В видеостудии "Правды.Ру" побывал актер театра и кино, автор многочисленных басен и песен Владислав Маленко. Он ответил на вопросы главного редактора Инны Новиковой о том, что стряслось в нашей стране с патриотизмом. Влад предложил несколько конструктивных путей, которые могли бы привести к тому, чтобы слово "Родина" снова обрело цену и силу.
— Разговор наш с вами будет о вечных ценностях и о патриотизме, как о частном примере этих ценностей. Я вчера с огромным интересом просматривала ваш сайт. Была приятно удивлена. Я все изучила, все прочитала. Не потому, что готовилась к интервью, а потому что мне, действительно, было очень интересно. Сайт выполнен в черно-белой гамме, местами он даже "пожелтевший", как старая фотокарточка. И по своему наполнению он тоже принадлежит к другому времени. Это время фильма "Покровские ворота". Это даже не ваше детство. Потому что ваше детство это все-таки 80-е годы.
— Мое детство — 70-е годы.
— Ну тогда вы были совсем еще маленьким. А к какому времени вы вообще себя причисляете? Что касается сайта, то там у вас очень много ностальгии, старых фотографий, воспоминаний.
— Вот смотрите, сейчас, если говорить по чесноку, процентов 90 людей, даже не художников, понимает, что мы катимся, что мы уже при дверях, что наступает некое безвременье вообще на земле, связанное с определенными процессами в Библии описанными. Есть такое библейское понятие "удерживающий". Удерживающий вообще имелось в виду земной царь.
Так вот, Союз, в котором я вырос, был еще в определенной степени таковым — удерживающим. Девочки не продавались на Мальту пачками. Дети не могли увидеть порно в ларьке. У нас была форма. Своя у мальчиков и своя у девочек. А до этого вообще раздельно учились, что тоже очень правильно. У нас был наклон парт. Я вам про такие вещи могу два часа рассказывать.
— Я думаю, что не два часа, а больше.
— Раньше когда люди звонили, не возникал вопрос: "Ты где?" Потому что естественно, если человек ответил, значит он дома.
— Так это же классно.
— Да, классно. Поэтому это не ностальгия, это спасение. Это тот уголок, куда можно прийти. Как на природу. Попутешествовал туда и немножко набрал кислороду для синтеза дальнейшего.
— А что именно вы оттуда берете?
— Любовь и доброту.
Читайте также: Любовь рождается не в сердце
— А что у нас нет ни любви, ни доброты?
— Меньше, конечно. Она как-то так утекает.
— Как вы относитесь к тому, что, говорят-то, времена всегда одинаковые и люди-то всегда одинаковые?
— Все неправильно, на мой взгляд. Времена совершенно разные и люди совершенно разные. И формы черепов, и осанки. Посмотрите сейчас на мальчиков. Немножко они меняются. Превращаются чуть-чуть в других гуманоидов. Когда я приблизился к возрасту 18 лет, я понимал, что надо идти в армию.
— Какой это был год?
— 1989-й.
Читайте также: Служить Отечеству в наряде от-кутюр
— Но ведь это время, когда начались проблемы, в том числе и в армии.
— Да, в то время уже начало все шататься. Все взяли, перевернули и решили, что это хорошо и здорово. Вообще вся история мира — это история ледяного и лубяного домика — что-то выдерживает катаклизмы, а что-то "тает". А откуда брать силы для так прославляемой модернизации, мобилизации? Откуда их брать? Это должен быть дух. А про это сейчас никто не говорит. Бизнес не сращен с нравственностью.
— Ну была же идея социально-ответственного бизнеса.
— Была да сплыла. Капитализация плюс нравственность. Постарайтесь кто-нибудь, товарищи дорогие, — я вам поклонюсь в ножки.
— А в годы вашего детства была капитализация и нравственность?
