Беседа с дрессировщиком Аскольдом Запашным

Аскольд Запашный - счастливый цирковой

В студии "Правды.Ру" побывал заслуженный артист России, лауреат многих цирковых конкурсов Аскольд Запашный. Он рассказал главному редактору Инне Новиковой о том, что значит в его жизни цирк, об ответственности перед династией, о том, зачем человек подчиняет себе хищников, о взаимоотношениях людей и животных.

— Наш разговор с вами о таком замечательном виде искусства как цирк. Цирк — это всегда праздник. И неправда, что цирк — это для детей. Цирк — это зрелище для детей, но для их пап и мам, для бабушек и дедушек. Цирк — это красиво, это здорово, это феерия.

Но первый вопрос у меня будет не про цирк. Вы много лет работали в Китае, владеете китайским языком, и даже с братом именно там решили перекраситься в блондинов, чтобы отличаться от китайцев. Скажите, а как вообще вас могли принимать за китайцев ?

— Мы участвовали в большом шоу, которое проходило на многотысячном стадионе, мы ехали на лошадях в составе большой кавалькады, было очень большое расстояние до зрителей. В этой кавалькаде принимало участие много китайцев. Поэтому с такого расстояния не все могли разглядеть, где мы, а где — китайцы.

— А что не надели красную футболку с надписью "СССР" на спине? И все б поняли, что вы — это вы.

— Вот видите, оказывается, много вариантов. В общем, была просьба китайского руководства сафари-парка, чтобы мы выделялись из толпы китайцев.

— Вы уехали в Китай в самое тяжелое для нашей страны время, чтобы ваши тигры и львы просто-напросто выжили. Они уже были ваши личные и нужно было кормить их самим или государство все-таки еще помогало?

— Звери на тот момент были не нашими частными, а государственными. Но вся система в тот момент разваливалась, и мы знали уже на собственном опыте, что бывает, когда происходит развал.

— И что вы знали? Сколько лет вам было тогда?

— Это был 1992 год, соответственно, мне было тогда 15 лет.

— И вы уже тогда были глубоко идейно и экономически подкованы?

— У меня очень хорошо подкованы родители на тему того, какая суровая жизнь. И когда приходят люди и говорят, что их сократили на работе, понимаешь, что означает потерять работу. А когда тебе говорят о сокращении поголовья животных… Ведь в цирке есть нормы и все четко определено. Я не имею возможности закупить себе 30-40 хищников, потому что мне этого хочется. Каждый хищник — это живое существо. И каждое животное требует места проживания, кормления, свободного пространства и так далее… Есть очень много аспектов.

— А сколько у вас сейчас животных?

— Сейчас у нас 17 хищников, 18 собак, лошадей где-то, наверное, полтора десятка, обезьян — четыре головы.

— Зачем вам обезьяны нужны? Вам даже как-то неприлично выйти на публику с обезьяной вместо льва.

— Я говорю не о нас лично, а о нашем коллективе — Цирке братьев Запашных.

— А у вас есть свое цирковое здание?

Читайте также: Юрий Никулин остался загадкой… даже для близких

— Мы принадлежим цирковой государственной компании "Росгосцирк". В нашей стране, еще при СССР было построено более 40 стационарных цирковых зданий. Это абсолютно уникальная система, нигде в мире нет ничего подобного. И это действительно полноценные хорошие здания, в которых есть все для проведения цирковых спектаклей. И вот мы базируемся именно в этих цирках. Когда мы приезжаем на гастроли в конкретный город и пребываем там на протяжении месяца, животные, конечно, находятся в этих зданиях.

— Ваши животные гастролируют вместе с вами?

— Естественно. Каждого животного нужно готовить, как минимум, год для конкретных выступлений.

— Есть какая-то технология работы с животными, дрессировки, разработанная вашими родителями, коллегами, основоположниками дрессировки крупных хищников, ?Некие базовые принципы и подходы.

— Да. Это называется цирковая школа.

— Вот скажите, вас тигры знают и любят или они банально вас боятся?

— Боятся? Нет. Уважают? Да.

— А как вы их заставляете, чтобы они вас слушались? Вы их бьете?

— Знаете, самое интересное, в последнее время существует определенная мода на так называемую гуманность. Почему я говорю "мода", а не "течение", скажем, или "движение"? Потому что это всего лишь обращение к каким-то неизвестным вещам с предложениями. По большому счету вся дрессура строится на психологии и ничем не отличается от воспитания ребенка или воспитания домашнего животного.

