"Черный октябрь" российских линкоров

Михайлов Андрей20.10.2011 в 18:00

Для российского подводного флота самый трагический месяц — август. Именно в августе погибли именная АПЛ "Курск" (2000 год) и "безымянная" К-159 (2003 год). А вот для российского надводного флота трагический месяц — октябрь. 20 октября 1916 года в Севастополе от взрыва погиб линкор "Императрица Мария", а 29 октября 1955 года взорвался линкор "Новороссийск". Оба этих взрыва до сих пор покрыты завесой тайны…

Загадочные взрывы российских линкоров в Севастополе, кажется, довольно подробно описаны в интернете. Только вот причины взрывав существуют лишь в виде версий. Никто однозначно до сих пор не берется сказать, из-за чего же произошли таинственные "линкорские" взрывы. Гибель обоих линкоров настолько похожа, что, кажется, без какой-то мистики тут не обошлось…

"Императрица Мария", линкор русского флота, 11 июня 1911 года был заложен на заводе "Руссуд" в Николаеве одновременно с однотипными кораблями "Император Александр III" и "Императрица Екатерина Великая". Спущен на воду 6 октября 1913 года. К началу 1915 года почти достроен. Прибыл в Севастополь днем 30 июня 1915 года. Не все шло гладко на "Императрице Марии".

Так, на ходовых испытаниях линкора вдруг выявился дифферент на нос, из-за которого при волне заливало палубу, корабль плохо слушался руля (это так называемая посадка "свиньей"). Не совсем удачной была система охлаждения пороховых погребов, однако из-за войны решили принять корабль в состав флота, как есть — с недоделками и недоработками. Все-таки артиллерийское вооружение было в полном порядке, вот и решили поставить корабль в строй поскорее. Линкор "Императрица Мария" успел неплохо повоевать на Черном море, поддерживая артиллерией береговые операции и разгоняя неприятельские флота.

А 20 октября 1916 года на корабле произошел взрыв порохового погреба, корабль затонул (225 погибших, 85 тяжелораненых). Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва. Линкор был поднят на поверхность килем вверх и введен в док, но в условиях послереволюционной разрухи так и не был восстановлен. В 1927 году разобран на металл. При подъеме корабля орудийные башни сорвались с креплений и упали на дно.

Читайте также: Последняя авария советского флота

В 1931 году специалисты Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) подняли их. Несколько 305-миллиметровых линкоровских орудий были использованы на берегу в системе укреплений Севастополя, а три орудия были установлены на специальных железнодорожных платформах-транспортерах.

Интересно, что в 1933 году в ходе расследования диверсий на Николаевской судоверфи ОГПУ арестовала агента германской разведки Виктора Вермана, который был завербован еще в 1908 году. Он показал, что лично руководил операцией по уничтожению "Императрицы Марии". Было ли это признание реальным или его просто "выколотили" из него, как тогда было принято, неизвестно…

Между прочим, дело агента Вермана лежит в основе сценария комедийного детектива Геннадия Полоки "А был ли Каротин?". В фильме линкор называется "Святая Мария". Упоминание о линкоре есть в книге Анатолия Рыбакова "Кортик", где присутствует ряд указаний на умышленную версию взрыва, а также в книге Сергея Николаевича Сергеева-Ценского "Утренний взрыв". Версия о подрыве линкора немецким шпионом также легла в основу повести Бориса Акунина "Мария", Мария…". Но на самом деле никто правды не знает…

Никто не знает правды и о другом линкоре Черноморского флота, погибшем в Севастополе от взрыва, — "Новороссийске". До 1948 года корабль состоял в составе итальянского ВМФ под названием "Джулио Чезаре" (в честь Гая Юлия Цезаря). После выхода Италии из войны страны-победительницы разделили итальянские боевые корабли в счет репараций. В феврале 1949 года состоялась передача линкора советской комиссии. 5 марта 1949 года линкору присвоили название "Новороссийск".

Читайте также: Атомный долгострой вышел в море

Полученный корабль находился в крайне запущенном состоянии, поскольку с 1943 по 1948 год он стоял на приколе с минимальной командой и без надлежащего технического обслуживания. В удовлетворительном состоянии находились основная часть вооружения, главная энергетическая установка и основные корпусные конструкции ниже броневой палубы. В очень плохом состоянии находились общекорабельные системы — трубопроводы, арматура, обслуживающие механизмы.

В нерабочем состоянии были аварийные дизель-генераторы. Эксплуатационная техническая документация и документация по непотопляемости практически отсутствовала — пользоваться разрозненными документами на итальянском языке не могли, поскольку никто не владел итальянским. Присланные переводчики были беспомощны, поскольку не владели специальной терминологией.