— Не былотакого расслоения в обществе, мы все прекрасноэтознаем. А сейчас у нас, как в Колумбии: один живет в коробке из-под телевизора, а у другого 800 островов. Вот такие у нас сейчас соотечественники. Нет уже понятия государства, Родины. А откуда его взять? Если уже ребенок маленький выходит в интернет, а ему на экране выскакивает: "Выиграй миллион". В общем, я — за "быть", а не за "иметь". Вот. Если бы вы мне сказали: "Влад, давай не час беседовать, а секунду. Что бы ты хотел сказать?". И я бы сказал: быть, а не иметь. Снял микрофон бы и пошел.
— Ну я думаю, что нам еще есть о чем побеседовать. А в каком времени вы хотели бы жить?
— Я хотел бы жить в том времени, в котором живу. Слава Богу, что живу, дышу, люблю, и мне это нравится. В Экклезиасте есть слова: "Не говори о том, что времена прошедшие были лучше наступивших, потому что не от мудрости ты говоришь это". Я и говорю: "Не лучше, не хуже. Просто бабы были моложе". Знаете, как в анекдоте. Внук спрашивает: "Дедушка, а когда было лучше — сейчас или при Сталине?". "При Сталине". "А почему?". "Бабы были моложе".
Я вырос на улице Горького, на Тверской нынешней. И там стояли деревья. И когда мне говорят: "У тебя есть какая-нибудь мечта, связанная с творчеством, деньгами, островами?" Я говорю: "Есть. Товарищ Собянин, давайте восстановим деревья. Сергей Семенович, я лично слышал, что вы планируете это сделать. Ну так давайте сделаем. Я сам буду приходить, сажать. Это будет главный памятник вам при жизни".
— Почему эти деревья убрали? Они что мешали?
— Мне кажется Юрий Михайлович, при всем моем уважении к этому человеку, очень много чего подспилил. Раньше у Большого театра были сады, кущи. А сейчас там четыре деревца. Это все неправильно. Тверская, конечно, должна быть с деревьями. Я сегодня прошел от Белорусского до Красной площади… в противогазе. Два дерева стоят. Рядом с бывшей гостиницей "Минск". А надо, чтоб 152.
— Зачем надо-то?
— Ну это же жизнь живая.
— А вы знаете, что по последним исследованиям ученых, кислород не деревья дают, а какие-то бактерии в океане? Или надо чтоб были деревья, потому что это просто красиво?
— Я просто уверен, что деревья качаются и из-за этого получается ветер. А ветер -это всегда классно. Ветер-это творчество. Творчество-это пустота и ветер.
— Конечно, это свежесть, это жизнь, это движение.
— Вот видите, вы сами ответили на вопрос, почему деревья нужны на Тверской улице. Не давайте мне квартиру, не давайте мне званий, верните деревья на Тверскую.
— Что такое патриотизм в вашем понимании? С чего начинается Родина? Для вас, как я понимаю, она начинается с деревьев на Тверской?
— Да.
Читайте также: Целая жизнь во имя деревьев
— Но согласитесь, что когда 20 процентов населения мечтают уехать за границу — это все-таки страшно, ненормально что ли. Я хотела вас попросить пофилософствовать на эту тему. Она простая, но, мне кажется, она вас должна волновать. Раньше мы любили свою страну, а сейчас как-то… Что-то стало. Видимо, стало даже не с нашей страной, а с нашей любовью, с нашей гордостью за эту страну.
— Мы сейчас поднимем вопрос грустный, печальный, главный. Это такой же вопрос, как мама. Я вообще эти слова — дружба, Родина, патриотизм — с какого-то времени не хочу даже произносить. У меня в одной из песен есть такие строки: "Где слово любовь не произносят, а за пазухой носят". Это один из глобальных, краеугольных вопросов.
Знаете, как Булгаков говорил: "Жилище — краеугольный камень жизни". "И нет уз святей товарищества", — как говорил Николай Васильевич Гоголь, мой любимый писатель. Это тоже отсюда. Это момент внутреннего человеческого счастья. Люди лишают себя его. Это все равно, что ты поработал и тебе сразу заплатили. А другое дело, когда ты поработал и не взял за это деньги. И тебе небесные монеты упали в душу. "Дзинь", — зазвенели. И ты стал свободней и счастливей.