— То есть что тигр, что пудель — одинаково?

— Технология та же, но есть, конечно, различия, поскольку собака, если и кидается, то в редких случаях, а тигр кидается всегда. Это нужно учитывать, потому что тигр исключительно озлобленное животное, которому природой предписано убивать, для того чтобы выживать. И нужно с этим считаться. Вот если бы я у вас спросил: у вас есть дети, а вы их бьете?

— Нет, конечно.

— Но наказываете, если они делают что-то плохое?

— Да, бывает.

— Поэтому если на меня пытается напасть хищник, то я, естественно, не пишу ему заявление о том, чтобы он этого не делал, не упрашиваю: "Пожалуйста, не надо меня пытаться убить". Естественно, я сопротивляюсь, я показываю ему свою силу, и это нормальные взаимоотношения между человеком и животным. Именно этим спекулируют те люди, которые прививают моду о том, что в цирке кто-то кого-то бьет. Если у вас есть домашние кошка или собака, вы должны понимать, что никто животных просто так не бьет.

— Вы считаете вашу профессию опасной?

— Да, конечно. Я был бы, наверное, странным человеком, если бы, работая с хищниками, сказал бы вам о том, что моя профессия безопасна.

— Ну, точно так же когда на лошадях скачете…

— Это разные вещи. Оценить степень опасности трудно, потому что люди калечатся и убиваются везде. В общем, хищник все равно потенциально опасное животное, и профессия дрессировщика хищников, конечно же, подразумевает определенный риск, именно благодаря тому, что в животном от природы есть генетически заложенная способность и необходимость убивать.

— У них способность или необходимость убивать вынужденно, чтобы добывать себе еду?

— Просто убивать.

— То есть это такие маньяки? если тигр никого не убил, то жизнь прожил зря?

— У нас есть хищники, которые буквально любую возможность используют для того, чтобы устроить драку, кого-нибудь придушить или убить. И наша задача такая специфическая: постоянно находясь в группе с этими животными, контролировать их, чтобы они друг друга не перекалечили. Если бы мы им дали возможность вести себя так, как они хотят — там бы осталось пара зверей, может быть, один — самый сильный.

— Это и в природе так же происходит?

— Да, абсолютно. Но все дело в том, что у нас немного отличается ситуация от естественной, потому что в природе они в таком количестве не концентрируются. на одной территории, они делят территории. И тот, кто заходит на чужую территорию, становится трупом либо побеждает, если он сильнее.

— А у вас они находятся все вместе, или у каждого свой отдельный вольер или клетка?

— Не очень агрессивные находятся вместе. Мы стараемся их приручить максимально, чтобы они были лояльны друг к другу, насколько это возможно. Но большинство находятся по раздельности, потому что невозможно их контролировать 24 часа, стоять рядом со средствами безопасности, чтобы в случае драки их разнять.

— А разнимают их брандспойтом?

— Брандспойтами, палками, шумовыми пистолетами…Дело в том, что каждая из их игр обязательно заканчивается несчастьем. И когда вооруженные когтями и зубами, животные начинают баловаться, даже не пытаясь убить, они делают друг другу больно, у них рождается агрессия. Это все равно как наблюдать за мальчишками, которые играются.

Читайте также: Диана Гурцкая: Cын изменил меня

— Помните, была ужасная история с Берберовыми в советские времена, про нее все говорили…

— Я могу вам рассказать как это было на самом деле. Вообще эта история достаточно туманна. Потому что на протяжении многих лет разные источники интерпретировали по-разному то, каким образом произошло несчастье. А произошло оно во время съемок фильма "Необыкновенные приключения итальянцев в России". Этого льва Кинга как главного героя использовали во время съемок и отгородили определенную территорию улиц, где могли проводить съемку. Он ходил там без поводка, в определенный момент недосмотрели — открылась дверь, и вышел человек гулять со своей собакой. Лев увидел собаку и кинулся на нее. Хозяин начал ее отбивать, лев кинулся на хозяина, вцепился в него, и один из милиционеров, который стоял в кордоне, застрелил льва. Впоследствии эта история еще усугубилась тем, что вообще лев Кинг был уникальным. У него было редкое психологическое отклонение, когда животное очень редко проявляет свои инстинкты и очень лояльно по отношению к человеку.

И семья Берберовых, они, кстати, хирурги, попытались доказать, что любого льва, взяв в домашние условия, можно воспитать и сделать домашним. Взяли следующего льва и…

— …хотели оказать. что гены — ничто, а воспитание — все. И что получилось?

