II Международный Арктический форум, который прошел накануне в Архангельске, по-видимому, надолго запомнится северянам — не столько даже количеством прибывших высоких персон и иностранных гостей, сколько количеством вопросов, на нем рассмотренных. И в первую очередь не экономических, а экологических и социальных, даже просто, по сути, житейских вопросов.
Пожалуй, впервые автор этих строк в качестве специального корреспондента "Правды.Ру" видел в Архангельске одновременно столько очень высокого властного, а также околовластного, научного и околонаучного люда. На форум "Арктика — территория диалога" было приглашено более 400 участников из России, США, Канады, Великобритании, Норвегии, Финляндии, Швеции, Исландии, Японии, Китая и других государств. Организатором форума выступило Русское географическое общество.
Еще за две недели в местной прессе появились сообщения, что в гостиницах Архангельска нет свободных мест, часть участников форума пришлось размещать в соседнем Северодвинске. Хотя, собственно, по окончании мероприятия не было обиженных или обойденных вниманием участников — все гости высоко оценили гостеприимство северян.
Читайте также: Исландия может пустить Китай в Арктику
В день начала форума целый квартал Северного Арктического федерального университета был наглухо оцеплен силами правопорядка. В связи с приездом высокопоставленных особ принимались повышенные меры безопасности. Возле университета даже пожарная машина зачем-то дежурила и как минимум три скорых. На рейде Северной Двины стояла целая эскадра морских транспортных судов — такой картины в Архангельске пару десятилетий точно не видели. Было похлеще, чем в День Военно-морского флота…
Журналистов, которые в несметных количествах приехали из зарубежья, из Москвы и разных российских регионов, было как никогда много — на третьем этаже здания областной администрации для них даже выделили целых три зала, оснащенных современными средствами информатики, даже синхронным переводом. Гости проходили в здание университета под духовой оркестр и пляски молодежи в белых одеждах. Надо сказать, все было очень достойно и красиво организовано — как говорится, ну можем же, когда захотим!
В работе форума участвовали и лидеры некоторых иностранных государств — князь Монако Альбер II и президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон. И вот тут-то и произошла закавыка: князь просил организовать ему поездку на знаменитый атомно-кораблестроительный Севмаш в Северодвинске, но эта просьба так и не была удовлетворена. Говорят, князь был обескуражен, но, в общем-то, со своей участью "не въездного" смирился спокойно. А вот исландским гостям хватило увлекательной поездки по Северной Двине на северодвинском колесном пароходе "Н.В. Гоголь", которому в нынешнем году исполнилось ровно 100 лет.
Читайте также: Канада пытается выбить Россию из Арктики
О многочисленных речах и заявлениях, прозвучавших на форуме, можно достаточно подробно прочитать в материалах, уже опубликованных в интернете. Остановимся только на самых основных моментах, которых прозвучали весьма сенсационно. Владимир Путин, выступивший на форуме, достаточно конкретно открыл некие новые аспекты освоения Арктики, о которых ранее говорилось с каким-то сомнением. В частности, очень громко прозвучала и в выступлении премьера, и в кулуарах форума экологическая нота.
Сейчас в Арктике существует 18 особо охраняемых природных территорий федерального значения, а до 2020 года планируется создать еще две такие территории. "В числе первых экологических проектов — очистка земли Франца-Иосифа. На эти цели из федерального бюджета до 2015 года выделяем 2,3 миллиарда рублей. Аналогичные работы ожидают и остров Врангеля, и российские поселки на Шпицбергене", — отметил Владимир Путин в своем выступлении на форуме. Кроме того, на очистку входящего в состав Чукотского автономного округа острова Врангеля до 2013 года в соответствии с решением федерального правительства планируется направить более 250 миллионов рублей.
Читайте также: Россия и Норвегия разделили воды Арктики
Автору этих строк не раз приходилось бывать в далеком Заполярье. Гигантские залежи металлолома в виде вышедшей из строя еще во времена СССР техники и корпусов судов, пустых железных бочек и даже "месторождения" керосина, бензина, дизтоплива и так далее — это вполне обычный, даже привычный пейзаж береговой черты на многих арктических объектах. СССР вкладывал в Арктику много, и теперь это самое "много" придется тратить на утилизацию вложенного…
Но все-таки основной темой форума было формирование арктической транспортной системы как фундамента развития Арктического региона. Наличие и устойчивое развитие такой инфраструктуры — во многом залог стабильности и роста экономики. Вот как прокомментировал "Правде.Ру" ход и предварительные итоги форума мэр Северодвинска Михаил Гмырин:
"У нас форум не мог не вызвать особый интерес, потому что очень значимая роль в освоении Арктики отведена как раз Северодвинску, где сосредоточены крупнейшие предприятия Объединенной судостроительной корпорации "Севмаш", "Звездочка", "Арктика". Наукоемкие технологии атомного подводного кораблестроения сегодня эффективно используются в гражданском секторе. Построенная корабелами "Севмаша" морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная" уже установлена на шельфе Печорского моря.
Сегодня Северодвинск является стратегическим плацдармом в освоении углеводородных месторождений Арктики, тут единственные верфи России, которые имеют выход в открытый океан. На предприятиях судостроения и судоремонта работает более 40 процентов экономически активного населения города. Отрадно, что в 2010 году город корабелов включен в перечень 35 российских моногородов, получивших федеральные средства для реализации комплексных инвестиционных планов развития. Надеемся, что это станет основой для развития как города, так и производств, а в конечном итоге и всей российской Арктики".
Кстати, в своем выступлении министр транспорта Игорь Левитин приоткрыл некую тайну, заявив, что для работы в Арктике только в ближайшие годы планируется построить три атомных ледокола, а далее — еще три атомных ледокола до конца 2020 года. Ну что ж, было бы здорово, если бы российская промышленность без работы не осталась. Правда, в кулуарах Арктического форума сразу же после заявления Левитина повисла некая скептическая пауза: а не получится ли, что российская судостроительная промышленность останется без заказов на арктические суда? Ведь ушел же колоссальный заказ на вертолетоносцы "Мистраль" французам…
Кстати, заместитель председателя правительства России Сергей Иванов несколько обескуражил собравшихся известием о том, что администрация Северного морского пути будет открыта в Москве. Еще два региональных представительства будут располагаться в Мурманске и Певеке. Архангельск как-то вообще не прозвучал, словно он и не входит в структуру Севморпути… Впрочем, это уже совсем другая история.
Читайте также: Кто устроил озоновую дыру над Арктикой?
Интересно, что по закрытии форума в Архангельске прошел очень необычный флэш-моб: по центральным улицам города прошелся маршем отряд… белых медведей. В отличие от настоящих хищников, эти белые мишки были добрыми, раздавали всем прохожим воздушные шары и конфеты. В самом центре Архангельска медведи запустили послание ко всем медведям мира с призывом объединиться в борьбе за экологию и мир во всем мире.
Кстати, в регионе есть колоссальная проблема с оттоком молодежи. Ребята не видят перспектив и уезжают в другие регионы — в Москву, Питер. Если же начнется реальное освоение Арктики и появятся нормальные рабочие места, это даст Русскому Северу новое дыхание.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"