28 сентября в Москве прошел съезд Российского книжного союза, в котором также принял участие премьер-министр Владимир Путин. Наряду с проблемой литературного интернет-пиратства, на съезде были затронуты и широкие общественные, а не коммерческие, как пиратство, проблемы. Например, отсутствие интереса к книге у молодого поколения и вообще покидающее россиян увлечение чтением.
Очень оригинально выглядело предложение главы Роспечати Михаила Сеславинского обсуждать книги на совещаниях чиновников. По его мнению, это может повысить культуру чтения. Не понятно только, чью культуру. Самих чиновников? Вероятно. Только даст ли это какой-то общеполезный результат.
Как расценивать подобное предложение не совсем ясно. То ли это завуалированное предложение вернуть цензуру и Третье отделение во главе с каким-нибудь Бенкендорфом современности? То ли стремление повысить образовательный уровень наших чиновников? В любом случае, звучит это предложение достаточно беспомощно — как призыв к утопающему схватиться за соломинку.
Если первое, то вряд ли чиновники, в чью компетенцию литература не входит никоим образом, смогут качественно осуществлять цензуру произведений. Если второе, то как-то мелковато. Масштаб, как говорится, не государственный. Впрочем, как сказал классик, кто хочет изменить мир в лучшую сторону, пусть начнет с себя.
Читайте также: Книги про любовь разрушают отношения?
Конечно, цензура как таковая необходима, так как книжные магазины просто кишат второсортной литературой — эротическими детективами, любовными романами, практикумами по магии и т. д. Из того, что стоит читать, в основном, переизданная классика. Современных же авторов, чьи произведения действительно достойны прочтения и, главное(!!!) осмысления, становится все меньше и меньше. Хотя, может, и не меньше, но люди эти вынуждены писать в стол. Потому что все, что не завлекает читателя криминалом, эротикой и мистикой, становится неформатом, которые многие издатели не хотят публиковать.
Но стоит ли труд литературных экспертов возлагать на чиновников? Конечно, если они начнут вести активную литературную жизнь и собираться на литературные вечера после совещаний и различных заседаний, то, наверное, станут более образованными, расширят свой кругозор, посмотрят на проблемы под другим углом…
Но вот только время, которое они потратят на прочтение книги, выставленной на обсуждение в чиновничьем кругу, они отнимут у своего рабочего дня. В результате и без того процветающая бюрократия, будет цвести и пахнуть еще больше.
Читайте также: Чтение книг ушло в Интернет
Надо заметить, что стремление образовывать чиновников, замеченное в последнее время у таких же чиновников, уже становится тенденцией. Вспомним бедных сочинских работников городской администрации, которых обязали к олимпиаде 2014 года выучить английский язык. И теперь рабочий день начинается для них раньше и начинается он не с доброго утра, а с Good morning, произнесенного преподавателем английского. Однако, это тема для другой статьи.
Необходимость цензуры, безусловно, назрела, но не нужно вводить вместо нее жалкие суррогаты. Для этого нужны специально подготовленные люди, профессионально разбирающиеся в литературе, истории, философии. Нужны люди, способные оценить текст произведения на художественную ценность, наличие в нем морально-нравственных норм, отражение вечных ценностей, призывающих читателя к доброму и светлому. Собрание же чиновников на "урок литературы", к которому больше половины "учеников" окажутся не готовы и будут просить подсказать "одноклассников", выглядит в лучших традициях сатиры Салтыкова-Щедрина.
По меньшей мере странными кажутся и призывы протоиерея Всеволода Чаплина провести проверку произведений таких пропагандистов педофилии, как Набоков и Маркес. И если с Набоковым относительно все ясно, хотя споры о том, причислять ли "Лолиту" к высокому искусству или к чтиву, не утихают в среде литературоведов до сих пор, то вот Маркес, наверное, впервые услышал о своих творениях "такое".
Блогеры мгновенно отреагировали на подобное заявление, а самые творческие из них дополнили список возмутительных педофильских произведений "Ромео и Джульеттой". А другие даже предложили способ проведения подобной проверки: нужно собрать специальную "комиссию из педофилов", которой будет представлена подозрительная литература, а после — оценена степень возбуждения, котороетолкает этих людей насовершение преступления.
Подобные предложения слышать смешно, потому что все понимают, что зрить нужно в корень проблемы и решать ее радикальными способами. Кстати, законопроект о химической кастрации педофилов в нашей стране так пока и не вступил в силу. И пока на свободе разгуливают тысячи и тысячи педофилов, которых власти пока бессильны изолировать или обезвредить, коварные Маркес и Набоков смеют добавлять масла в огонь.
Читайте также: Жанр: книга, чтобы ни о чем не думать
Конечно, с отсутствием хорошей, качественной литературы и наличием плохой и некачественной нужно бороться. И если такое стремление у власти и представителей Церкви существует, то это должно вылиться в полномасштабную государственную программу, а не в смехотворные призывы и нападки на отдельных авторов, кои, хочется заметить, уже давно стали классикой.
Можно, конечно, воспользоваться рецептом одного из героев Грибоедова: "Уж коли зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь". Впрочем, подобные методы, реализованные Бредбери в романе "451 градус по Фаренгейту", как известно, ни к чему хорошему не приводят. Вместе с плохой сгорит и хорошая литература, заключающая в себе многовековую народную мудрость.
Просто необходимо тщательно отделять зерна от плевел — пропагандировать книгу, чтение, воспитывать читательский вкус. Ведь важно даже не то, сколько читать, а что читать. Одна прочитанная хорошая книга избавляет от необходимости читать сотню других, — говорил Рахметов в "Что делать?". Этот совет, как мне кажется, было бы неплохо взять на заметку современным издательствам, специализирующимся на второсортной литературе. Правда, стоит его немного в таком случае переиначить: "Одна хорошая изданная книга, избавляет от необходимости издавать сотню других". Хотелось бы, чтобы издательства отходили от макулатурного принципа.
Читайте также: Электронная книга: вредный гаджет или "библиотека в кармане"?
Начиная с толстовских времен регулярно выпускались книги-рекомендации, в которых приводился перечень произведений, стоящих прочтения. Сам Толстой издал "Круг детского чтения", в советские времена выходили различные библиографические брошюры по тому или иному жанру литературы, например, по фантастике. В настоящее время ничего подобного нет, разве что в каком-нибудь журнале и газете проскользнет рубрика в полстранички-страницу "Книжные новинки". Сейчас, как говорят филологи, нет литературного процесса, литература есть, но она сама по себе, а процесс сам по себе. То есть писатели уже давно перестали жечь глаголом сердца людей и быть властителями их дум, как было в веке девятнадцатом.
Одной из обсужденных проблем на съезде Российского книжного союза стала также общенациональная некогда любовь к чтению.
"Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира", — сказал Владимир Путин. — Есть опасность, что этот статус мы можем растратить. По данным социологов, растет число людей, которые вообще не читают книг — ни бумажных, ни электронных, никаких. Это очень тревожный фактор", — сказал Путин.
Премьер сказал, что для борьбы со сложившейся тенденцией "необходима консолидация усилий общественных и государственных институтов — молодежных и религиозных организаций, средств массовой информации, регионов, федеральных и региональных ведомств. И, конечно, самых писателей, а также учителей в школах и вузах". В этом с ним был солидарен писатель-фантаст Сергей Лукьяненко: "Школы, библиотеки должны активнее прививать любовь к чтению еще с детства. И, разумеется, им в этом нужна помощь государства. Нужно создавать у ребят настрой, что читать книги полезно и модно".
Читайте также:Запах книги расскажет о её "болезнях"
Слова замечательные, вот только государство как-то противоречит само себе. Думается, что внедрение в российскую школу планшетных компьютеров очень поможет детям полюбить читать "бумажные" книги.
Впрочем, хочется верить, что не все так печально. Все-таки, несмотря на то, что люди стали меньше читать, поступает и позитивная статистика. Например, московское метро продолжает оставаться самым читающим. Значит, все-таки тянется русский человек к высокому и прекрасному. Даже из подземелья тянется. И продолжает искать простую сермяжную правду в этой жизни.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"