— Да, и в конце концов лев почти всех членов семьи переубивал, остались только мама и дочка.

— Мои дети с большим интересом ходят на представления с животными, на ваши в том числе, ходили в театр Дурова, но тем не менее, какой смысл в том, что показывают, как звери чему-то обучены?

— Наверное, такой же смысл, как в спорте. Для чего люди посвящают свою жизнь, прыгая с трамплинов на лыжах, бегая на скорость, когда можно было без всего этого обойтись? Демонстрация удивительных способностей, каких-то резервов человеческого организма. В данном случае это демонстрация того, насколько человек способен подчинить себе какую-то животную силу, найти контакт с животными.

— Да, и я думаю, что это скорее торжество человека. Мне мало интересно, насколько высоко лев прыгнет через кольцо и какой он спортивный. А вот как он послушно прыгает через горящий обруч….

— Необязательно торжество человека. Иногда цирк — это творчество, а иногда мы демонстрируем просто возможности животного. Помимо этого, как мне кажется, интересно наблюдать за живым животным, которого ты до этого видел лишь по телевизору.

— Конечно, красивые животные.

— Это очень красивые животные, мы говорим не только про хищников, а вообще. И те животные, которые в цирках используются, сами по себе очень удивительные и интересные. Иногда комбинации между животными в цирке бывают такие, которые в природе в принципе не встречаются. Поэтому мне кажется, что это очень любопытно.

— У вас династия дрессировщиков с какого-то немыслимого года, по-моему, только-только поезда появились…

— Больше 100 лет.

— С 1888 года, кажется. У вас не было перспективы выбора профессии? Вы родились, и вам сказали: так, Аскольд, вот тебе математика, а вот тебе клетка с тигром, и голову в пасть, пожалуйста?

— Тоталитарного режима не было. Конечно, отец, как большой цирковой профессионал, мечтал, чтобы мы продолжили эту историю. Потому что он посвятил свою жизнь цирку и безумно любил его и, конечно же, все навыки и опыт ему хотелось передать детям. Но тем не менее, нас не ограничивали, нам давали возможность выбирать.

— Чтобы выбирать, подросток должен везде тыкаться, везде пробовать, всем заниматься…

— Я так не считаю. Я безумно счастливый человек, я счастлив, что моя судьба сложилась именно так, и понимаю, что сознательный выбор можно сделать в достаточно зрелом возрасте. Если родители дают тебе хороший задаток, если они строят фундамент с учетом твоих способностей, возможностей, то потом ты уже в принципе выбираешь что-то конкретное.

— Да, было бы глупо пойти вам учиться на врача .

— А зачем? Если родители видели перспективу в цирке, в том, что цирк — интересное искусство, да и обеспечивает тебя куском хлеба.

— И даже с маслом.

— И даже с маслом, как показывает опыт.

— Получается, что в принципе любой человек может пойти работать в цирк, здесь дело только в технологии подготовки? Или нужны какие-то особенные таланты?

— Конечно, технологии индивидуальные передаются, есть секреты какие-то, но в цирке работают обычные люди, которые имеют две руки, две ноги. Поэтому ничего нет такого сверхъестественного. Другое дело, что есть дополнительные природные данные какие-то — хорошая гибкость или физическая сила, природная реакция — они помогают человеку развиваться быстрее и демонстрировать какие-то уникальные вещи. Потому что в цирке приветствуется демонстрация чего-то, что не делают обычные люди.

— Вот, к примеру, выступает акробат, он идет по ниточке, пыхтит, падает в зал, в итоге все- таки он дошел — все кричат "ура", вот оно счастье! И я на самом деле думала, что все так и есть, что ему трудно, а потом я поняла, что, наверное, это все-таки некая интрига.

— На самом деле, часто бывает, что человеку искренне очень тяжело, особенно если мы говорим о каких-то рекордных трюках. Часто в цирковых номерах показывают действительно рекордные вещи, которые, может быть, никто больше в мире, кроме этого человека, и не делает… Есть рекордные трюки, которые просто сами по себе тяжелы, но есть еще, конечно, и интрига, которая является творческим моментом. Цирковое представление строится по определенной форме, и несоблюдение этих форм, наверное, приводило бы к отсутствию зрителей в зрительном зале.

— Но цирк не может быть пустым.

