Угрозыск отмечает свой профессиональный праздник

МУР вспоминает минувшие дни

5 октября 1918 года НКВД РСФСР утвердил "Положение об организации отделов уголовного розыска". Московский угрозыск возглавили "спецы", служившие еще при Николае II. Царские сыщики не только очистили Москву от терроризировавших ее банд, но и воспитали новую смену оперативников. Сегодня отмечают свой профессиональный праздник российские Жегловы.

В московском Управлении уголовного розыска прошла пресс-конференция на тему "День уголовного розыска". Мероприятие было посвящено профессиональному празднику всех работников уголовного розыска России.

Олег Баранов, начальник Управления уголовного розыска Москвы, сказал следующее: "С течением времени в нашей работе мало что изменилось. Есть преступники, а есть люди, которые ловят этих преступников. Наши цифры вы все знаете". В дальнейшем конференция проходила в формате "вопрос — ответ".

Американские полицейские, по словам начальника УУР Москвы, выигрывают на фоне российской полиции только в плане техники: "Подготовка наших сотрудников у американцев вызывают и уважение, и почет".

"Опера" тщательно следят за трансформациями в криминальном мире."На смену криминальным "авторитетам" прошлого пришла молодежь, для которой нет никаких непререкаемых авторитетов в виде "воров в законе". Сегодня на место убийств и грабежей приходят всевозможные способы мошенничества с помощью СМИ и интернета. Мошенники орудуют сегодня в соцсетях и в расчетных системах банков. Преступники могут завладеть и персональными данными самих оперативников".

По словам Баранова, москвичам не надо опасаться засилья кавказских банд. "Кавказские группировки всегда испытывали и будут испытывать сложности с преступниками-славянами". Тем более, опыт работы с кавказскими и среднеазиатскими группировками у МУРа уже есть. "Больше проблем в работе с китайскими или вьетнамскими диаспорами. Чем более замкнута диаспора, тем труднее в нее внедриться".

Внимание московской полиции сейчас приковано к исчезнувшей московской студентке Ирине Артемовой. "В первые же дни для поисков Ирины было задействовано более 700 человек. Но, к сожалению, ничего обнадеживающего по этому делу сейчас сказать нельзя".

На конференции также вспомнили боевое прошлое российского угрозыска. Современная уголовная полиция России родилась в начале XX века.

Российский сыск до 1917 года возглавлял Аркадий Кошко. За границей его называли "русским Шерлоком Холмсом". Подобно герою Конана Дойла, Кошко во главу угла ставил не смелость и лихость, а гибкий ум.

Фото: AP

Московская уголовная полиция впервые придумала то, на чем базируется весь международный сыск: от Скотленд-Ярда до ФБР. Это — система идентификации личности, основанная на классификации антропометрических и дактилоскопических данных.

Временное правительство в марте 1917 года отправило всех полицейских и жандармов в отставку. Уголовный розыск решили не трогать. Сыскная полиция продолжала работать вплоть до прихода к власти большевиков.

Читайте также: Их подвиги порою не видны…

Соратники Кошко оказались полезны новой власти. После Октябрьской революции весь штат уголовного розыска Москвы во главе с его начальником Александром Маршалком остался на своих местах. В советской милиции, состоявшей из вчерашних рабочих, солдат и матросов, царские профессионалы сыскного дела оказались опытными советниками.

Гражданская война породила небывалый всплеск преступности. К середине 1918 года в Москве действовало более 30 крупных банд. То, что для одних было бедой, для профессиональных преступников оказалось раздольем. Только в январе 1919 года ими было совершено более 60 вооруженных нападений, сопровождаемых убийствами и насилием.

От бандитов не могли защититься не только обычные москвичи, но руководители Советского государства. 19 января 1919 года возле Сокольников было совершено нападение на автомобиль Ленина. Известный в ту пору "авторитет" Кошельков (или "Кошелек"), угрожая пистолетом, остановил машину Предсовнаркома. Ленин и его водитель были вышвырнуты на снег. Пальто Ленина, его бумажник и оружие Кошелек забрал себе. Машина, записанная на гараж Совнаркома, была угнана в неизвестном направлении.

Помимо Кошелька, в столице орудовали не менее наглые бандиты. Чего стоит Сабан, безнаказанно убивавший постовых милиционеров. Бандиты Гражданской войны оказались для Советской власти не только преступниками, но и врагами Советского государства. На борьбу с ними и были брошены вчерашние "шпики" из царского сыска.

Советские милиционеры и профессионалы из царского сыска сработались отлично. Уже в 1920 году количество разбоев, грабежей и убийств резко пошло на спад. Оперативники МУРа уничтожили бандитов из самых известных тогда группировок: Гусека, Голицына (кличка "Князь"), Селезнева (кличка "Чума"). Благодаря работе муровцев, вскоре исчезла банда Сабана, Зюзека и Козули, наводившие страх на москвичей.

Читайте также: Домодедово взорвал смертник в черном (+видео)

О храбрости тогдашних муровских "оперов" до сих пор ходят легенды. Те, кто боролся в то время с бандитами, постоянно были на волоскеотсмерти. Девизом угрозыска были слова: "Не говори, сколько преступников, скажи, где они!" Жизненный принцип муровца был таков: "Хочешь остаться в живых, умей стрелять лучше бандита и на полсекунды раньше него".

Первым "советским" начальников московского угрозыска стал Александр Трепалов. Бывший моряк Балтфлота начинал свою службу в угрозыске как раз в первые советские годы. Замаскировавшись под уголовника, он проник в преступную группировку Хитрова рынка, "святая святых" уголовной Москвы. На Хитровке сходились нити всех известных тогда банд. Того, кто мечтал ликвидировать Хитровку, в царской полиции называли идеалистом. Риск Трепалова оказался по-настоящему благородным делом. Хитровскую банду накрыли с поличным и ликвидировали.

В истории МУРа была не только охота на бандитов. Во время обороны Москвы многие сотрудники угрозыска ушли в ополчение, в партизанские отряды и истребительные батальоны. Очень многие милиционеры совершали диверсии в тылу немецких войск. Те, кто остался в рядах угрозыска, продолжали охранять покой москвичей. Военные трудности породили в столице новый рост преступных банд. Бандиты военного времени чем-то походили на киношных Фокса или Горбатого. Разве что реальные бандиты были менее обаятельными и более беспринципными.

В военные годы пропажа продуктовых карточек обрекала на голодную смерть. На черном рынке продуктовые карточки были ценным товаром, который меняли на золото. Осенью 1941 года муровцы задержали "мадам Овчинникову", профессиональную воровку — "карточницу". Многие москвичи тогда оказались в эвакуации или на фронте, их квартиры пустовали. В столице образовались целые банды домушников. Еще одним популярным ремеслом стали грабежи складов с продовольствием. Занимаясь этими грабежами, в октябре 1941 года милиция выследила и ликвидировала банду братьев Шабловых.

Оперативники МУРа в годы войны помогали контрразведчикам. Они вылавливали немецких шпионов и лазутчиков, брали с поличным ракетчиков, подававших противнику световые сигналы во время авианалетов, скручивали немецких парашютистов. Скольких гитлеровских агентов за годы войны обезвредил МУР, не скажут точно даже ветераны угрозыска.

Читайте также: Криминал объявил войну "Почте России"

После окончания войны в Москве появился новый страх. Он обрел облик пушистой домашней любимицы. Те, кто смотрел киноэпопею Говорухина, сразу все поймет. Это банда "Черная кошка".

В конце войны в Москве участились вооруженные нападения на кассы, магазины, склады. Уходя, преступники оставляли на стене метку — грубо нарисованную углем кошку. Почерк бандитов отличался наглостью и диким уголовным куражом. Когда московские оперативники стали "вести" банду, все выяснилось. В нее входила одна молодежь.

Военные лишения оказались для этих юнцов питательной средой. Метка в виде черной кошки — плод типичной юношеской наглости. Банда была тогдашним аналогом нынешних ОПГ, имевшим свои филиалы в других городах СССР. Кроме грабежей, "кошатники" "мараковали" с ворованными продуктовыми карточками, "домушничали", подделывали документы. Казанский "филиал" "Черной кошки" не гнушался обычным "гоп-стопом". "Кошатники" не делили дела на "мокрые" и "чистуху".

В конце марта 1945 года на окраине Казани был застрелен студент авиатехнического института. Парня сгубило… новое добротное пальто. Пальто, снятое с убитого студента, стало для казанских "кошатников" роковым. Оперативники, искавшие похищенную вещь, нашли не только пальто, но и весь актив банды. Все они оказались "откосившими" призывниками. 12 молодых "авторитетов" получили высшую меру наказания.

Примерно в это же время МУР накрыл московский филиал банды. Вслед за ним был взят с поличным одесский. Но призрак "Черной кошки" продолжал гулять по Москве еще долго.

Прошли сороковые, минули пятидесятые, потом шестидесятые. В семидесятых годах, которые принято считать годами спокойствия, муровцам было весьма неспокойно.

3 ноября 1973 года. В воздушном пространстве Москвы захвачен самолет Як-40 вместе с пассажирами и экипажем. Среди заложников было много раненых. Самолет был взят штурмом на одном из московских аэродромов. Один террорист во время штурма был застрелен.

8 января 1977 года. Взрывы в метро "Первомайская" и на площади Дзержинского, унесшие жизни семи человек. Оперативники МУРа вместе с КГБ СССР вышли на банду террористов-армян. Главарь банды, Степан Затикян, планировал после московского теракта совершить подобное в Турции. В советской диссидентской среде Затикяна хорошо знали как армянского националиста. Когда "армянское дело" слушалось в суде, за террористов пробовал заступиться академик Сахаров.

Меняется время, меняются и преступники. На закате 80-х вышли на свет уже знакомые нам ОПГ. В стране начался уголовный террор. В 90-е годы ремесло бандита становится "престижной профессией".

Преступная Москва 90-х годов и нашего времени — тема другой статьи. А пока что хочется поздравить российский угрозыск с их праздником.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Обсудить