— То есть вы предлагаете работать и не брать за это деньги?
— Нет, я предлагаю задать себе вопрос: быть или не быть? Тогда и о патриотизме уложатся какие-то вещи. И про родителей уложится. И про добро и зло.
— Каждый сам себе должен задавать вопросы, сам на них отвечать, сам искать пути выхода?
— Нет. Я процитирую Достоевского: "За людьми надо ходить, как за детьми". Это не каждый за себя должен решить. Это вопрос государственного, глобального воспитания. И, конечно, это вопрос к правителям, которые, может, в последнее время на нефти выехали, но совсем забыли про идеологию.
И сейчас, когда спохватились, у них ничего не получается. А ведь ответственность за маленьких людей — за детей — лежит на нас. С нас спросится. С тех, кто старше спросится. А в смысле государства спросится с лидеров. Крест-то тяжелый на тех, кто руководит. Я не завидую и отношусь с пиететом, но чуть-чуть в отдалении нахожусь. Не хочу ручкаться. Ну просто они должны понять, что за это нужно браться как можно скорее.
— Нужна система патриотического воспитания, которая у нас была и которой давно нет. Нужны идеалы, нужны люди, на которых хочется равняться.
— Очень хорошее слово "система". Что такое оккупация в глобальном смысле? Есть фильм "Титаник", который все посмотрели. Это такой бренд уже. Но в 43-году из Севастополя шел корабль. Немцы его потопили. Там людей раз в 20 больше было, чем на Титанике. А кто об этом знает? Потом, мир выбрал порочных героев. Ну ладно, Че Гевара — не самый плохой вариант. Но где Гагарин? Где ангел-Гагарин? Ну это я Юрия Алексеевича так для себя называю. Товарищи в Кремле, вот второе задание. Собянину — про деревья, Кремлю — про Гагарина.
Читайте также: Юрий Гагарин — крестьянин во Вселенной
— Американцы уже считают, что они были первые в космосе.
— Надо сделать Юрия Гагарина лицом России. На майках у русских детей должно быть написано: "Поехали" и Гагарин улыбаться.
— Ну, а как это сделать? Ведь их же не заставишь купить майку.
— Нет. Не купить. Это должно прививаться как-то потихонечку.
— Ну как? Как в Северной Корее? Это же сложные процессы. Сверху сказали — и все надели, пошли, маршируют. А в России люди надевают то, что нравится.
— Нужно будет — понравится Гагарин. Это все вопрос химии, подмены. Вы не замечали, что в Макдональдсе, например, чего-то подсыпают, чтоб хотелось это "дожрать". "В Макдональдс хочу", — кричат дети. А рядом картошечка, рыбка, более-менее какая-то здоровая еда. "Не, не хочу".
— Да, есть такой момент.
— Был такой выдающийся украинский философ Григорий Саввич Сковорода. На его могиле написано: "Мир ловил меня, но не поймал". Мир ловит нас всех на обертку. И мы русские, и не только русские попались на обертку, на жвачку. И немножко забыли, что под рубашкой есть еще вопиющая умирающая человеческая душа.
— Давайте немного переключимся на лирику, раз вы все равно вспомнили Сковороду, который был не только философом, но и поэтом. Почитайте что-нибудь из своих творений.
— Десантник майский жук напьется пьяным
и начинает лазить по фонтанам.
Я, говорит, служит в таких войсках,
Что до сих пор стучится кровь в висках.
Посторонись, букашка, зашибу,
Не искушай десантную судьбу.
Вверх лапками на праздник ВДВ
Полно жучков валяется в траве.
В них гордость за десант вливает спирт,
А боевая совесть мирно спит.
Они крутые, они дырявят тучи,
Но пчелы-космонавты их покруче.