— Наблюдать, так скажем, бесконечно за тем, как человек мучается на манеже, неинтересно, поэтому есть режиссеры цирковые, которые формируют программы по определенной технологии, и таким образом поддерживается интерес во время просмотра спектакля. И сам спектакль строится по определенной технологии, также выстраивается и каждый конкретный номер.

— Как-то вы сказали, что смертельно опасные номера должны быть отработаны до автоматизма.

— Естественно.

— А что такое сложный номер? Если вы это умеете делать, то вам это легко, и не важно, насколько это сложно. Так?

— Необязательно. Как бы я ни умел поднимать штангу весом 200 килограммов — легче она от этого не становится.

— Но вы же не со штангой…

— Я, например, работаю еще в качестве канатоходца. Я хожу по проволоке, а на мне стоят еще три человека. Если каждый весит по 70 килограммов, у получается 210 килограммов на моих плечах…

— И это никак не отражается на вашем здоровье?

— У меня межпозвоночный искусственный диск стоит и три грыжи позвоночника. Помимо этого, у меня очень много травм, связанных с рваными ранами, переломы и так далее

— Вы так об этом спокойно говорите…

— Было бы странно, если бы я об этом неспокойно говорил. Я цирковой человек. Я подразумеваю, когда я иду на какой-то риск, что этот риск сознательный. Я вам говорю о том, что я очень счастливый человек, у меня очень интересная жизнь.

— Одна из ваших целей — стать первыми в мире дрессировщиками-миллиардерами. И что потом будете делать с миллиардами? Ради чего это все будет?

— Чем я старше, тем больше у меня планов, поскольку достижение определенных точек, целей рождает новые интересы. Я понимаю, что чем больше я развиваюсь, чем крепче становлюсь на ноги, тем больше у меня ответственность. Я хорошо обеспеченный человек, у меня хорошая машина, квартира, я способен покупать то, что я хочу. И вот после всего ты понимаешь, что вокруг очень много людей, которые неспособны добиться таких высот, и им надо помогать. И мы помогаем таким людям.

Например, моя мечта — организовать сеть приютов для собак. Но если мы говорим просто о помощи, то это поле непаханое, всю жизнь можно свои лишние деньги тратить на то, чтобы просто помогать людям.

Я очень искренне люблю цирк, и мне хотелось бы его развивать, в соответствии с требованием времени. Цирк очень технологичен, и в него очень легко и удобно внедрять новые технологии.

— На самом деле, он сочетает в себе совершенно разные жанры: это и балет, и опера, и что угодно туда можно внедрить.

— В том то все и дело, что цирк комбинирует все эти искусства. Поэтому создать высокотехнологичный цирк в России, навести порядок там, где его нет — это может быть целью всей жизни.

— Вы говорите о Цирке братьев Запашных?

— Вы знаете, я патриот. И, говоря про Цирк братьев Запашных, я все равно подразумеваю российский цирк, потому что мы всегда выступаем от имени нашей страны, под нашим знаменем. Поэтому развитие цирка я вижу именно с точки зрения развития отечественного цирка. Ну, а то, что это происходит под моим именем, это тоже не странно, потому что все равно я должен отвечать за то, что я делаю на манеже именно своим именем.

— Наверное, то, что вы родились в семье, где вам были переданы исторические знания ваших предков, — это не только ваша профессия, это и ваш долг. И понимание, что вы — часть большого великого целого, это придает силы, да?

— Знаете, пятьдесят на пятьдесят. Я вообще всю жизнь делю как бы на две стороны одной медали — есть хороший момент, а есть плохой. И одновременно со всеми привилегиями рождается точно такая же ответственность. Потому что чем больше к тебе внимания общественности, тем соответственно внимательнее люди смотрят на твои поражения. И если у тебя что-то не получается, то тебя очень быстро втаптывают в грязь.

Это факт, и я могу привести вам достаточно примеров. Тот же Майкл Джексон, я его всегда считал великим человеком, но достаточно было облить его один раз грязью… После его смерти тот человек, который утверждал, что он к нему он сексуально домогался, признался, что все это был спланированный акт против него, то есть подтвердил, что все это было неправдой. Но тем не менее, обратите внимание, как быстро великий певец Майкл Джексон превратился в педофила. Потому что толпе было интересно найти новую сторону великого человека, и его быстро смешали с грязью.

— Но это не помешало ему стать одним из самых высокооплачиваемых покойников.