Внутрикорабельная связь, радиосвязь почти отсутствовали, а радиолокаторов и зенитной артиллерии малого калибра не было вообще. Условия жизни экипажа не соответствовали ни климатическим особенностям Черноморского региона, ни организации службы советского флота, поскольку при стоянке в базе итальянские экипажи жили в береговых казармах, а в плавании их рацион состоял из макарон, сухого вина и оливкового масла — не то, что у наших моряков.

Первое время (до оборудования нормального камбуза) питание моряков обеспечивалось несколькими армейскими походными кухнями, почти круглосуточно дымившими на палубе. 29 октября в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000-1200 килограммам тротила, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 квадратных метров. Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек.

Читайте также: "Курск": за 11 лет разгадка так и не всплыла

Автору этих строк довелось во время учебы в Севастопольском военно-морском инженерном училище общаться с одним из ветеранов "Новороссийска", оставшимся в живых. Помнится, бывший старшина 1-й статьи Николай Иванович Бретанчук рассказывал о корабле:

"На тот момент, несмотря на преклонный возраст, это был самый сильный боевой корабль в СССР. Во всяком случае, по вооружению. Хотя в холодное время, в особенности при минусовых температурах наружного воздуха, в кубриках под палубой полубака, не имевшей изоляции, личный состав находился под сплошным конденсатным "дождем" от обильного отпотевания.

Для отдыха служили двух- и трехъярусные койки, размещенные буквально впритык друг к другу в проходных кубриках. По сути дела, корабль так никогда и не был приведен в нормальное для эксплуатации и проживания экипажа состояние. А после того, как раздался взрыв, именно теснота помещений корабля и привела к столь большим жертвам — погибло 604 человека.

Мне повезло — меня как раз 28 октября отпустили в увольнение до утра, мама приехала. Когда вернулся к причалу, меня тут же прикомандировали к береговой бригаде, которая сразу же начала заниматься спасением людей, оставшихся на линкоре. Почему корабль не отбуксировали на мелководье, когда такая возможность была? Говорят, командующий Черноморским флотом приказал этого не делать. Не сразу адмирал позволил и эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до тысячи человек.

Когда решение об эвакуации начальством было все-таки принято, крен корабля вдруг начал стремительно нарастать. Около половины пятого утра линкор лег на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа того же дня корпус полностью исчез под водой. Многие были заперты в отсеках опрокинувшегося корабля — из них удалось спасти лишь девять человек (семь через прорезанное в кормовой части днища отверстие и двоих из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту). Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября…".

Читайте также: Путч добрался и до подводного флота

Версий причин взрыва было достаточно много. Согласно официальной версии, выдвинутой правительственной комиссией, линкор подорвался на донной магнитной мине, установленной немцами в 1944 году при уходе из Севастополя. Однако представьте себе — могут ли мины пролежать на дне почти целое десятилетие и не разрядиться? Тогда и аккумуляторов таких не было, даже у немцев. В выводах комиссии, правда, не исключалась и возможность диверсии. Накануне передачи линкора СССР в Италии открыто звучали призывы не допустить того, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом.

Силы и средства для диверсии в послевоенной Италии имелись. Во время войны на Черном и Средиземном морях действовали итальянские подводные диверсанты из "Дечима МАС" — 10-й флотилии штурмовых средств, которой командовал "черный князь" Валерио Боргезе. Во время войны 10-я флотилия базировалась в портах Крыма. Считается, что после войны "Дечима МАС" в полуподпольном виде продолжила существование.

Как свидетельствуют рассекреченные разведывательные сводки штаба Черноморского флота, по весьма странному совпадению именно в самом конце октября, 29 октября 1955 года, итальянские торговые суда дружно покинули акваторию порта, а князь Боргезе вскоре после подрыва "Новороссийска" переселился в Испанию.

Существует также упорный слух, что якобы после гибели "Новороссийска" в зарубежной прессе промелькнуло сообщение, в котором говорилось, что за выполнение некоего специального задания высшими военными наградами была отмечена группа итальянских военнослужащих. Никаких официальных подтверждений этой информации нет. Впрочем, некоторые эксперты полагают, что взрыв мины вызвал детонацию заряда, который был заложен на корабле итальянцами еще до его передачи советской стороне…

Читайте самое инетересное в рубрике "Общество"

Поделиться:

Ещё по теме

Российское наследие

"Балаганный промысел" сгубил киномагната

Буккер Игорь17.07.2019 в 23:40
Российское наследие

1812 год: образцовая оборона Бобруйска

Евсеев Антон16.07.2019 в 16:00
Российское наследие

"Варяг": последний бой и нежданная слава

Михайлов Андрей16.07.2019 в 8:30