Бывали пчелы даже на Луне,
При этом на земле они вполне
Ведут себя на праздниках прилично
И в грудь себя не лупят истерично.
— Кстати, почему они себя так ведут?
— Это тоже подмена. Те ребята из ВДВ, которых я знаю, они настоящие, они в фонтанах не купаются. Это все клоунада ичуть-чуть театр. Все это происходит от отсутствия театральной культуры.
— А ведь армия — это тоже неотъемлемая часть патриотизма. Вот у вас есть, например, песня "Покров".
— Замечательно, что вы про нее вспомнили. Потому что скоро как раз будет Покров. Это очень хороший, я бы сказал — сильный, праздник.
— Вот как она связана у вас с армией?
— Мы очень серьезно об этом с Юрием Шевчуком говорили. А я начал ему задавать вопрос и сам на него ответил. Пишущий человек должен быть не там, где раздают гламурные журналы и устраивают вечеринки. Нет, там он, конечно, тоже может бывать. Но, в первую очередь, он должен быть там, где человеку плохо и где самое страшное происходит. Иначе какой он на хрен литератор.
Эта "армейская традиция" является исконной традицией русской литературы. С ней связан и Пушкин: Северный Кавказ — одна из главных тем в его творчестве; Лермонтов вообще вояка, Толстой и многие-многие другие, отправлялись с пером или гитарой в стан солдат. Этот момент качества — качества своей профессиональной структуры. Это почти как зубы надо чистить, чтобы они не выпали. Так и свои душевные зубы тоже надо чистить. Нужно бывать там, где люди проверяются.
— Но это ведь не только война, это же, например, поход в горы. Высоцкий считал, что человека нужно взять с собой в горы, чтобы проверить, что он из себя представляет.
— Согласен, это тоже. Но когда ты встречаешься с людьми, которые совершили подвиг, то понимаешь, что это акт духовной жизни человека. Он преображает человека. Это связано с моей верой, моими убеждениями, моей внутренней духовной дорогой. Я считаю, что самый главный поступок человека, который только может быть — отдать свою жизнь за други своя.
И солдаты стоят на рубеже. Ведь не каждому в жизни Господь подарит такую благодать — совершить подвиг. Близки чин ангельский и падших солдат. И для меня песня "Покров" адресована именно таким солдатам вообще и в частности святому, которого я для себя открыл и никогда не закрою — Евгению Родионову, падшему в 1996 году в Бамуте.
Читайте также: 1100 лет под Покровом Богородицы
— А он был верующим?
— На войне люди становятся верующими, если даже до этого не были. И я хочу сказать, что мы все, кто не потерял душу, кто не стал пластмассовым, кто — за "быть", а не за "иметь", мы все солдаты. У нас 41 год и 45 он каждый день происходит. И мы воюем с самими собой.
И у нас у каждого есть свое внутреннее маленькое 9 мая. Это сама классная победа над самим собой. А победа может произойти только тогда, когда ты откажешься от широкой дороги, от чего-то манкого, сладкого. И откажешься, и через это совершишь маленькую смерть.
Жизнь человека — это цепь маленьких смертей. Вот, например, человек бросил курить. Он не просто бросил, он умер для курения. И когда я сам умер для курения, я стал более свободным. Это я один пример привел, а таких вещей тысячи. Как сказал Александр Сергеевич Пушкин, свобода там, где границы. Вот когда ты поставишь себе границы, кирпичики положил. все — дальше за них нельзя. И после этого ты становишься свободным. Все остальное -обман, подмена.
— Спасибо вам, Влад, за интересные и мудрые рассуждения о патриотизме. Я думаю, что ваши искренние слова обязательно затронут струны души, или, как вы говорите, душевные зубы, наших читателей. Может быть, после прочтения вашего интервью в ком-то и загорится огонь, или пусть даже маленький огонек для начала, такого чувства, как патриотизм.
— Надеюсь на это. И вам спасибо.