— Это уже другой вопрос. Вы представляете, что было у этого человека на душе… И могу привести вам пример из отечественного шоу-бизнеса. Тот же Филипп Киркоров. Можно по-разному к ним относиться, но все равно он большой артист, он многое в этой стране сделал, но как быстро о него стали вытирать ноги. Толпа имеет способность как восхвалять, так и пожирать. Поэтому ответственность перед фамилией, перед династией очень большая. Можно сказать: да мне плевать вообще, как ко мне относятся, но артисттак не должен делать. А артист с такой фамилией, как моя, особенно.

— Получается, что только члены династии могут придти в цирк и стать знаменитыми, либо может человек с улицы прийти?

— Если мы возьмем того же Никулина — это человек, который создал себя сам, и Енгибаров создал себя сам. И вообще, были же первые люди фамилии, скажем Кио.

Читайте также: Никулин: клоун, который всегда при галстуке

— У всех кто-то когда-то был первым. И у вас тоже…

— Что касается дрессировщиков в цирке… Да, наверное, сложно человеку сделать аттракцион с животными, если ты не принадлежишь к династии, потому что не существует просто школ дрессировщиков, которые бы имели определенный резерв и готовили и выпускали специалистов. Потому что жизнь устроена так, что человек, работающий в этой сфере, готовит последователей, и они выпускаются.

— Был такой театр зверей и птиц "Арлекино". Он небольшой, но они делали успехи, но в итоге у них не сложилось. Они рассказывали, что театр зверей Дурова не давал никаким другим театрам зверей дороги вперед. Нет такого, что вы не даете дорогу другим?

— Наоборот, мы приветствуем развитие.

— Вы берете к себе каких-то новых людей? Они могут учиться, развиваться?

— Конечно. Но я все же не такой альтруист, что просто так все, пожалуйста, приходите.

— Нет, не все, а талантливые, которые будут работать на ваш же театр.

— Абсолютно точно могу вам сказать, что мы никого никогда не давили, помогаем по мере возможностей и создали бы, наверное, цирковую школу в будущем. Я надеюсь, что когда у нас будет свое здание, это можно будет осуществить.

— Вот, я на это намекаю. Все равно вы отработали то, что было, создали многое свое, и вы абсолютно уникальные. И все равно рано или поздно люди приходят к тому, что нужно передавать свои умения и знания, учить других.

— Еще есть, конечно, момент индивидуальный. Есть люди, которые ревнуют не только к окружающим, но даже к своим родственникам. Часто бывает, что великие артисты не дают хода и своим детям, чтобы они их не переплюнули или не появилось два человека с одной и той же фамилией. Такое тоже бывает. Поэтому давать оценку тому, как вели себя люди из уголка Дурова мне очень трудно, потому что я не знаю всей ситуации.

Есть еще момент, когда люди, не добившиеся успеха, начинают грешить на других людей просто для того, чтобы найти виновников своей неудачи. Имеет большое значение и время, потому что при Советском Союзе была одна история, в современной России совершенно другая история. В то время артисты действительно были сильно амбициозны, и часто бывало такое, что, сохраняя лидерство в определенной сфере, они не давали дороги молодым.

Мой отец с трудом пробивался, будучи изначально хорошим акробатом, когда решил стать дрессировщиком. Он через очень сложную систему прошел, и только его целенаправленность и упрямство дали ему возможность добиться того, чего он добился.

Читайте также: Я жажду славы, хотя служу лишь для забавы

— Сейчас интернет полон информации по поводу рождения у вас второго ребенка. Вы хотите, чтобы ваши дети продолжили вашу династию?

— Конечно.

— Вы будете учить, передавать им свое мастерство?

— Я считаю, что система, по которой я воспитан, успешна. И я буду следовать ей до тех пор, пока она будет давать результаты.

— А жена ваша не принадлежит к цирку?

— Нет, она не цирковая.

— Что же вы ее не вовлекли?

— Во-первых, она не имеет большого желания вовлечься. Помимо этого, ситуация как-то не складывается в пользу того, чтобы я ее на манеж выводил. Захочет — добро пожаловать.

— Ну, я думаю, что у вас двое детей, если вы их обучите — это будет ваш яблоневый сад.

— Будет странно, если я хотя бы не попытаюсь. Будем надеяться, что у меня получится. Во всяком случае, я передам дочерям абсолютно все.

— Все свои тайны?

— Да, все свои знания, опыт, а там уже посмотрим.

— Спасибо вам большое, я желаю успехов и вам, и вашим дочерям, и вашей большой замечательной семье.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить