Ломоносова признают своим и физики, и лирики, если воспользоваться терминологией шестидесятников XX века. Ученый-энциклопедист Михаил Васильевич был своим не только для химиков и астрономов, но и для художников и поэтов. Кроме того, своим Ломоносов стал и для немцев, которые широко отмечают 300-летие со дня рождения русского титана духа, учившегося в Германии.
Правда, в прежде зачисленного студиозусом в Марбургский университет рослом потомке поморов пруссаки присмотрели годного для себя рекрута. Зрители старой французской ленты "Фанфан-тюльпан" с Жераром Филипом в главной роли смогли понаблюдать за тем, как процесс набора в армию проходил в Европе XVIII века. Судя по "Академической биографии" Веревкина, 28-летнего Ломоносова завербовали недалеко от Дюссельдорфа, когда он решил переночевать в небольшом селении на постоялом дворе:
"Путник наш показался пруссакам годною рыбою на их уду. Офицер просил его учтивым образом сесть около себя, отужинать с его подчиненными и вместе выпить так называемую круговую рюмку. В продолжение стола расхваливаема была королевская прусская служба. Наш путник был так употчиван, что не мог помнить, что происходило с ним ночью. Пробудясь, увидел на платье своем красный воротник; снял его. В карманах нащупал несколько прусских денег".
Читайте также: Чудачества великого Ломоносова
"Прусский офицер, назвав его храбрым солдатом, дал ему между тем знать, что, конечно, сыщет он счастие, начав служить в прусском войске. Подчиненные сего офицера именовали его братом… "Как? — отвечал Ломоносов, — я ваш брат? Я россиянин, следовательно, вам не родня". — "Как? — отвечал ему прусский урядник, — разве ты не совсем выспался и забыл, что вчерась при всех нас вступил в королевскую прусскую службу; бил с г. поручиком по рукам; взял деньги; пил с нами круговую рюмку за свое и полку нашего здравие и братался с нами. Не унывай только и не думай ни о чем, тебе у нас полюбится, детина ты доброй и годишься на лошадь".
При прусском "солдатском короле" Фридрихе Вильгельме I и после его смерти процветала охота на рослых мужчин. Ломоносова заманили хитростью, а случалось, что великанов (даже и иностранцев) захватывали силой. Другого способа, чтобы в маленькой Пруссии создать мощную боеспособную армию, способную громить таких гигантов, как Австрия и Россия, видимо, не было.
Неизвестно. сколько времени Михайло прослужил в крепости Вессель. Ломоносов притворился довольным солдатской лямкой и обманул бдительность своих стражей. Как-то на рассвете, с большим трудом преодолев многочисленные крепостные заграждения, которые пруссаки возводили на совесть, Ломоносов со всех сил "бежал целую немецкую милю. Стало меж тем рассветать. Услышал пушечный выстрел из крепости, обычный знак погони за сбежавшим рекрутом. Овладевший им страх удвоил его силы… Непрестанно оглядываясь, увидел вдали скачущего за собою человека во весь опор, но успел между тем перебежать за Вестфальскую границу…"
Похоже, что в нынешней Германии юбилей Михаила Ломоносова отмечается с большей помпой, нежели у него на родине. Уж не в пику ли недавно отмечавшемуся в России 280-летию со дня рождения Иммануила Канта? Неужели философ,пустьивеличайший из великих, нам дороже доморощенного Ломоносова, который под стать титанам Возрождения — настолько разносторонним было его дарование!
Если отбросить политическую составляющую, родина Канта стала российским анклавом, и житель Восточной Пруссии словно бы обретает российское гражданство. Даром что ли любой калининградский школьник знает, что в их городе есть могила философа с мировым именем. При этом даже более образованные калининградцы как-то забывают еще об одном именитом своем соотечественнике — Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане. Может от того, что прах литератора и музыканта покоится в немецкой земле?!
Имеется еще один контрдовод, почему 300-летие со дня рождения Ломоносова отмечается в нашей стране не столь помпезно, как юбилей, допустим, Пушкина. "Солнце русской поэзии" и "наше все" — стародавний объект для массового и государственного почитания еще со сталинских времен. Празднование пушкинских юбилеев — устоявшаяся традиция, которой лишен Михаил Васильевич. Автор Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы, не пришелся ко двору в советское время, Пушкин, напротив, пал как бы жертвой кровавого царского режима.
В ряде африканских стран тоже отмечали памятные даты, связанные с "абиссинским поэтом Пушкиным", но этот курьез объяснялся по крайней мере тем, что в молодых государствах черного континента не было своих признанных литераторов. Этот перекос сейчас старательно исправляют академики Нобелевской премии по литературе, почти ежегодно поощряющие никому не ведомые таланты из глубинки развивающихся стран. Но для чего Германии с ее мировыми именами понадобился Ломоносов, пусть даже и не притянутый за уши, как африканцы поступили с Пушкиным, к истории этой страны? Отчасти это объяснимо тем, что 15 ноября в Берлине стартовала неделя русского языка и там же проходят Ломоносовские дни. В минувший четверг в честь 300-летия М. В. Ломоносова в Германо-российском институте культуры (Deutsch-Russische Kulturinstitut) в Дрездене состоялся праздничный ужин для ученых обеих стран. Были прочитаны лекции и показаны фильмы на двух языках.
Ломоносов тоже кое-чему научился в Германии. Забудем на минутку про лекции по механике, которые читал профессор Х. Вольф, или по теоретической химии, прочитанные профессором Ю.Г. Дуйзингом. Оставим в стороне даже цель его приезда в Германию — горное дело, которому Ломоносов обучался у И.Ф. Генкеля и с которым крупно разругался. Как пишет в новейшей биографии Ломоносова писатель Валерий Шубинский, спесь сошла с Михайлы под палкой прусского вахмистра, который вспомнил, что он "безродный служилый человек большой суровой державы, посланный за море за полезной наукой".
И Ломоносов не только жадно впитывал лекции, он изучал науки практически. В Голландии посетил торфяные разработки, побывал на знаменитых рудниках в Гарце.
Не забудем, что русский ученый был связан с германской землей и более тесными узами. В 1740 году Ломоносов обручился с Елизаветой Христиной Цильх. Его ненаглядная Лизхен, на которой Михайло женился без дозволения начальства, родила ему сына, названного при крещении Иваном.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"