз в десять:

ведь на каждом деревце

Можно белого повесить!"

Читайте также: Когда же отмечать Новый год?

Переламывали об колено не запретами, а уничтожением самой сути праздника. Выхолостив религиозное содержание празднования Рождества, его не заменили даже на встречу Нового года. Елочные украшения и гирлянды, еловые ветви становились атрибутами новых праздников, например, празднования годовщины Октябрьской революции, которую отмечали 7 и 8 ноября. Довольно было подменить христианскую составляющую праздника на его революционное содержание. Допустим, как это случилось с комсомольскими свадьбами.

Воинствующие безбожники, воюя с попами, воистину повторили путь первых христиан, которые заменили языческих идолов на христианских святых, день Митры на Рождество Христа. Вот уж точно кто-то подметил: атеизм — это вывернутая наизнанку религиозность. Крайности сходятся. "Вифлеемская звезда не светилась никогда, засияла вечная у нас пятиконечная!" — таков был лозунг момента.

Большевистские агитаторы для отстранения детей от новогодних праздников даже использовали символику ели, связанную в русской народной традиции с деревом смерти. Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. В старину даже существовал обычай зарывать самоубийц между двумя елками, поворачивая их ничком. В некоторых местах был распространен запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола.

Известная пословиц гласит: "Венчали вокруг ели; а черти пели", указывающей на родство образа ели с низшей нечистой силой - лешими и чертями. Неприятный на ощупь, шероховатый и часто сырой ствол ели иногда сравнивали с кожей бабы-яги.

Прежде чем напиться, встречая Новый год, все же не лишне вспомнить, как же произошло, что обычная ночь с 31 декабря на 1 января выродилось в какой-то фантом массового психоза с помрачением рассудка.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить