90-летний Иван Калимон (John Kalymon) значится под седьмым номером в списке самых разыскиваемых (а не опасных, как иногда ошибочно пишут некоторые издания) нацистских военных преступников. Он вскоре предстанет перед мюнхенским судом. Процесс над другим украино-американцем Иваном (Джоном) Демьянюком оказался заразительным. Суд обещает быть праведным и скорым.
Родившийся в 1921 году выходец из Украины Иван Калимон, с 1949 года проживал в американском штате Мичиган. По данным иерусалимского центра Симона Визенталя, который и составляет список наиболее разыскиваемых нацистских военных преступников, Калимон участвовал в убийствах тысяч евреев во Львове во время Второй мировой войны.
По данным издания Tagesspiegel, 18-летний Иван перебрался в Вену, где он непродолжительное время помогал на сельхозработах в крестьянской усадьбе. Позже два года проработал в Ганновере, а затем его следы теряются, до тех пор пока он снова не появился во Львове.
Читайте также: Неонацисты потеряли свой алтарь
С 1941 по 1944 год Иван Калимон служил добровольцем (Freiwilliger) в украинской вспомогательной полиции, сотрудники которой активно занимались преследованием и уничтожением евреев во Львове, ставшем Лембергом. Во время Второй мировой войны украинский полицай принимал участие в зачистках, которые проводились во львовском гетто, депортации евреев и в массовых расстрелах. По крайней мере, речь идет об одном документально подтвержденном убийстве, совершенном Калимоном.
Сотрудники украинской вспомогательной полиции после каждой проводимой ими "спецоперации" отчитывались перед своими нацистскими хозяевами, в частности, о расходовании боеприпасов. Немцы со свойственной им педантичностью вели подробную документацию, которая после разгрома рейха досталась союзникам. В августе 1942 года полицай Калимон письменно рапортовал своему начальству об участии в операции против евреев, в ходе которой лично застрелил одного и ранил другого человека.
В написанном им от руки документе значится следующее: "Я, (…) Иван Калимон из 5-го комиссариата украинской полиции 14.08.1942 года в 19 часов во время операции против евреев применил табельное оружие, использовав в служебных целях 4 патрона. При этом я ранил одного человека, а другого убил". Один лишь только этот документ ставит Калимона в более невыгодное по сравнению с Демьянюком положение. И судебный процесс над ним может оказаться более скоротечным, чем в случае с его украинским тезкой, обвиненного в уничтожении по крайней мере 29 тысяч человек.
Читайте также: Швеция оплакивает прибалтийских нацистов
В свое время этот документ был получен из Office of Special Investigation (OSI) в Вашингтоне (специального подразделения для розыска и наказания нацистских преступников, основанного в 1979 году при министерстве юстиции США) и теперь, как считают в уголовной полиции Баварии, требуется лишь доказать, что бумага действительно была написана самим Калимоном. Для графологической экспертизы уже подготовлены другие документы, на которых имеются подписи Калимона, сделанные им во время войны.
В конце Второй Мировой он оказался в Чехословакии, а потом перебрался в Рейнскую область. У него есть немецкое гражданство. Как и Демьянюк, Калимон сначала оказался в американском лагере для "перемещенных лиц — "Displaced Persons", расположенного вблизи Мюнхена, а позднее эмигрировал в США.
По показаниям самого Ивана Калимона известно, что он участвовал в акциях, проводившихся в лагере "Белжец" на территории Польши. Нацистский концентрационный лагерь и лагерь смерти "Белжец" (по-польски Bełżec, по-немецки Belzec) был одним из трех лагерей уничтожения, наряду с Собибором и Треблинкой, в которых проводилась так называемая"Операция"Рейнхардт""(Aktion"Reinhardt"или Einsatz "Reinhardt"). Подэтим кодовым названием понималась государственная программа Третьего рейха по систематическому истреблению евреев и цыган в генерал-губернаторстве (оккупированная нацистами часть Польши и Западной Украины). В результате этой акции погибло свыше двух миллионов евреев и около 50 тысяч цыган.
Основной пункт обвинения против Калимона аналогичен обвинению, которое в свое время было предъявлено Демьянюку: убийство евреев в лагере смерти. Однако в случае с Kалимоном сыщики поступили иначе, чем с Демьянюком. Отпала необходимость в сличении списков имен депортированных с именами насильственно умерщвленных, поскольку такой способ невероятно увеличил бы количество жертв. В одном лишь лагере "Белжец" всего было уничтожено более 600 тысяч узников. Позже в Варшаве Kалимон охранял группы заключенных из еврейских рабочих.
В 2007 году власти США в законном порядке лишили Калимона американского гражданства, а в январе этого года, как сообщается на сайте немецкой газеты Frankfurter Rundschau, распорядились выслать его из страны. Депортировать преступника сразу же, например, в Германию, не получилось, поскольку этот вопрос надо было сначала урегулировать с министерством иностранных дел. Пока не выяснилось, что делом займется мюнхенская прокуратура, куда центральное управление по розыску национал-социалистских преступников, в конце концов, и передало все необходимые документы.
Читайте также: Хорватских нацистов "поставляли" монастыри
Калимон признался в содеянном не сразу. В октябре 2009 года по его делу в Америке началось судебное разбирательство. Суд над нацистским преступником вызвал международный резонанс и привлек внимание прессы из разных стран. Тогда в США приехала съемочная группа из Украины. Калимон поначалу отнесся к бывшим соотечественникам настороженно, но потом дал им интервью.
Бывший каратель сказал про себя так: "Я не знаю более честного человека, чем я сам". Про свою службу в полиции он сказал так: был самым молодым, занимал самую низкую должность и выполнял самую простую работу. Калимон говорит, что служил у нацистов шофером. И никогда никого не убивал. Рапорт от августа 1942 года, на который опирается обвинение — фальшивка, сработанная его бывшими нацистскими начальниками.
На вопрос "Почему Вы во время войны не пошли в Красную Армию?", Калимон ответил: "Я не захотел. И никогда бы не пошел, потому что знал одно: я украинец, и Украина должна быть независимой. А почему не пошел в подполье? Тоже не захотел, потому что испугался. С моими хроническими заболеваниями, да в подполье? Что я там смогу сделать?" Калимон — хронический астматик. Позже, в Америке, врачи диагностировали у него рак.
Читайте также: Приговоры нацистским палачам — приговор Фемиде
Живя в США, Калимон прослыл среди соседей набожным человеком. Это подтвердила Любовь Калимон, его жена: "Иван был всегда очень религиозным, ходил к причастию. Он никогда бы не смог убить человека".
Пресс-служба американского Министерства юстиции заявила, что преступникам, имевшим отношение к Холокосту, давно пора твердо уяснить себе, что Америка не собирается быть для них "безопасной гаванью".
Всем сердцем приветствуя решение американской Фемиды, как наглядное доказательство принципа "нет срока давности нацистским преступлениям", сокрушаешься лишь по поводу того, что властям США потребовалось шесть с половиной десятилетий для подобного разбирательства, даже исключая юридические и дипломатические заморочки. Выдача нацистских прихвостней на расправу еще раз подтверждает, что предатели никогда и никому не были нужны. Пусть в виде старческих мощей, но их все равно сдадут.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"